Парфюмерная мастерская.

Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Светлогорск, он же Раушен: главный курорт Калининградской области. Часть 1
Парфюмер за работой
nostradamvs
Ещё один новый для меня город, где я побывал весной, - это Светлогорск. Точнее, Раушен, как он назывался до того, как в 1945 году перейти от Германии к СССР (ну, переименовали чуть позже, в 1947-м). Я впервые побывал в Калининградской области, и, конечно, мне было интересно. Здешние города строили немцы, ухаживали за ними немцы, а 70 с небольшим лет назад они перешли Советскому Союзу. Это самая европейская Россия, и самая отличающаяся от остальной страны – по крайней мере, внешне.

Город можно поделить на три слоя:
- немецкий: очень красивые здания, невероятного качества мостовые, которые пережили все сто слоёв асфальта, который на него клали и продолжают класть наши, градостроительный уют в смысле планировки;
- советский: хрущёбы, пара бренжневских серых зданий убогого вида, плохое состояние немецкой архитектуры, ноль реставрации;
- российский: по-прежнему плохое состояние немецкой архитектуры, потому что в России вообще с уважением к архитектурному наследию никак, сайдинг поверх резного дерева и пластиковые окна в деревянных дворцах XIX века; но при этом на удивление хорошо сделанные тротуары, фонари, заборчики (не считая, конечно, обязательного поликарбоната, а-а-а), качественная работа с зелёными насаждениями, симпатичная скульптура. То есть тут европейский менталитет всё-так даёт бой российскому.

Но ладно. Давайте посмотрим всё своими глазами и на конкретных примерах. Поехали!



Прогулка по Раушену. Часть 1Collapse )

На этом первую часть прогулки по Светлогорску мы завершим. Во второй части прогулки мы посмотрим на самые знаменитые достопримечательности города – скульптуры Германа Брахерта и различные здания-памятники федерального значения.

Ко второй части.

Оглавление путешественных заметок с фотографиями и можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала.


Прочитано и просмотрено, выпуск 248
Парфюмер за работой
nostradamvs
ПРОЧИТАНО

Хосе Карлос Сомоза. Дама номер 13. Идея хороша. Музы, вдохновляющие поэтов, и ведьмы, слетающиеся на шабаши, - это одни и те же существа, секта женщин, способных использовать поэтические строки в качестве заклинаний (для того и вдохновляют). А вот реализовано – плохо. Дамы могли растереть главных героев в порошок раз двадцать, но всегда отпускали под явно выдуманным писателем предлогом. Это как в старом голливудском кино главный злодей долго болтал, чтобы дать хорошему время выкрутиться. Здесь – ровно то же самое. Алогичность и слабость поступков Дам несколько низводит пафос, связанный с таящейся в них опасностью. 4/10.
Фредерик Бакман. Бабушка велела кланяться и передать, что просит прощения. Конечно, мне должна была понравиться эта книга – трогательная, мила и остроумная история о девочке, которая получает после бабушкиной смерти письмо от неё – и раскручивает целый клубок взаимоотношений бабушки с другими людьми. Но мне не понравилась. Потому что после «Жутко громко и запредельно близко» Фоера и «Здравствуйте, мистер Бог, это Анна» Финна книга Бакмана не то что вторична – она третична. Она использует ровно те же штампы, ровно те же рычаги давления на читателя, ровно те же трюки и эффекты. И получается вроде сильно, но – слабее, чем в двух предшествующих произведениях. 4/10.
Харлан Кобен. Единожды солгав. Посредственный детектив, совершенно недостойный Кобена. Так всегда бывает: когда ты возносишься на Олимп настолько, что от тебя примут любую дрянь, ты её и пишешь, а чё напрягаться-то. Многие вещи решены совершенно топорно. Например, к героине, у которой убили мужа, после похорон подходит следователь и говорит: «Расскажите, как всё было». Она такая: «Я же уже была на допросе». «А я ещё раз хочу услышать». Это такой примитивный литературный приём, чтобы рассказать зрителю подоплёку, но при этом начать не с самого первого допроса. Штамп на штампе. Концовку я угадал (она не то чтобы простая, у меня опыт просто большой). 4/10.
Амор Тоулз. Джентльмен в Москве. Поразительно прекрасен этот роман. Наивный, с немного неестественными русскими фамилиями, псевдоисторический, но безумно трогательный и настоящий, роман, я бы сказал, о дружбе и недружбе. Это то же самое, что в «Смерти Сталина» – когда иностранец внезапно понимает и интерпретирует самые чудовищные периоды российской истории гораздо более сильно, выпукло и правильно, нежели серая слизь, прикрывающаяся лощёным патриотизмом. Но «Джентльмен в Москве» не о России, о мог быть и о Китае, например, и о Турции, в общем, о любой стране, сменившей один мир на другой. Потому что это книга абсолютной неспешности, книга об искусстве сохранения ритма, о человеке, который не меняется, потому что не считает нужным. Независимо от окружающего ада. 9/10.

