Парфюмерная мастерская.

Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Previous Entry Share Next Entry
Прочитано и просмотрено, выпуск 246
Парфюмер за работой
nostradamvs
ПРОЧИТАНО

Алексей Сальников. Петровы в гриппе и вокруг него. Эта книга очень хорошо написана. Живой, интересный, захватывающий язык, объёмно обрисовывающий и персонажей, и картинку так, как будто ты прожил их жизнь или свою жизнь в их шкуре. Все, кто предъявлял редакторские правки и претензии к тому, как написана книга, мягко выражаясь, не должны сами ничего ни писать, ни в идеале говорить никогда. Потому что не оторваться, такая красота вокруг. Но. Сами по себе герои - Петров, его жена и сын, Игорь и его друг, родители Петровых и так далее - неинтересны. Если описать их не языком Сальникова, а просто в форме досье а-ля Штирлиц, сказать будет нечего. Это люди, между рождением и смертью которых есть только тире, серый автослесарь, серая библиотекарша, серый школьник. Это неправильно, полагаю я. Возьмите Оскара Мацерата из "Жестяного барабана": даже если убрать грассовские языковые эквилибры, герой останется интересным - своей судьбой, характером, безумием. А Петров - неинтересен. Это такой типовой герой современной русской прозы, штампованный, обыкновенный, ничего в нём нет - такую же пустоту героя можно было рассмотреть через язык Славниковой в "Бессмертном", который был тоже о том, о чём нечего сказать. Хорошо виден контраст у Водолазкина: Лавр - интересный герой, Авиатор - нет. Как их не описывай. И потому книга суммарно мне не понравилась. Я люблю игру в образы и понятия, люблю вот эту вот милую иронию, перемежающуюся с трагедией, но когда я не могу и не хочу помещать себя в шкуру персонажа, книга меня не трогает. 5/10.
Гузель Яхина. Зулейха открывает глаза. Это очень хорошая книга. Я бы сказал, что это "Правила дома сидра" Ирвинга - по-русски. История человека в гипетрофированных, трагических, комических, неправдоподобно страшных и одновременно нечеловечески прекрасных обстоятельствах. Набор отдельных, выжимающих душу сцен, складывающийся в простой сюжет о любви и смерти, потому что всё замешано на них, и нет смысла писать о чём-то другом. Профессор, на 10 минут выходящий из яйца безумия и принимающий у Зулейхи роды. Мёртвая свекровь, рассказывающая, что в урмане нет смерти. Дореволюционная аристократка, учащая татарского мальчика, родившегося на Ангаре, французскому языку. В какой-то мере это как "Смерть Сталина", то есть комикс, конечно, комикс - но какой достоверный комикс, в нём ты улыбаешься, плачешь и веришь гораздо чаще, чем делал бы это в документалке о суровой жизни раскулаченных поселенцев в Сибири (какая-то читательница люто возмутилась "слабостью описания ГУЛАГа, не то что у Солженицына"; прямо хочется её спросить - вы уверены, что тот роман читали? В "Зулейхе" нет лагерей, на поселениях жили совершенно иначе, почти свободно, это были вполне полноценные посёлки и города, чаще всего вообще без охраны). Всё это не умаляет ада, который скрывается где-то там, за буквами, и выползает наружу едва-едва - когда "раскулачивают" Муртазу, у которого имущества всего корова да лошадь, и когда отбирают у людей всё, что у них есть, и когда запрещают строить свои дома - доброе утро, Иосиф Виссарионыч (добрый усатый человек с портрета, Зулейха воспринимает его так). И ещё страшнее то, что эта жалкая жизнь, которая ей досталась, лучше, чем та жалкая, какая была. Незнамо, что лучше. Хотя в новой есть - надежда. Мальчик, носящий имя убийцы своего отца, и плывущий на лодке в Париж. 10/10

