Парфюмерная мастерская.

Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Previous Entry Share Next Entry
Подробный разбор "Начала" Кристофера Нолана. Часть 2: сюжет, кульминация, развязка
Парфюмер за работой
nostradamvs
После моего поста «как я смотрю и анализирую кино» с подробным разбором фильма «Охранник» мне предложили аналогичным образом разобрать несколько известных фильмов, в частности – «Начало» Нолана и «Убийца» (Sicario) Вильнёва.

Внимание! Обзор разбит на 2 части из-за ограничения максимальных размеров ЖЖ-поста. Это 2-я часть, сюжет, кульминация и развязка. Части выложены одновременно, читать их стоит последовательно.

К первой части: экспозиция и завязка

Перед нами «Начало» (Inception, США-Великобритания, 2010) Кристофера Нолана по его же собственному оригинальному сценарию. Длительность – 148 минут.



Глава 3. Сюжет: миссия

Третья часть фильма начинается на 56-й минуте, и это, собственно, экшн, сама миссия. Обратите внимание на длительность экспозиции (20 минут) и завязки (36 минут), темп фильма относительно неспешный.



21 эпизод

Назначение: показать начало миссии, вход в первый слой сна

Описание сцены: Появляется Сайто, который говорит, что Морис Фишер умер в Лос-Анджелесе. Роберт должен лететь к нему.

Они в аэропорту. В диалоге между Сайто и Коббом нам напоминают, что Кобб не имеет права въезжать в США, а они летят именно туда. То есть Сайто должен позвонить «кому следует» ещё с борта самолёта, чтобы у Кобба не было проблем по прилёту. Они садятся в первый класс самолёта. За Фишером садится Кобб, за ним – Имс. Кобб ворует у Фишера паспорт, изучает. Возвращает, типа тот обронил, и под этим предлогом с ним знакомится. Они выпивают воды за упокой Мориса Фишера – это снотворное. Воры извлекают оборудование, подключаются, входят в первой слой сна (смотрит сон Юсуф, это нам подчеркнут в следующем эпизоде, когда спросят у Юсуфа, не много ли он выпил шампанского, намекая, что на улице дождь). В сон их вводит стюардесса.

Пояснение к сцене: чисто техническая сцена, которая должна была произойти без сбоев. Так и было.



22 эпизод: провальная сцена, собирающая почти все сценарные ошибки фильма

Назначение: внести проблему/завязку экшна, ввести понятие «Лимб»

Описание сцены: Первый уровень сна. Дождливый Нью-Йорк. В машине Кобб, Имс, Артур, Юсуф, Сайто. Они угоняют такси и подбирают голосующего Роберта. В такси Сайто, Артур, Имс, Роберт, в первую машину к Коббу подсаживается Ариадна.

Внезапно посреди улицы появляется поезд-товарняк и разделяет машины. Такси окружают пикапы с вооружённым людьми, начинают стрелять, Сайто ранят. После перестрелки и погони герои уходят от бандитов и приезжают на какой-то склад. Сайто начинает умирать. Артур говорит, что да, конечно, подсознание Фишера профессионально обучено отбивать атаки извлекателей, но он ЗАБЫЛ включить это в отчёт. Блядь, извините. За этот проёб Кобб немножко кричит на Артура.

Имс хочет добить Сайто, но тут выясняется, что это его не разбудит, так как снотворное слишком сильное. Если при такой дозе погибнуть во сне, то ты не умрёшь, а попадёшь в Лимб – недостроенную зону сна, чистое подсознание. Там будет то, что осталось там от любого участника сна, бывавшего там прежде. Единственный, кто раньше бывал в Лимбе, – Кобб (это все знают). Застрять в Лимбе можно на вечность.

Артур ругает Кобба за то, что Кобб знал о риске с Лимбом. Блин, да они стоят друг друга: один «забыл» о защите, другой скрыл от коллег, что во сне нельзя умирать.

Герои ругаются и выясняют отношения. Уже понятно, что у них нет недели на этом уровне, которую они планировали. Кобб убеждает всех начать работать.

Сценарные ошибки: это именно та сцена, о которой я говорил с самого начала. «Фишер нанимал извлекателей научить своё подсознание защищаться, так что его подсознание вооружено. Это должно было быть в отчёте, виноват!» - так Артур оправдывает свою профнепригодность.