ПРОСМОТРЕНО

Место встречи (The Place, Италия, 2018). Отличный фильм. Всё действие происходит за одним столиком одного маленького итальянского кафе под названием The Place. За этим столиком сидит человек с большим гроссбухом, и к нему приходят люди, которые чего-то хотят. Слепой – обрести зрение, монахиня – вернуть веру, автомеханик – переспать с кинозвездой, продажный полицейский – вернуть пропавшие деньги, которые он должен. И так далее. И человек даёт им задания, по выполнении которых желания исполнятся. Одному – убить маленькую девочку. Одному – изнасиловать женщину. Одной – разбить семейную пару. Сложные, невыполнимые, чудовищные. Но ведущие к исполнению мечты. «А можно вот это?», спрашивает «клиент». «Это можно», говорит человек за столиком. И конец потрясающий, да. 9/10.
На грани безумия (Spinning Man, Ирландия-Швеция-США, 2018). Падкого до студенток профессора обвиняют в исчезновении (убийстве) одной из учившихся к него девушек. Всё указывает на него. И он знает, что это он. Или не он. Или не знает. Гай Пирс и Пирс Броснан – отличный дуэт, только вот окончание фильма никакое, совсем никакое. Неинтересно, рушащее всё напряжение и превращающее психологический триллер в мелодраму. 5/10.
Гордая Мэри (Proud Mary, США, 2018). Неимоверно тупой боевик о чёрной киллерше, которая берёт на воспитание сироту, чьих родителей она годом ранее убила. Это вызывает у неё ряд проблем, и за последние 15 минут фильма она все их решает, в одиночку явившись в логово зла и убив всех (на глазок человек 30) плохих. В неё не попадает ни одна пуля, её «Мазерати» после расстрела из автоматов спокойно ездит, плохие перед смертью произносят речь, в общем, спасибо, боевик 1990-х с Синтией Ротрок слегонца устарели, чтобы снова их снимать. 2/10.
На пределе (Aus dem Nichts, Германия-Франция, 2017). Я Дайану Крюгер вообще не узнал, столько лет она не попадалась мне в кино. В общем, мрачный фильм о том, как террористы-любители самопальной бомбой убивают мужа и сына героини, суд их оправдывает, героиня им мстит. Это не боевик и даже не детектив: большую часть фильма, процентов 60, занимает суд. Сама месть – последние 10 минут. Чего я не понял, так это как обычная немецкая домохозяйка из говна, палок и сетевой инструкции делает рабочую бомбу. Ну честно. Натяг. А в целом – скучно. 4/10.
Тихоокеанский рубеж 2 (Pacific Rim: Uprising, США-Китай-Великобритания, 2018). Да то же самое, что и первый – чистой воды игрушка дель Торо, только тут он выступил в качестве продюсера, а не режиссёра. Гигантские боевые роботы малоосмысленно херачат других гигантских боевых роботов, больше ничего. 1/10.
Титан (The Titan, Великобритания-Испания-США, 2018). Весь фильм команду специально отобранных добровольцев видоизменяют, чтобы они могли жить на Титане без защиты («Титан – наша единственная надежда! Земля перенаселена!»), все они сходят с ума и дохнут, и только главный герой после ряда приключений отправляется на Титан. Вот тут и возникают вопросы. На хрена его туда отправили? Как он, в одиночку живущий на Титане, спасёт мир? Обычные люди всё равно не выдержат таких трансформаций. Ну ок, у нас тепеть свой человек в космической пустыне. Круто, круто, очень ценно. Ребят, а может… Марс? Не проще ли? Ну да, там так себе с атмосферой, но как бы другие вещи поудобнее будут. 2/10.
Безжалостный (Relentless, США-Сальвадор, 2018). Похищают работающую в Сальвадоре девушку, и её мать из США бросается на помощь. А дальше начинается глупость. Героиня обращается за помощью к мелкому местному бандюгану, и он не просто соглашается помочь (!), а лично на своём «Мерседесе» едет с ней в Гватемалу, убивает там бандитов направо и налево, расхреначивает всё на своём пути и спасает всех. Она говорит ему «Спасибо», он уезжает в закат. Смотреть довольно интересно, но вот логика поведения героя для меня так и осталась загадкой. 4/10.