ПРОСМОТРЕНО

Тайна 7 сестёр (What Happened to Monday, Великобритания-Франция-Бельгия, 2017). В общем и целом довольно забавное кино о будущем, в котором можно иметь только одного ребёнка, а остальных надо сдать в специальную службу, где их заморозят до лучших времён. Но один хитрый дедушка умудряется воспитать аж семерых близняшек, которые подменяют друг друга, выдавая себя за одну девушку. Потом одна из них пропадает – и поехали. Фильм довольно кровавый, с мочиловом и в то же время не без честных и смелых людей в лице влюблённого в сестёр госслужающего охранника. Мне вполне понравилось, но – на один раз. 6/10.
Немой (Mute, Великобритания-Германия, 2018). Неплохой фильм Данкана Джонса (сына Боуи), к слову, добротного режиссёра – он снял «Луну 2112» и «Исходный код». Мрачная атмосфера 2040-х годов, тёмный урбанистический Берлин, живущий там немой амиш, которому нельзя сделать операцию по возвращению голоса из-за религии, и его девушка. А когда девушка пропадает – он пускается на поиски, походу дела превращая в кашу нескольких сутенёров и другой уличной мрази. Забавно, но будущее не играет никакой роли, кроме антуражной – это же сюжет легко переносится в наше время или даже в 1950-е годы, почему бы и нет. Не очень ясна только мотивация хирурга-протезиста в конце (не спойлерю), но ладно, пусть будет. 8/10.
Прости нас, господи (Que Dios nos perdone, Испания, 2016). Мрачный, мутный и тянущийся, как резинка, испанский детектив о двух полицейских, охотящихся на маньяка, который насилует и убивает старух. Фильм тяжёлый, пронизанный человеческими отношениями, личными проблемами, с неоднозначной концовкой, но в целом оставляющий какое-то пространство для надежды. Если что, особой интриги ждать не стоит – всех героев нам показывают практически с самого начала, и фокус именно на их взаимоотношениях, а не на том, кто убийца и как его ловят. 5/10.
Форма воды (The Shape of Water, США, 2017). Очень красивый и очень, очень слабый фильм с простым, милым и линейным сюжетом, недостойным «Оскара» ни в коем разе. То есть в нём нет ничего, за чем было бы интересно следить. По трейлеру был понятен сюжет от первого до последнего кадра, и да, таков сюжет и был. Он – Аквамен, над ним ставит опыты Плохой, Она – уборщица, спасает Аквамена из лап Плохого, всё. Прекрасно обыграны киноштампы времён Холодной войны, забавное понимание русских тех времён, но всё это ничего не добавляет сюжету – ни глубины, ни смысла, а многие линии, как, например, поедание кошки, их жизнь над кинотеатром или отказ принимать иллюстрации – просто прикручены сбоку и безболезненно удаляются. Дель Торо очень сдал, очень, до «Лабиринта Фавна» ему уже никогда не допрыгнуть. 5/10.
Аннигиляция (Annihilation, Великобритания-США, 2018). Слабый, лишённый множества логических элементов фильм о том, как группа тёток-учёных идёт вглубь зоны посадки инопланетян, чтобы понять, в чём смысл происходящих вокруг природных аномалий. Что неясно из фильма, так это почему за два года куча профессиональных военных отрядов не дошли – идти там всего ничего, а из пяти тёток погибли трое, причём две – по глупости от лап одного медведя. Собственно, кроме медведя и крокодила, опасностей на пути не замечено. Ну и в конце тварь сжигают обычным (!) огнём (!) в результате взрыва фосфорной гранаты (то есть тварь ГОРЮЧАЯ). Зачем вообще было всё это городить? 2/10.
ЛЕГО Ниндзяго Фильм (The LEGO Ninjago Movie, США-Дания, 2017). Как и «ЛЕГО Бэтмен», мультфильм смешной и стёбный, хотя послабее. В «Бэтмене» злой стёб был в каждой фразе, тут сценарист попытался сделать фильм чуть более детским и долил морали, что историю упростило – но в целом это всё равно весело и круто. У нас есть шесть ниндзя, которые сражаются с чёрным властелином, пытающимся захватить город, и всё это бурно, весело, с шуточками и прибауточками. В общем, зачёт. 6/10.
ЛЕГО: Флэш (Lego DC Comics Super Heroes: The Flash, США, 2018). В отличие от трёх предыдущих фильмов ЛЕГО («Фильм», «Бэтмен» и «Ниндзяго») «Флэш» вообще не использует кукольных элементов и реальных наборов «Лего», он – полностью компьютерный. Поэтому движения и мимика человечков намного богаче. И снимать было, наверное, легче – художники не заморачивались механическими возможностями конструктора, рисуя всё подряд. В целом это весело, смешно и бурно, как и предыдущие мультфильмы компании, Флэш клёвый :) 6/10.
Чёрное зеркало. Белое рождество (Black Mirror. White Christmas, Великобритания, 2014). Мрачная рождественская серия, не входящая в основные сезоны и потому пропущенная мной при изначальном просмотре сериала. В принципе – полнометражный фильм, такой же, как и многие из серий «Чёрного зеркала». Два человека сидят в одной комнате и рассказывают друг другу крайне неприятные эпизоды из своего прошлого. Заканчивается всё крайне неприятным подытогом их посиделок. «Чёрное зеркало» в своём репертуаре. Но вообще – сильно. Хотя жена «обвиняемого», конечно, та ещё дура, надо сказать, могла бы тупо признаться и сказать, что уходит от него, а не мучить человека много лет. 6/10.
3%, 1 сезон (3%, Бразилия, 2016). Довольно глупый бразильский сериал от Netflix. Есть некий лучший мир («побережье»), куда в возрасте 20 лет может попасть, пройдя ряд испытаний, любой житель остального, жалкого и убогого мира. Ну дальше типичные «голодные игры» начинаются, подростки соревнуются и всё такое. Немного подбешивает, что в сериале вообще никак не намекается, что с остальным миром – есть ощущение, что просто в замкнутом пространстве живут вот эти тыщ сто на глаз человек, а больше и нет ничего. 4/10.
Джуманджи: Зов джунглей (Jumanji: Welcome to the Jungle, США, 2017). Не так ужасно, как я боялся. Конечно, совершенно штампованная подростковая завязка про девочку-отщепенку, мальчика-слабака, пацана-бейсболиста и школьную красавицу, но затем – много забавных приключений и вообще позитива. Создатели не пытались подражать первому фильму – тут «Джуманджи» не настольная, а компьютерная, и приключения происходят в мире игры, а не в нашем. Жирный бородатый Джек Блэк так круто отыгрывает девушку, попавшую в его тело, что выглядит женственнее любого другого женского персонажа фильма. В целом удовольствие я получил, но пересматривать всё-таки буду классическую версию. 6/10.


  • 1
Вот про "Петровы в гриппе" не могу не согласиться. Книга ни о чем.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account