Блин! Нам 100 раз подчеркнули, какой Артур профессионал. В диалоге с Имсом это ДВАЖДЫ сказали открытым текстом. Что он ваще лучший. И вот этот профессионал, чья задача (единственная, по сути!) – собрать и обработать данные об объекте, чтобы предусмотреть всё, ЗАБЫВАЕТ о том, что объект обучен защищаться! Артур, а чем ты вообще занимался, когда отчёт готовил? Какого чёрта вы сидели над этим сраным планом и поминутно всё рассчитывали, если не подумали о защите?

Ну ок, Артур – дебил, это мы поняли. А Кобб что – лучше? Он не подумал о том, что такой богатый человек, скорее всего, нанимал извлекателей натренировать подсознание? Он что, не спросил у Артура до миссии: «Артур, а будут ли какие-нибудь проблемы?» Ок, Кобб – дебил. Но он ещё и наивный. Вот я бы на месте Кобба прямо тут заподозрил Артура в измене. Ты что, продался? Ты почему не сказал, что защита будет? К Ариадне тоже, кстати, есть вопросы - она же должна была построить сложный лабиринт, позволяющий отбиваться от проекций. В общем, тут ВНЕЗАПНО спороли все.

Весь дальнейший фильм построен на проблемах, который случились из-за того, что профи высокого класса Артур проебал простейшую часть своего задания на ровном месте. Поэтому в общем и целом весь дальнейший фильм не имеет смысла. Молодец Нолан.

Есть тут и вторая лажа. По поводу того, что Кобб не сказал про риск с Лимбом. Вопрос: а если бы Имс не спросил? А если бы Имс молча избавил Сайто от мучений? Или кто-то другой пострадал бы и покончил с собой, чтобы проснуться, и хренак – оказался бы в Лимбе? Это такая методика работы – скрывать важную информацию? Что у Артура, что у Кобба? Офигенная команда, просто, блин, лучшая.

О том, что, погибнув во сне, они попадут в Лимб, знали двое: Кобб и Юсуф, делавший снотворное и придумывавший схему выброса. И что, пока они готовились, НИКТО не спросил: а можно я по окончании миссии просто застрелюсь, зачем мне выброс? Серьёзно, вообще никто не подумал о том, что такой сложный выброс делается именно потому, что нельзя проснуться, погибнув во сне? То есть они все тупые, правда?

Как исправить: Поднатужиться и чуть-чуть усложнить причину появления проблем. Артур всё предусмотрел, они готовы, едут на броневиках и вооружены до зубов. Но защиту Роберту ставил какой-то очень крутой чувак, не знаю. И их реально задавливает, у них 10 базук, а у защиты – 100 танков, как-то так.

Если честно, моя попытка исправить тоже выглядит жалко. Потому что обе лажи – и с ошибкой Артура, и со скрытностью Кобба – невозможно исправить мелкими простыми мазками. Реально нужно придумать несколько новых сцен, виток сценария, то есть это большой кусок, который Нолан просто поленился делать. И так сойдёт, сказал тут нам великий режиссёр. И пошёл снимать дальше.

По сути, самое слабое место фильма – это завязка экшн-части. А когда завязка слабая… гм, зачем это вообще смотреть?



23 эпизод

Назначение: начать решать созданную Артуром и Коббом проблему

Описание сцены: Герои пытаются выведать у Роберта код от личного сейфа отца. Имс «превращается» в Браунинга. Он орёт за стеной, типа его пытают. Роберту говорят, что Браунинг сказал, что Роберт знает комбинацию. Их сажают рядом. Имс/Браунинг «избит», стонет. Имс/Браунинг подсказывает Роберту идею, что комбинация – это случайный набор цифр, который Роберт знает подсознательно.

Пояснения к сцене: Тут происходит то, что герои уже описывали в планах: подбрасывание базовой идеи на первом уровне сна.



24 эпизод

Назначение: начать решать созданную Артуром и Коббом проблему

Описание сцены: Кобб говорит с умирающим Сайто. Он объясняет, что если Сайто умрёт, он попадёт в Лимб, который станет для него реальностью. Сайто застрянет там так надолго, что превратится в старика, а если и проснётся, то сойдёт с ума и ничего не будет помнить. Сайто обещает выполнить уговор о звонке в любом случае, он обещает вернуться из Лимба.