Музей ПАО «АвтоВАЗ» в Тольятти: обычные и необычные «Жигули»
Парфюмер за работой
nostradamvs
Ещё одно место, где мне довелось побывать в последнее время, – это музей ПАО «АвтоВАЗ» в Тольятти. В Тольятти я бывал и раньше, но никогда по самому городу не ходил, и в этот раз времени не было. Так что вырвал два часа на достаточно известный музей.

Сразу замечу: многие путают музей ПАО «АвтоВАЗ» с другим тольяттинским техническим музеем – гигантским Парковым комплексом истории техники имени К. Г. Сахарова. Дело в том, что этот музей был основан также на средства ПАО «АвтоВАЗ» и с 2001 по 2014 год назывался Технический музей ОАО «АвтоВАЗ». Потому и была путаница. Сейчас её нет – есть музей ПАО «АвтоВАЗ», основанный в 1976 году и собирающий экспонаты, связанные с ВАЗом. И есть музей имени Сахарова 2001 года основания – поразительных размеров и редкости экспозиции (всё – в жутковатом состоянии, что уж тут говорить) комплекс. Но сегодня мы именно про «Жигули».

Вперёд!



Прогулка по музеюCollapse )

Оглавление путешественных заметок с фотографиями и можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала


Заполярный: город на краю мира
Парфюмер за работой
nostradamvs
Помимо Мончегорска, в апреле 2018 года я побывал в Заполярном. Это на север от Мурманска, почти у самой границы с Финляндией. В отличие от Мончегорска, Заполярный был основан в 1956 году, то есть уже после того самого чудовищного указа «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», полностью уничтожившего советскую архитектуру и породившую десятки тысяч одинаковых серых панелек, жуткие промзоны с серыми цехами и прочий неуют. В отдалённые точки страны это постановление приходило с опозданием – в том же Мончегорске есть красивые неоклассические сталинки 1960 года постройки. Но поскольку Заполярный появился уже после постановления как таковой, у него не было ни единого шанса стать красивым городом. Будем честны: он, к сожалению, уродлив. Хотя люди пытаются это как-то исправить – мы это ещё увидим.

Итак, за Полярный круг!



Прогулка по ЗаполярномуCollapse )

Оглавление путешественных заметок с фотографиями и можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала


Мончегорск осенью: ещё один город, который я посетил
Парфюмер за работой
nostradamvs
Вообще говоря, в Мончегорске я побывал в октябре 2017 года, сразу после Норильска. Но так получилось, что не было времени написать отчёт. Плюс ещё «Яндекс. Фотки» переехали на «Яндекс. Диск», и теперь всё стало довольно неудобно, а уж трёхэтажные ссылки – бр-р. В общем, приспосабливался я. Ну и да, на прошлой буквально неделе я второй раз побывал в Мончегорске и понял, что теперь стыдно уж не написать отчёт-то. Поехали!

Мончегорск находится несколько южнее Мурманска, но всё равно за Полярным кругом. Населения там немного – 42 000 человек. Город был основан в 1935 году для обслуживания медно-никелевых месторождений, чем, собственно, он занимается и по сей день. В отличие от Норильска, Мончегорск строили с самого начала именно как город для людей, а не как лагерь для заключённых, поэтому он неплохо продуман. Его пересекает широкая улица – проспект Металлургов, вдоль которой на протяжение всего города – шикарный сталинский ансамбль. Если бы здания были в хорошем состоянии (как и почти везде в России, они облезлые, с разнобойными остеклениями, местами разваленные), можно было бы хоть сегодня подавать в ЮНЕСКО в качестве прекрасного образца городской застройки периода сталинского неоклассицизма.

Итак, пойдём-ка мы в город.



Мончегорск осенью (да и весной такой же)Collapse )

Оглавление путешественных заметок с фотографиями и можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала

"Яндекс. Фотки" умерли окончательно: с "Диска" нельзя вставлять фотки, теперь официально
Парфюмер в тюрьме
nostradamvs
К сожалению, друзья, "Яндекс" полностью уничтожил функционал "Яндекс. Фоток". Все эти красивые разговоры о том, что после перехода на "Яндекс. Диск" ими можно будет пользоваться, оказались ложью. "Яндекс" убил очень важную функцию, за которую многие так любили и пользовались "Яндекс. Фотками". Теперь фото нельзя вставлять в посты и другие места. Это официально: "Яндекс" перестал быть фотохостингом. Старые ссылки сохранились, но с учётом политики "Яндекса" я бы рекомендовал сохранить на компьютере всё, что было у вас там раньше, потому что они точно так же могут взять и убить старые ссылки. И всё.

