nostradamvs (nostradamvs) wrote,
nostradamvs
nostradamvs

Category:

ЗНАКИ-ПРЕПИНАКИ

Недавняя моя статья про уместность мата в поэзии вызвала некоторый резонанс. Это хорошо: значит, писал не зря.
Но у многих современных поэтов есть ещё одна болезнь: нежелание ставить знаки препинания в связи с неумением их ставить. А ведь знаки препинания – это такие же полноправные участники языкового процесса, как и буквы. Без них текст выглядит убого и голо. Почему-то в прозе знаки препинания ставятся всегда. Все писатели – от классиков Тургенева или Толстого до нелюбимых мной модернистов типа Сорокина; от фантастов Лукьяненко или Олди до авторов попсовых детективов вроде Устиновой – все ставят знаки препинания. И ставят их, чёрт побери, грамотно. Даже если это делается не самим писателем, это делается корректором. И вот тут я не понимаю, почему в поэзии, которая является не менее важным литературным слоем, чем проза, многие не считают необходимым опуститься до синтаксической составляющей.


Первая и основная причина необходимости расстановки знаков препинания – это упрощение прочтения и понимания. Именно так. Стихотворение, грамотное с позиции синтаксиса, читается гораздо легче. Читатель знает, где необходима пауза, где следует какое-то перечисление, где заканчивается фраза или какая-либо логическая часть стихотворения. Для декламации знаки препинания – это вообще незаменимая вещь. Чтец гораздо глубже может проанализировать грамотное стихотворение для лучшей декламации.
В последнее время широко распространилась методика написания стихотворений “в строчку”. Очень многие сильные поэты пишут именно таким образом. Это многократно мной рекламируемые izubr, mantrabox, kniksen, aruna_leof. Некоторые приходят к такой методике стихосложения со временем, например, astradeni, да и я сам. Главное – не забыть, что стихи пишутся ещё и “в столбик” :) Поэты старшего поколения редко обращаются к такой методике, но весьма близко к ней лежит поэзия, например, Геннадия Жукова (“Речитатив для дудки”). Хотя вопрос не в этом. Если при написании “в столбик” естественные паузы ещё кое-как создаются разрывами строк, то при написании “в строчку” они сглаживаются, и знаки препинания становятся единственными помощниками читателя.
В своём собственном творчестве я дважды счёл необходимым обойтись без знаков препинания. Первый раз – в дурацкой песне “Грешники”, где отсутствие знаков препинания преследует конкретную цель. Куплеты поются однообразным монотонным речитативом на одной ноте без пауз и разрывов, и безо всяких эмоций. В припеве, где нужно немножко поиграть голосом, знаки препинания есть. Песенка написана так давно, что я храню её текст только для истории, конечно, такие вещи уже давно не поются. Но из неё можно вывести один постулат.
Мы имеем право опустить знаки препинания, если хотим подчеркнуть монотонность и безэмоциональность произведения для декламатора.
Второй раз я обошёлся без знаков препинания в более свежей песне “Мясная машина”, написанной по произведениям Владимира Сорокина и вызвавшей в своё время резонанс среди поклонников его творчества. Опять же, в “Мясной машине” я преследовал цели демонстрации бессмысленности, монотонности всего происходящего.
2/360, то есть порядка 0,55% - вот и всё отсутствие синтаксиса во мне любимом. И, по-моему, это нормальный процент. Крайне редко получается стихотворение, в котором отсутствие синтаксиса призвано что-то подчеркнуть.
Самые глупые оправдания, которое придумывают молодые (и не очень молодые) поэты дабы оправдать отсутствие запятых и точек:
- “я вышел за рамки знаков препинаний!” = я не умею их ставить
- “они меня ограничивают!” = я не умею их ставить
- “я не считаю их необходимыми!” = я не умею их ставить
- “я не умею их ставить...” - это хотя бы честно, но оправдание так себе: нужно учиться писать грамотно. Lingva latina non penis canina est.
Есть ещё один странный предлог. Люди говорят: “Мои стихи гораздо лучше выглядят без знаков препинания, чем с ними”. Ответ на это – один-единственный. Если вы говорите так, значит вы – хреновый поэт, и не стоит больше заниматься графоманией. Знаки препинания могут только улучшить стихотворение. Если они его ухудшают, значит, они сами по себе лучше, чем ваш опус. А уж если знаки препинания лучше вашего опуса, то я представляю себе, что там за опус...
Кстати, всё это касается ещё одного параметра – заглавных букв. В поэзии заглавные буквы должны быть обязательно в начале каждого предложения, то есть после точек, восклицательных и вопросительных знаков, многоточий и т.д. Там же, где и в прозе. Если вы пишете не в строчку, лучше всего сделать заглавными буквы в начале каждой строки, опять же, это соответствует неким сложившимся нормам поэзии. Впрочем, последнее не обязательно: к примеру, Бродский обходился без этого. Если же вы по каким-то причинам решили обойтись без знаков препинания, заглавные буквы просто обязательны, чтобы хоть как-то разграничить фразы.