Пояснения к сцене: в диалоге с Сайто шире раскрывается понятие Лимба

Сценарная ошибка: Вот тут у меня в первый раз возник вопрос, к которому я потом не раз возвращался: а почему у Сайто нет тотема? Ариадну, впервые вводимую в сон, научили делать тотем, чтобы отличать сон от реальности, а Сайто – нет! Почему? Он менее ценен? Плевать, если он застрянет в Лимбе, думая, что тот реален? Логика, где логика? 6 человек идёт в сон, у 5-ти тотем есть (про Юсуфа ничего не говорится, но он раньше бывал в снах и не может его не иметь), у Сайто – нет. А, да, конечно, фильма бы не было – по тотему Сайто определил бы, что спит, и проблема Лимба была бы снята. Ок, натянули, натянули.



25 эпизод

Назначение: продолжение 24-го эпизода + введение ключевого момента с разочарованием

Описание сцены: Имс/Браунинг продожает разводить Роберта на код от сейфа. Имс/Браунинг врёт, что в сейфе – самый дорогой подарок для Роберта, завещание, которое разделяет компании и уничтожает империю (наследство). Роберт говорит, что последними словами Мориса перед смертью было то, что он очень разочарован. Роберт полагает, что – тем, что Роберт не смог стать таким же, каким был Морис.

Пояснения к сцене: здесь впервые забрасывается момент, который в итоге позволит сложить развязку – слово «разочарован», которое Морис говорит Роберту перед смертью. Мы ещё точно не знаем, чем разочарован, и Роберт – тоже не знает.



26 эпизод

Назначение: полностью (ну, почти) рассказать историю Кобба

Описание сцены: Кобб говорит с Ариадной. Ариадна понимает, что товарняк на улицах Нью-Йорка в сне Фишера – дело подсознания на не Роберта, а – Кобба, и вообще проблема с Мэл – серьёзная, может нарушить дело. С товарняком, кстати, крутая связь - если посмотреть один из предыдущих эпизодов, где во сне Кобба едет поезд, становится понятно, что поезд - один и тот же.

Кобб объясняет, что они были в Лимбе вместе с Мэл в течение 50 лет (!) и построили там целый мир. Мэл начала воспринимать Лимб как реальность и заперла свой тотем (волчок) в сейфе, чтобы забыть разницу. Когда они проснулись (покончив в собой, улегшись под тот самый товарняк), Мэл не верила, что реальная жизнь – реальная, она была уверена, что она проснулась в другой слой сна, причём – сна Кобба, и ей нужно проснуться снова (убить себя). И Мэл придумала план. К годовщине она сняла номер в отеле, позвала туда Кобба и, сев на окно, начала уговаривать его прыгнуть вместе с ним. Он не смог её уговорить, что это реальность. Мэл сказала, что оставила записку о том, что он ей угрожал. Она раздербанила номер, точно там была ссора, и если она прыгнет, полиция будет уверена, что это он её убил; она сделала это, чтобы не оставлять ему выбора. Затем она прыгнула.

Кобба обвинили, и он вынужден был сбежать, оставив детей.

Пояснения к сцене: Это хорошая сцена. В ней нам полностью от начала и до конца рассказывают историю Кобба. То есть нам кажется, что от начала до конца. На деле Нолан оставляет незаполненным один квадратик паззла, но мы этого пока не замечаем. Этот квадратик обнаружится в самом конце и замкнёт картину.



27 эпизод

Назначение: продолжение 23-го и 25-го эпизодов , разбавление экшном

Описание сцены: герои продолжают выбивать из Роберта код. Боевики/проекции подсознания Роберта штурмуют здание. Роберт называет первые попавшиеся 6 цифр, которые приходят ему в голову. Герои садятся в микроавтобус и под перестрелку уезжают.

Пояснения к сцене: экшн-сцена нужна для контраста с длинной романтической предыдущей. Два подряд размазывания трагических соплей – это действительно плохо, и Нолан идеально подбирает соотношение длительностей диалогов и экшна.

Сомнительный момент: Создаётся ощущение, что склад штурмует один-единственный боевик. Когда Имс его убивает, они уезжают без единого выстрела. Гм, гм.