Об этом не писалось НИГДЕ. Меня возмутили длинные линки на оригиналы на "Яндекс. Диске", и я написал в поддержку. Мне пришло вежливое и аккуратное письмо с объяснением, что вставлять больше нельзя. Идите, пожалуйста, в жопу, дорогие пользователи, переходите на другие сервисы. Привожу письмо целиком:

"Здравствуйте!

Я сожалею, что Вы столкнулись с такой проблемой! Думаю, здесь стоит пояснить немного о работе ссылок на фотографии на Яндекс.Диске.

Дело в том, что после переезда на Яндекс.Диск создавать новые ссылки для вставки фотографий на форумы bbCode/HTML не получится, в связи с техническими особенностями работы Яндекс.Диска. Это было сделано намеренно по нескольким причинам:

1) Прежде всего, это нужно для безопасности пользователей (блядь, нашли оправдание, всё во имя безопасности, мать вашу). При скачивании файла не по прямой ссылке, а со страницы загрузки, пользователь имеет возможность просмотреть информацию об этом файле, в том числе результат проверки файла антивирусом и замечания от администрации Яндекса до того, как скачать файл.

2) Также это даёт возможность ограничить автоматические скачивания файлов различными роботами и скриптами.

3) Кроме того, мы не хотели бы, чтобы наш сервис стал обычным файловым хостингом.(да, именно поэтому теперь ваш сервис стал обычным файловым хостингом, поздравляю)

Все созданные ранее, на Яндекс.Фотках, ссылки продолжат работать до тех пор, пока Вы не удалите или не переместите соответствующие файлы на Яндекс.Диске.

Ссылки, вроде тех, что Вы привели, являются временными, сгенерированными для просмотра, и срок их "жизни" - от нескольких часов до нескольких суток.

При этом Вы всегда сможете делиться публичными ссылками на конкретные фотографии или альбомы (подробнее об их создании можно прочитать здесь - https://yandex.ru/support/disk/share/sharing.html ). Эти ссылки можно будет открывать для просмотра на отдельной странице.
Вы также всегда можете поделиться фотографией в социальных сетях: https://yandex.ru/support/disk/share/export-photo-social.html .

Возможно, в будущем эта политика будет пересмотрена, но на данный момент я не могу Вам чего-либо обещать.

Если у Вас появятся дополнительные или новые вопросы о работе с Яндекс.Диском, пишите. Я буду рад на них ответить и помочь Вам".

Вот так. Уходим на другой сервис.


Прочитано, просмотрено, пройдено, выпуск 247
Парфюмер за работой
nostradamvs
ПРОЧИТАНО

Альберт Санчес Пиньоль. Холодная кожа. Слабая книга: заявка на руку, реализация на ноготок. Бывший ирландский сопротивленец в первой половине XX века приезжает метеорологом на отдалённый остров, где встречает своего съехавшего с катушек предшественника, который выдаёт себя за смотрителя местного маяка. Вместе они отражают ежедневные атаки странных морских существ (лягушанов) и заодно трахаются с лягушанкой. Собственно, больше в книге ничего не происходит. Перерождения героя не чувствуется. В конце создаётся иллюзия, что он стремится понять лягушанов, но это иллюзия – книга просто обрывается. В общем, я не понял, зачем это написано. 3/10.
Владимир Медведев. Заххок. Сильная, но во многом сказочная история о гражданской войне в Таджикистане в 1993 году. С одной стороны, блестяще, изнутри описан быт, обычаи, скажем так, «правила жизни» различных слоём таджикского населения – городских, деревенских, бандитов и так далее. С другой, герои слишком выпуклы и искусственны – Прекрасная Девушка, Мужественный Рыцарь, Глупый Братик, Главный Плохой, над ними как будет написаны большие буквы, как в фарсовых кинолентах 60-х. Ну и да, её жалко. Тем не менее, книга интересная, стоящая, очень заметная на литературном фоне последних лет. 7/10.
Александра Николаенко. Убить Бобрыкина. Очень круто написанная книга в жанре «повествование глазами имбецила» (см. «Загадочное ночное убийство собаки» или «Шум и ярость») И очень грустная и страшная. Потому что это история о том, как злобная, глупая и болезненно религиозная мамаша последовательно превращает своего и без того слабого и безвольного сына в недоразвитого идиота. Пока он ребёнок, за него с мамашей сражается хорошая девочка Таня – но в момент повествования ему уже за 30, Таня давно замужем, а он вечно живёт в своём розовом мире, боится мамаши и мечтает с Таней сбежать в Австралию. И знаете, его не жалко. А мамашу – ненавидишь. 7/10.
Дмитрий Глуховский. Текст. Ну, Глуховский, конечно, вырос со времён «Метро» на несколько голов. Отдав свой средний фанттекст на растерзание молодым авторам в качестве проекта-баблоносителя, Глуховский начал писать книги, и у него получилось – местами наивно, местами мастерски. «Текст» – это история о вышедшем из заключения и оттрубившем полный срок невиновном пацане, который убивает того, кто его подставил, и получает его смартфон со всеми паролями и явками – и начинает жить его телефонной жизнью. Получился с одной стороны триллер, с другой стороны – социальный роман, обличающий многие общественные проблемы. Норм. Надо «Рассказы о Родине» почитать. 7/10.
Теодор Рошак. Киномания. Это очень круто, хотя вряд ли станет моей любимой книгой. Более всего поражает, как мастерски Рошак смешивает реальных режиссёров, актёров и фильмы с выдуманными, и я, в общем, очень хорошо разбирающийся в категории Б, треше и эксплуатационном кино (а роман в основном именно об этом жанре), лезу в Интернет, чтобы почитать о незнакомом мне имени - а такого имени и нет, его Рошак выдумал. Роман прекрасный (хотя и с откровенно слабой концовкой - но это не так важно, там в другом кайф), но всё-таки я продолжаю придерживаться мнения, что если вы не разбираетесь в Poverty Row, в продукции Mascot, Monogram или Republic, в творчестве Вэла Льютона или Жака Турнёра, то вы потеряете в этой книге целый слой. С другой стороны, «Киномания» великолепно объясняет, почему треш - это не «гадость», а заслуживающее особого внимания и изучения направление в киноискусстве. Вряд ли кто-то смог бы объяснить это лучше Рошака, человека, который ввёл в искусство понятие контркультуры. 8/10