Ещё одно маленькое дополнение вношу после диалога с chemodanov. И в самом деле, есть люди, которые всё умеют, просто им нравится не ставить знаки препинания. Это не преступление, а личное дело, хотя, честно говоря, читать стихи без знаков препинания - всё равно трудно и неудобно. Главное, отказываясь от синтаксиса, предварительно с ним подружиться.


Вот и всё. Это были просто мысли, связанные с присылаемыми мне на рецензирование стихами.


Кстати, о рецензировании. В последнее время поток стихотворений на рецензию резко упал, наверное, благодаря жёстким отпугивающим условиям, изложенным на моём сайте. И слава Богу. Но возникла ещё одна проблема. Уже третий человек в ответ на мою рецензию пишет мне о том, что я – осёл, что всё, что я написал, это неправильно, и – самое тупое – что я, мол, такой молодой и глупый, а он – уже умудрённый годами старец и, конечно, во всём разбирается гораздо лучше меня. Так вот: вношу новый подпункт в условия. Для самых тупых, что ли. Хочется сказать: вы ведь сами хотели услышать моё мнение. Вы знали, чего хотите и чего можно ожидать. И я написал вам это мнение. Я его нигде не публикую. Незачем мне доказывать, что я неправ. В своём мнении я прав на все сто процентов. А ваше мнение о моём мнении меня не интересует.
А уже оговорки о возрасте – это называется “давайте достанем м померяем”. Если человек объясняет своё превосходство тем, что он заканчивал 3 ВУЗа, тем, что он уже 40 лет в поэзии, тем, что он знаком с самим Пупкиным или тем, что его жизненный опыт ввиду возраста обширнее, чем сама матушка-планета, это однозначно говорит о том, что этот человек – круглый дурак и не способен обосновать своё мнение ничем более или менее веским.
Tags: Аналитические статьи
Subscribe

  • Альбом "Алярин"

    Тем временем, второй результат моей студийной работы. Через пару недель будет ещё один с совсем другим звуком (я ставлю эксперименты, так как сам…

  • Альбом "После Гарделя"

    Так, друзья. Подоспел, наконец, первый результат моего бдения на студии звукозаписи. Надеюсь, подобные релизы будут появляться регулярно, потому…

  • Не бойся

    Оказывается, здесь не постил ничего не бойся когда тебя поведут ничего не бойся ни в заке ни на допросе ты отчасти там и при этом всецело тут и…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments

  • Альбом "Алярин"

    Тем временем, второй результат моей студийной работы. Через пару недель будет ещё один с совсем другим звуком (я ставлю эксперименты, так как сам…

  • Альбом "После Гарделя"

    Так, друзья. Подоспел, наконец, первый результат моего бдения на студии звукозаписи. Надеюсь, подобные релизы будут появляться регулярно, потому…

  • Не бойся

    Оказывается, здесь не постил ничего не бойся когда тебя поведут ничего не бойся ни в заке ни на допросе ты отчасти там и при этом всецело тут и…