28 эпизод

Назначение: экшн, погружение на 2-й уровень сна

Описание сцены: герои едут в минивэне, за рулём – Юсуф. По дороге они понимают, что делать дальше: нужно наоборот наладить отношения Роберта с отцом и поссорить его с Браунингом. Все входят в сон («носителем» сна выступает Артур). Юсуф должен вести аккуратно и прыгнуть на автобусе в воду с моста в определённый момент, предварительно включив музыку (это будет «выброс» на 1-м уровне сна). За автобусом гонятся проекции подсознания Роберта.

Пояснения к сцене: на деле все последующие события – следствие жалкой сценарной склейки, состоящей из:
- невынужденной ошибки Артура, забывшего сказать о защите;
- намеренной глупости Кобба, не сказавшего о Лимбе;
- глупости то ли Кобба, то ли Артура, в общем того, кто не сказал Сайто завести тотем.
Чтобы не вспоминать эту лажу в каждой сцене, представим себе, что Нолан всё исправил и склейка в 22-м эпизоде обрела логику. Будем рассматривать только сцены и их особенности «здесь и сейчас», без оглядки на прошлое.



29 эпизод

Назначение: начало работы с Фишером на 2-м уровне сна

Описание сцены: Сон Артура. Отель. Роберт беседует с девушкой у стойки бара (как покажут позже, это не девушка, а имитатор Имс). Появляется Кобб, представляется Роберту Фишеру Родом Грином из отдела маркетинга. Девушка/Имс уходит. Кобб в диалоге втирается в доверие к Роберту. Параллельно Артур разговаривает с Ариадной – в диалоге они поясняют для зрителя, что делает Кобб.

Параллельно Юсуф едет под лютым обстрелом, автобус трясёт, сон тоже потрясывает. Это показывают несколько раз вставками.

Кобб говорит Роберту, то он из службы безопасности подсознания, что Роберт – спит, и у него пытаются что-то украсть, и нужно срочно спасаться. Доказывает он это, демонстрируя странные явления, происходящие во сне из-за тряски автобуса. Роберт верит ему, они уходят из бара. По дороге Кобб убивает пару проекций подсознания Роберта (Роберт думает, что это его враги – а они на самом-то деле идут за Коббом). Фишер хочет застрелиться, чтобы проснуться, но Кобб его отговаривает, рассказывая про Лимб.

Пояснения к сцене: составная сцена, в которой есть и здравые элементы, и привязанные белыми нитками. Сцена того, как Кобб втирается в доверие к Фишеру с помощью девушки/Имса – отличная. Плюс к тому она грамотно разбита экшном – когда Юсуф под обстрелом мчится на автобусе на первом уровне сна. Но вот диалог Ариадны и Артура – совершенно лишний. Он – только для зрителя, в нём для тупых разжёвывается то, что и так понятно, причём не в первый раз уже разжёвывается. В общем, диалог в целом сценарию не мешает, но я бы его убрал. Единственный прикольный элемент в нём – когда Артур хитростью целует Ариадну (редкий юмористический момент в фильме).



30 эпизод

Назначение: продолжение 29-го эпизода, динамика, работа с Фишером

Описание сцены: Артур и Ариадна готовят номер в отеле для того, чтобы там ввести Роберта в третий уровень сна. Артур объясняет, как он будет организовывать выброс с этого уровня (с помощью взрывчатки) и поясняет, что если припоздать, фургон будет в свободном падении с моста в воду, на этом уровне пропадёт гравитация, падение не организуешь, и выброс сделать не получится, так что надо успеть.

Кобб обманом раскручивает Фишера на то, чтобы вспомнить, что у него хотели украсть комбинацию от сейфа. Они идут в номер, где (рядом) ждут Ариадна и Артур. Это номер Браунинга. Там они «находят» оборудование для введения в сон.

Имс и Сайто следят за проекцией Браунинга. Браунинг идёт в свой номер. Фишер под воздействием Кобба и К начинает думать, что Браунинг замышлял получить от него код от сейфа и доступ к новому завещанию, что Браунинг – изменник (то есть план удался).

Фишер соглашается заснуть, чтобы пойти в подсознание Браунинга и выяснить, что тот замышляет. Они засыпают, но, конечно, Кобб и К вводит их на третий уровень, но только не в подсознание Браунинга (что это подсознание Браунинга, думает только Фишер – так его обманом заставили согласиться на сон). Артур остаётся бодрстововать/сторожить на этом уровне, как Юсуф – на предыдущем.