ПРОСМОТРЕНО

Падающая вода, 2-й сезон (Falling Water, США, 2018). Первый сезон был прямо вот хорош. Второй – в целом тоже. Теперь герои решают не собственную проблему (поиски сына главной героини), а сторонюю – ищут таинственного наёмника-убийцу, умеющего с помощью снов заставлять людей убивать и умирать. Смотреть очень интересно, но в самой последней серии происходит так фигня, которую так любят создатели успешных сериалов и которой не было в первой части. Второй сезон просто обрывается с громким криком: продолжение – в третьем сезоне. Убийцу не поймали, ничего не решили, только новых загадок добавили, и это обидно. Ещё глупо то, что ни разу не использовали сверхспособности мальчика, на которых построена развязка первого сезона. 6/10.
Я тебя помню (Ég man þig, Исландия, 2017). Неспешный, как и все исландские фильмы, ужастик про то, как трое ребят покупают дом на отдалённом островке, а там есть труп и призрак. Параллельно идёт полицейско-детективная линия, раскрывающая историю этого трупа и призрака. Хочется сказать «не хватает динамики», но про скандинавское кино так не говорят, поэтому я скажу, что просто не хватает сюжетной логики – некоторые эпизоды вообще не играют, иные ничего не добавляют расследованию, в общем, несколько путаный пазл. 5/10.
Смерть Сталина (The Death of Stalin, Великобритания-Канада-Франция-Бельгия-США, 2017). Отличный фильм. Он не смешной – но он и не должен быть смешным, потому что это не комедия, это почти забытый ныне жанр сатиры, горькой и неприятной. Он крут тем, что он абсолютно, неимоверно правдив. Правдив не в том, как происходило то или иное действо (конечно, Жуков не приходил в Кремль, обвешанный пулемётами, и конечно, Хрущёв не надевал брюки поверх пижамы, и конечно, и конечно, и многое другое). Он правдив в том, что происходило. Именно «что». «Смерть Сталина» гипертрофирует и выпячивает реальность, как выпячивают комические черты вашего лица шаржи. И если на шаржевом изображении лица вы видите свой огромный нос, прыщи, косые глаза или лысину, которые в жизни не так велики, и которые вы стараетесь не замечать, то «Смерть Сталина» так же раздувает массовые расстрелы, извращённые наклонности Берии, бесхребетность Маленкова и так далее. Это очень умное кино. Оно может не понравиться – это нормально, умное кино вообще не призвано кому-то нравиться. И, кстати, подбор актёров шикарный. Райзборо в роли Аллилуевой вообще дико настоящая, убедительная донельзя. Бушеми и Айзекс ещё отменные. 10/10.
Вершина озера, 2-й сезон (Top of the Lake, Великобритания-Австралия-Новая Зеландия-США, 2017). Несомненно лучше первого. Гораздо более живые, выпуклые персонажи и не просто рефлексия, потому что нужно как-то растянуть на семь серий, а вполне трогательные межличностные сцены, помогающие раскрытию героев. На этот раз Робин Гриффин расследует историю со смертью китайской суррогатной матери, и ей помогает просто люто смешная полицейская в исполнении двухметровой Гвендолин Кристи. Минус, конечно, в слитой (как в первом сезоне) финале с горой вопросов. На фига Пус увёз девушек? Как их вообще через контроль пропустили? Как их можно было не найти? Да блин, какого чёрта Пус вообще не получил от Робин пулю? В общем, много оборванных линий. Но смотреть было вполне. 6/10.
Чудо-ребёнок (Prodigy, США, 2017). Плохое кино о приглашённом психологе, который весь фильм пытается добраться до очень умной девочки со способностями к телекинезу и злостью на весь мир, что повлекло за собой ряд смертей, начиная с убийства матери. Бесит «суперкоманда», которая её исследует: тупой бессмысленный психиатр, идиот-сотрудник, который бьёт её током, полный дебил-полковник, который рвётся её вскрыть. Если это «профессионалы», работающие над «важнейшим проектом», какие же там дилентанты? 3/10.