Пояснения к сцене: в целом, тут всё логично. На этом уровне Кобб заставляет Роберта усомниться в Браунинге и утягивает его на третий уровень сна, где и будет заложена идея, заказанная Сайто. Суммарно герои находятся в подсознании Фишера (они вошли в него в самолёте), но носителем этого уровня сна становится Имс, так же как предыдущего – Артур.



31 эпизод

Назначение: сделать динамическую сцену со стрельбой, драками и погоней, «размочить» действие

Описание сцены: горы, снег, горная военная база. Команда неподалёку от базы в защитных снежных комбинезонах.

Теперь нам параллельно показывают два уровня динамики:
- на первом Юсуф под артобстрелом убегает от преследователей;
- на втором Артур дерётся с охранниками, отбивая номер, где спит команда.

Пояснения к сцене: динамика с Юсуфом и Артуром сделана очень круто. Вообще вся сцена – это сплошная погоня + драка.

Сомнительный момент: Один момент показался мне натянутым – когда Юсуф переворачивается, автобус делает два кульбита и снова становится на колёса. Это, простите, чисто чудо, что он смог поехать дальше. Это сделано, чтобы украсить драку в отеле переменной гравитацией и больше ни для чего. По-хорошему, после такого переворота старый автобус никуда ехать был не должен. Он должен был заглохнуть раз и навсегда, и всё – конец операции. Но это же кино, никто не пострадал, автобус встал на колёса и двинулся дальше, всё ок.



32 эпизод

Назначение: работа на 3-м уровне

Описание сцены: Горы и снег. Сайто и Фишер идут проникать в базу через систему вентиляции, о которой им говорит архитектор Ариадна. Имсу поручено мочить охрану базы (проекции-защиту).

Юсуф приезжает на мост. Параллельно идут три перестрелки: Юсуфа на мосту, Артура – с охраной отеля и Имса с охраной базы. Мочилово, красота.

Юсуф врубает музыку для Артура, Артур слышит её в отеле (2-й уровень), Юсуф прыгает с моста. Теперь у Артура – 3 минуты, у героев на базе – 60 минут. Прыжок с моста вызывает в отеле – исчезновение гравитации, а в горах – лавину.

Выброс для всех будет, когда фургон столкнётся с водой. К этому моменту Артур должен успеть найти решение без гравитации, а команда – проникнуть на базу.

Пояснения к сцене: Здесь особенно хорошо видно, что всё построено на алогичных ошибках 22-го эпизода. Если бы преследователи так не прессовали Юсуфа, он бы позже прыгнул, и у героев было бы намного больше времени. Но и фильма бы не было.

Если от этого откреститься, то всё вроде нормально, обычная динамичная сцена с ограничением времени (в большинстве фильмов такие сцены образуются, когда негодяй ставит на таймер бомбу). Есть один топорный момент: в одной из драк Артур сбрасывает врага с бесконечной лестницы, которую он раньше учил строить Ариадну, да ещё и говорит слово «Парадокс!», прежде, чем скинуть. Ну как бы такая искусственная связь эпизодов.

Гм, вопрос: На этом уровне оказывается, что Фишера некому вести, кроме Сайто, который изначально вообще не планировался в качестве участника операции. Ариадне нельзя (она архитектор и слишком много знает, проекции её найдут), Коббу нельзя (у него Мэл), остаётся Имс, но кто тогда с охраной бы сражался? То есть герои с самого начала не рассчитали количества участников, и если бы не доброволец Сайто, всё бы провалилось? Так, товарищи профессионалы?



33 эпизод

Назначение: первая кульминация

Описание сцены: Сайто и Фишер проникают на базу. Сайто плохо (напомним: на 1-м уровне он умирает с пулей в груди). Имс мочит охрану, как терминатор. Фургон падает с моста.
Артур мочит охранников отеля, затем связывает летающих без гравитации спящих проводом и конвоирует в шахту лифта.

Ариадна и Кобб прикрывают Фишера и Сайто, Кобб – со снайперской винтовкой. Сайто больше не может идти (он при смерти ещё на 1-м уровне сна). Фишер пробирается в сейфовую комнату. Он смотрит на замок сейфа: это проекция того самого сейфа, что в кабинете его отца, на 3-м уровне сна. Появляется Мэл и убивает Фишера, Кобб стреляет в неё, но поздно.