ПРОЙДЕНО

The House of Da Vinci. Квест на движке The Room (пока The Room 4 не пахнет, пришлос скачать этот). Довольно, в общем, приятный – есть загадки мегапростые, последовательные, есть – откровенно сложные (в основном в последнем уровне). По сюжету герой исследует различные механизмы в разных комнатах мастерской Леонардо да Винчи, чтобы найти портал во времени, через который ушёл от преследователей сам Мастер. Кто любит неплохие квесты для Android, рекомендую. 7/10.


Лифт
Парфюмер выливает духи
nostradamvs
Песенка 2008 года. Вот, записалось вдруг.




Прочитано и просмотрено, выпуск 246
Парфюмер за работой
nostradamvs
ПРОЧИТАНО

Алексей Сальников. Петровы в гриппе и вокруг него. Эта книга очень хорошо написана. Живой, интересный, захватывающий язык, объёмно обрисовывающий и персонажей, и картинку так, как будто ты прожил их жизнь или свою жизнь в их шкуре. Все, кто предъявлял редакторские правки и претензии к тому, как написана книга, мягко выражаясь, не должны сами ничего ни писать, ни в идеале говорить никогда. Потому что не оторваться, такая красота вокруг. Но. Сами по себе герои - Петров, его жена и сын, Игорь и его друг, родители Петровых и так далее - неинтересны. Если описать их не языком Сальникова, а просто в форме досье а-ля Штирлиц, сказать будет нечего. Это люди, между рождением и смертью которых есть только тире, серый автослесарь, серая библиотекарша, серый школьник. Это неправильно, полагаю я. Возьмите Оскара Мацерата из "Жестяного барабана": даже если убрать грассовские языковые эквилибры, герой останется интересным - своей судьбой, характером, безумием. А Петров - неинтересен. Это такой типовой герой современной русской прозы, штампованный, обыкновенный, ничего в нём нет - такую же пустоту героя можно было рассмотреть через язык Славниковой в "Бессмертном", который был тоже о том, о чём нечего сказать. Хорошо виден контраст у Водолазкина: Лавр - интересный герой, Авиатор - нет. Как их не описывай. И потому книга суммарно мне не понравилась. Я люблю игру в образы и понятия, люблю вот эту вот милую иронию, перемежающуюся с трагедией, но когда я не могу и не хочу помещать себя в шкуру персонажа, книга меня не трогает. 5/10.
Гузель Яхина. Зулейха открывает глаза. Это очень хорошая книга. Я бы сказал, что это "Правила дома сидра" Ирвинга - по-русски. История человека в гипетрофированных, трагических, комических, неправдоподобно страшных и одновременно нечеловечески прекрасных обстоятельствах. Набор отдельных, выжимающих душу сцен, складывающийся в простой сюжет о любви и смерти, потому что всё замешано на них, и нет смысла писать о чём-то другом. Профессор, на 10 минут выходящий из яйца безумия и принимающий у Зулейхи роды. Мёртвая свекровь, рассказывающая, что в урмане нет смерти. Дореволюционная аристократка, учащая татарского мальчика, родившегося на Ангаре, французскому языку. В какой-то мере это как "Смерть Сталина", то есть комикс, конечно, комикс - но какой достоверный комикс, в нём ты улыбаешься, плачешь и веришь гораздо чаще, чем делал бы это в документалке о суровой жизни раскулаченных поселенцев в Сибири (какая-то читательница люто возмутилась "слабостью описания ГУЛАГа, не то что у Солженицына"; прямо хочется её спросить - вы уверены, что тот роман читали? В "Зулейхе" нет лагерей, на поселениях жили совершенно иначе, почти свободно, это были вполне полноценные посёлки и города, чаще всего вообще без охраны). Всё это не умаляет ада, который скрывается где-то там, за буквами, и выползает наружу едва-едва - когда "раскулачивают" Муртазу, у которого имущества всего корова да лошадь, и когда отбирают у людей всё, что у них есть, и когда запрещают строить свои дома - доброе утро, Иосиф Виссарионыч (добрый усатый человек с портрета, Зулейха воспринимает его так). И ещё страшнее то, что эта жалкая жизнь, которая ей досталась, лучше, чем та жалкая, какая была. Незнамо, что лучше. Хотя в новой есть - надежда. Мальчик, носящий имя убийцы своего отца, и плывущий на лодке в Париж. 10/10

ПРОСМОТРЕНО

Тайна 7 сестёр (What Happened to Monday, Великобритания-Франция-Бельгия, 2017). В общем и целом довольно забавное кино о будущем, в котором можно иметь только одного ребёнка, а остальных надо сдать в специальную службу, где их заморозят до лучших времён. Но один хитрый дедушка умудряется воспитать аж семерых близняшек, которые подменяют друг друга, выдавая себя за одну девушку. Потом одна из них пропадает – и поехали. Фильм довольно кровавый, с мочиловом и в то же время не без честных и смелых людей в лице влюблённого в сестёр госслужающего охранника. Мне вполне понравилось, но – на один раз. 6/10.
Немой (Mute, Великобритания-Германия, 2018). Неплохой фильм Данкана Джонса (сына Боуи), к слову, добротного режиссёра – он снял «Луну 2112» и «Исходный код». Мрачная атмосфера 2040-х годов, тёмный урбанистический Берлин, живущий там немой амиш, которому нельзя сделать операцию по возвращению голоса из-за религии, и его девушка. А когда девушка пропадает – он пускается на поиски, походу дела превращая в кашу нескольких сутенёров и другой уличной мрази. Забавно, но будущее не играет никакой роли, кроме антуражной – это же сюжет легко переносится в наше время или даже в 1950-е годы, почему бы и нет. Не очень ясна только мотивация хирурга-протезиста в конце (не спойлерю), но ладно, пусть будет. 8/10.
Прости нас, господи (Que Dios nos perdone, Испания, 2016). Мрачный, мутный и тянущийся, как резинка, испанский детектив о двух полицейских, охотящихся на маньяка, который насилует и убивает старух. Фильм тяжёлый, пронизанный человеческими отношениями, личными проблемами, с неоднозначной концовкой, но в целом оставляющий какое-то пространство для надежды. Если что, особой интриги ждать не стоит – всех героев нам показывают практически с самого начала, и фокус именно на их взаимоотношениях, а не на том, кто убийца и как его ловят. 5/10.
Форма воды (The Shape of Water, США, 2017). Очень красивый и очень, очень слабый фильм с простым, милым и линейным сюжетом, недостойным «Оскара» ни в коем разе. То есть в нём нет ничего, за чем было бы интересно следить. По трейлеру был понятен сюжет от первого до последнего кадра, и да, таков сюжет и был. Он – Аквамен, над ним ставит опыты Плохой, Она – уборщица, спасает Аквамена из лап Плохого, всё. Прекрасно обыграны киноштампы времён Холодной войны, забавное понимание русских тех времён, но всё это ничего не добавляет сюжету – ни глубины, ни смысла, а многие линии, как, например, поедание кошки, их жизнь над кинотеатром или отказ принимать иллюстрации – просто прикручены сбоку и безболезненно удаляются. Дель Торо очень сдал, очень, до «Лабиринта Фавна» ему уже никогда не допрыгнуть. 5/10.
Аннигиляция (Annihilation, Великобритания-США, 2018). Слабый, лишённый множества логических элементов фильм о том, как группа тёток-учёных идёт вглубь зоны посадки инопланетян, чтобы понять, в чём смысл происходящих вокруг природных аномалий. Что неясно из фильма, так это почему за два года куча профессиональных военных отрядов не дошли – идти там всего ничего, а из пяти тёток погибли трое, причём две – по глупости от лап одного медведя. Собственно, кроме медведя и крокодила, опасностей на пути не замечено. Ну и в конце тварь сжигают обычным (!) огнём (!) в результате взрыва фосфорной гранаты (то есть тварь ГОРЮЧАЯ). Зачем вообще было всё это городить? 2/10.
ЛЕГО Ниндзяго Фильм (The LEGO Ninjago Movie, США-Дания, 2017). Как и «ЛЕГО Бэтмен», мультфильм смешной и стёбный, хотя послабее. В «Бэтмене» злой стёб был в каждой фразе, тут сценарист попытался сделать фильм чуть более детским и долил морали, что историю упростило – но в целом это всё равно весело и круто. У нас есть шесть ниндзя, которые сражаются с чёрным властелином, пытающимся захватить город, и всё это бурно, весело, с шуточками и прибауточками. В общем, зачёт. 6/10.
ЛЕГО: Флэш (Lego DC Comics Super Heroes: The Flash, США, 2018). В отличие от трёх предыдущих фильмов ЛЕГО («Фильм», «Бэтмен» и «Ниндзяго») «Флэш» вообще не использует кукольных элементов и реальных наборов «Лего», он – полностью компьютерный. Поэтому движения и мимика человечков намного богаче. И снимать было, наверное, легче – художники не заморачивались механическими возможностями конструктора, рисуя всё подряд. В целом это весело, смешно и бурно, как и предыдущие мультфильмы компании, Флэш клёвый :) 6/10.
Чёрное зеркало. Белое рождество (Black Mirror. White Christmas, Великобритания, 2014). Мрачная рождественская серия, не входящая в основные сезоны и потому пропущенная мной при изначальном просмотре сериала. В принципе – полнометражный фильм, такой же, как и многие из серий «Чёрного зеркала». Два человека сидят в одной комнате и рассказывают друг другу крайне неприятные эпизоды из своего прошлого. Заканчивается всё крайне неприятным подытогом их посиделок. «Чёрное зеркало» в своём репертуаре. Но вообще – сильно. Хотя жена «обвиняемого», конечно, та ещё дура, надо сказать, могла бы тупо признаться и сказать, что уходит от него, а не мучить человека много лет. 6/10.
3%, 1 сезон (3%, Бразилия, 2016). Довольно глупый бразильский сериал от Netflix. Есть некий лучший мир («побережье»), куда в возрасте 20 лет может попасть, пройдя ряд испытаний, любой житель остального, жалкого и убогого мира. Ну дальше типичные «голодные игры» начинаются, подростки соревнуются и всё такое. Немного подбешивает, что в сериале вообще никак не намекается, что с остальным миром – есть ощущение, что просто в замкнутом пространстве живут вот эти тыщ сто на глаз человек, а больше и нет ничего. 4/10.
Джуманджи: Зов джунглей (Jumanji: Welcome to the Jungle, США, 2017). Не так ужасно, как я боялся. Конечно, совершенно штампованная подростковая завязка про девочку-отщепенку, мальчика-слабака, пацана-бейсболиста и школьную красавицу, но затем – много забавных приключений и вообще позитива. Создатели не пытались подражать первому фильму – тут «Джуманджи» не настольная, а компьютерная, и приключения происходят в мире игры, а не в нашем. Жирный бородатый Джек Блэк так круто отыгрывает девушку, попавшую в его тело, что выглядит женственнее любого другого женского персонажа фильма. В целом удовольствие я получил, но пересматривать всё-таки буду классическую версию. 6/10.