Пояснения к сцене: Нолан сделал в фильме целых две кульминации, и это, надо сказать, довольно круто. Первая – вот эта, вторая будет позже, в Лимбе, с «выбросом». Эпизод хороший, интересный.



34 эпизод

Назначение: пояснить план дальнейших действий

Описание сцены: Имс пытается оживить Фишера дефибриллятором. Фишер умирает и попадает в Лимб. Ариадна предлагает Коббу пойти за Фишером в Лимб, а Имсу – установить взрывчатку и взорвать базу (это и будет выбросом с 3-го уровня). Ариадна и Кобб засыпают и отправляются на 4-й уровень – в Лимб.

Пояснения к сцене: вроде как всё логично и понятно.



35 эпизод

Назначение: завершить историю Мэл и Кобба, всё объяснить

Описание сцены: Кобб и Ариадна в Лимбе. Это пляж. Вода постепенно поглощает небоскрёбы мира, который некогда создали Кобб и Мэл. Ариадна и Кобб идут через разрушающийся город.

Параллельно падает фургон, Артур готовится взорвать бомбу под лифтом, создав искусственную гравитацию, Имс ставит заряды, дерётся и отстреливается, Сайто на последнем издыхании гасит пару атакующих гранатой и умирает, тоже отправляясь в Лимб.

Ариадна и Кобб приходят в квартал, где Кобб с Мэл воссоздали разные дома своей жизни из воспоминаний. Они входят в комнату, где их ждёт Мэл. Она безуспешно убеждает Кобба остаться в Лимбе. В разговоре Кобб признаётся, что это он подбросил Мэл идею о нереальности мира, чтобы она решилась покинуть Лимб, где ему так надоело за 50 лет. Но эта идея разрослась в ней и в реальном мире, сведя её с ума, – то есть в её смерти виноват он.

Пояснения к сцене: собственно, вот последняя деталь паззла, которая завершает картину прошлого Кобба. Он виноват в смерти жены, и потому её проекция преследует его. Это хороший ход. Он и есть та самая неожиданность, ради которой раскручивалась большая часть истории – мы окончательно понимаем, что фильм в большей мере о Коббе, чем о Фишере (хотя о нём тоже – просто это будет позже).



36 эпизод

Назначение: вторая кульминация (основная)

Описание сцены: Кобб обещает Мэл остаться, если Мэл отдаст им Фишера. Играет музыка синхронизации. Фишер на балконе. Ариадна убивает Мэл (та исчезает) и сталкивает Фишера с балкона (его гравитацией выбрасывает обратно в 3-й уровень, где Имс оживляет его электрошоком). Артур взрывает заряд, лифт прижимает команду к полу.

Фишер на 3-м уровне в это время встаёт и открывает сейф. За ним – палата, где лежит умирающий Морис. Морис говорит, что он разочарован тем, что Роберт хотел быть им (а не тем, что он не стал им, как полагал Роберт). Морис показывает на сейф у кровати. Роберт вводит те самые случайные 6 цифр и открывает сейф. Там лежит его детский разрисованный бумажный вертолётик – самое важное, что Морис хранил в жизни. Роберт понимает, что отец на самом деле любил его больше всего на свете.

Происходит синхронный выброс: взрыв базы (3-й), удар лифта (2-й), удар автобуса о воду (1-й) уровни. Ариадна прыгает с балкона (это её выброс). Кобб остаётся в Лимбе, чтобы найти и вернуть Сайто. Он прощается с Ариадной.

Пояснения к сцене: тут всё логично, никаких в целом комментариев даже не оставишь. Выброс удался, все вернулись, кроме Сайто, но за ним идёт Кобб.

Хорошо решено с Робертом. Если его просто убить в Лимбе, он проснётся в реальности, а целью героев было выбросить его на 3-й уровень сна, так что Ариадна сыграла с гравитацией, которая выбрасывает на уровень выше.



37 эпизод

Назначение: показать, что план удался

Описание сцены: Автобус идёт ко дну. Все спасаются и выбираются на землю, кроме, соответственно, Сайто и Кобба. Роберт говорит Браунингу, что понял: отец хотел, чтобы он был самостоятельным, а не жил на всём готовом. Мы понимаем, что план удался: в голову Роберта заложили идею отринуть отцовскую империю и построить новую, свою.