Особо понравившиеся в 2017 году книги и фильмы
Парфюмер за работой
nostradamvs
Друзья, я замотался и совершенно забыл, что каждый год суммирую просмотренное и прочитанное за год предыдущий, делая эдакую выдержку. Итак, лучшее из просмотренного и прочитанного за 2017 год. Жирным выделены особо понравившиеся. Желающие могут посмотреть аналогичные списки 2014, 2015 и 2016 годов. В нынешнем списке пунктов будет совсем немного.

КНИГИ

Чайна Мьевиль. Рельсы

ФИЛЬМЫ И СЕРИАЛЫ

Троцкий (Россия, 2017)
Ветреная река (Wind River, Великобритания-Канада-США, 2017)
И никого не стало (And Then There Were None, Великобритания, 2015)
Чудо-женщина (Wonder Woman, США-Китай-Гонконг-Великобритания-Италия-Канада-Новая Зеландия, 2017)
Стражи Галактики. Часть 2 (Guardians of the Galaxy Vol. 2, США-Новая Зеландия-Канада, 2017)
Прочь (Get Out, США, 2017)
Орда (Россия, 2011)
Невидимый гость (Contratiempo, Испания, 2016)
Прибытие (Arrival, США, 2016)
Падающая вода, 1 сезон (Falling Water, США, 2016)
Мертвец детектива Мегрэ (Maigret's Dead Man, Великобритания, 2016)
Очень странные дела, 1 сезон (Stranger Things, США, 2016)
Встречное расследование (Contre-enquête, Франция, 2007)


?

Log in

No account? Create an account