Пояснения к сцене: ну, если честно, мне не очень нравится, как удался их план. На таких хрупких опорах, что дальше некуда. В целом идея могла зайти как-то не так, слишком тонко вышло. Впрочем, с самого начала много раз повторяли, что это очень тонкая материя, ок, примем как фантдопущение.



38 эпизод

Назначение: финализировать историю с Сайто

Описание сцены: Кобб в Лимбе, он просыпается в прибое – это повторение начальных кадров. Он сидит в комнате с состарившимся Сайто. Сайто узнаёт его. Кобб говорит с Сайто фразами, которые некогда сказал ему Сайто в вертолёте – это помогает им обоим всё вспомнить. Кобб уводит Сайто из Лимба (они стреляются, как становится понятно по пистолету на столе, к которому тянется рука старика).

Пояснения к сцене: вот, честно говоря, я тоже удивлён. В фильме открытым текстом говорили, что, проведя много лет в Лимбе, не различая реальности и сна, Сайто сойдёт с ума и всё такое, а он просыпается дальше в полном рассудке, не забывает позвонить и всё такое.

Тут возникает вопрос, который после фильма задавали многие: почему Сайто так постарел, а Кобб – нет. Есть несколько вполне адекватных версий. Например, такая: физическое тело Сайто в 1-м уровне сна умерло значительно раньше, чем физическое тело Кобба (он погиб на первом уровне, когда автобус упал в воду, и утонул). Так как в Лимбе время относительно и крайне длинно, те несколько минут разницы между их смертями на 1-м уровне и дали разницу во много десятков лет в Лимбе. В целом объяснение оставлено за кадром – нашёл через много лет, и нашёл, и ладно.



39 эпизод

Назначение: хэппи энд. Ну… почти

Все просыпаются в самолёте. До Лос-Анджелеса 20 минут. План удался. Сайто выходит из прострации и звонит кому надо, чтобы отмазать Кобба от полиции.

В аэропорту Кобба встречает Майлз. Они приезжают домой, там он встречается с детьми. На столе крутится его волчок. Кадр темнеет прежде чем мы понимаем, останавливается он или продолжает крутиться.

Пояснения и претензии к сцене: если честно, открытой концовки у Нолана не вышло. Я не вижу причин, по которым эта реальность могла бы быть сном. Ну то есть если вдруг она – сон, то это тупо алогично, картинка не складывается. Поэтому с вероятностью 100% она реальность, и вращающийся оборванный волчок выглядит как какая-то не очень нужная надстройка, попытка привинтить тайну там, где никакой тайны нет. Более того, в прежних сценах, где волчок вращался не останавливаясь, он даже не подрагивал, а здесь он явно вращается с намерением упасть, то есть Нолан в целом открыто показывает, что это реальность, тем страннее выглядит обрыв кадра.



Всё. Вот так я думаю, когда смотрю каждый фильм. Посценно. Анализируя все детали. Так можно разбирать и хорошие фильмы, и плохие.

«Начало» могло бы быть отличным фильмом, если бы не крайне слабая сценарная связка в начале экшна. Поэтому я никак не мог поставить этому фильму больше, чем 5/10.

Следующий фильм в очереди на разбор – «Сикарио».

  • 1
(Deleted comment)
В стиле "начали учить определённым образом, долго учили и выучили". Специально подчёркивается, что прогресс шёл очень медленно, но верно, чтобы не возникло взаимонепонимания. Конечно, месяцы (или сколько там?) работ в фильме не показали, это логично. Там ещё была прекрасная сцена, когда долготу изучения аргументировали через кенгуру, я сделал фэйспалм, ибо же это известная байка, а секунду спустя это и признали :) Кайф!

Советую почитать перевод (или оригинал) отличной статьи о работе над Прибытием: https://geektimes.ru/post/282786/. Например, для примерно 3-секундной сцены с доской на заднем плане разработали 24 научных теории функционирования инопланетного корабля.

Edited at 2017-07-26 03:33 pm (UTC)

(Deleted comment)
Мне кажется, вы не совсем понимаете, что есть сайфай. Сайфай по умолчанию содержит в себе какие-то вещи, которые на тот момент кажутся невозможными. Раньше это были подводные лодки, полёты на Луну и лазерные гиперболоиды. Сейчас это например игры со временем. И да, во многом именно сайфай двигает науку вперёд.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account