?

Log in

No account? Create an account

Парфюмерная мастерская.

Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Previous Entry Share Flag Next Entry
Ездить на велосипеде зимой: 5 простых правил на личном опыте
Парфюмер за работой
nostradamvs
Когда меня видят зимой на велосипеде, сразу делают круглые глаза. Так скользко же! Так холодно же! Как ты катаешься? На самом деле катание зимой почти не отличается от катания летом. Велосипед — это круглогодичный вид транспорта, что отлично доказывают жители Норвегии, Финляндии, Швеции, Дании. А мы почему-то боимся. Итак, несколько правил из моего опыта: как кататься на велосипеде зимой.



1. Так скользко же!

Нет, не скользко. Ровно в той же мере, в какой скользко ходить или ездить на машине. Правила безопасности – точно такие же, никаких отличий. Дело в том, что идущий по льду человек обычно падает или вперёд, или назад, когда скользит опорная нога (напомню, что ходьба – это контролируемое падение). У велосипеда этой проблемы нет – он может упасть только вбок. А это происходит точно при тех же условиях, при каких падает человек или заносит автомобиль. Например, если вы резко повернули прямо на льду. А в остальном резиновые покрышки держат лучше, чем 90% зимней обуви, и вероятность упасть – гораздо меньше, чем у пешехода.

Что необходимо: в идеале – зимняя резина, если вы ездите каждый день, скажем, на работу. Но в принципе, если ездить аккуратно, просто резина с хорошим сцеплением будет работать.

Чего делать нельзя: резко поворачивать и – важно! – «перекладывать» велосипед на скорости. Боковые части протектора на снегу, льду и даже просто скользком асфальте почти не держат, точно грохнетесь. Никакая зимняя резина не спасёт.

Также категорически (!) нельзя ездить на «лысой» резине. Собственно, правило, как и для автомобиля.



Хитрости и тонкости: Значительно большую опасность, нежели лёд или иная скользкая поверхность, представляет собой неровный слежавшийся снег, промёрзший, с выбоинами и ямками. Даже летом, если ваше колесо боком соскользнёт с бордюра, вы с высокой долей вероятности упадёте. Здесь ж снежный «бордюр» может возникнуть в любом месте. Чтобы безопасно проехать зону неровного наста, нужно просто очень крепко держать руль – его будет вырывать – и двигаться прямо.


2. Так грязно же!

Этот аргумент постоянно приводят, когда я говорю о зимней езде в Скандинавии. Да, в наших городах грязно, ничего не поделаешь. Но, как ни странно, после поездки на велосипеде больше вероятности прийти домой чистым, чем после пешеходной прогулки. Поясню, почему.

Дело в том, что велосипедист не касается ногами земли. Когда все надевают тяжёлые зимние сапоги и ботинки, я езжу в лёгких кроссовках, которые боятся воды. И приезжаю с сухими ногами. При этом я еду по грязи, лужам, слякоти – всё это остаётся на покрышках. Брызги полностью отсекаются крыльями.



Что необходимо: обязательно – правильные крылья. Укороченные, спортивные – всё это не подходит. Крылья должны быть полноразмерными и накрывать полностью, до середины высоты, заднее колесо, и максимально далеко вперёд – переднее. Иначе брызги и грязь будут просачиваться. Без крыльев ездить нельзя, будете с головы до ног покрыты коричневой жижей.

Хитрости и тонкости: Важный фактор – это низ штанов. Конечно, можно надевать специальные узкие велоштаны, но если вы едете на работу или просто по делам, то это не очень удобно (нужно носить сменку, переодеваться). Потому что край штанов зимой так или иначе касается педалей, шестерен, передач – и становится грязным буквально за несколько минут. Оптимальный выход – аккуратно закатывать брюки буквально на 2-3 оборота вверх, чтобы их верхний край был выше самой большой шестерни передач. Соответственно, нужны тёплые шерстяные гольфы почти до колена, лучше всего – горнолыжные или для альпинистов.



3. Так холодно же!

Это вообще смешно, если честно. В минус 15 я езжу в рубашке, флисовом свитере и гортексовской ветровке, и мне жарко. Всё просто: езда на велосипеде, если она не прогулочная, - это довольно приличная работа, спорт. Как бег (бегуны зимой бегают в довольно лёгкой одежде, не правда ли?) или, скажем, лыжи (лыжники тоже на себя пуховики не напяливают). Тело вырабатывает избыточное тепло, даже в такой лёгкой одежде к месту назначения иногда приезжаешь запаренным. Это индивидуально для каждого – нужно рассчитать, в какой комбинации одежды вам будет и не жарко, и не холодно. Но в любом случае эта комбинация будет на порядок легче обычной зимней формы.

Что необходимо: так, про шерстяные гольфы я уже говорил. Скажу про ветровку – это вещь №1. Не пуховик, не куртка, не свитер, а хорошая дорогая ветровка с Gore-tex или аналогичной мембраной. Подскажу: действительно качественные вещи начинаются где-то от 10 000 рублей. У меня вообще горная штормовая ветровка, через неё никакой ветер не пробивается. Именно хорошая ветровка – это залог того, что вы не замёрзнете на ветру. А что под ней – второй вопрос.



Ещё категорически необходимы перчатки. Без них даже не думайте выезжать. Руки превратятся в два нечувствительных обрубка. В принципе, есть даже шанс получить обморожение. Перчатки тёплые, но не ограничивающие движение пальцев и не мешающие нажимать на тормоз.

Хитрости и тонкости: В штанах есть слабое место – защита внутренней поверхности бедра. Посередине защищает отчасти седло, отчасти нижнее бельё и несколько слоёв ткани штанов (там же молния или пуговицы, в конце концов). А вот на внутреннюю поверхность бёдер набегает ледяной ветер. В идеале – термобельё. Лучше в форм-факторе шортов, потому что если вы поверх нижней части термобелья ещё гольфы шерстяные нацепите, сваритесь заживо.

4. Оборудование велосипеда

Велосипед – это относительно сложный механизм с большим количеством подвижных элементов. И на них мороз действует. Расскажу об особенностях воздействия зимней погоды на различные детали.

Тормоза. Если дисковые – то всё хорошо, можно не париться. А вот если ободные, то они при температуре ниже минус 5 градусов дубеют намертво и не тормозят вообще (!). Для того, чтобы привести их в чувство, нужно аккуратно поехать вперёд, притормозить, ещё поехать, ещё потормозить, за 15-20 торможений они разогреются трением об обод и заработают. Про остальные типы тормозов – роллерные, барабанные, ленточные – рассказывать не буду ввиду их редкости.



Передачи. После долгого стояния они, как и прочие детали велосипеда, обледеневают. Цепь может банально перескользнуть на другую шестерню без нажатия на переключение. Будьте осторожны. Лучше всего ехать на той передаче, которая установилась в качестве стабильной. Но это только в сильный мороз и гололёд.

Педали. Они тоже обледеневают, и нога может соскользнуть. Если летом в принципе не очень важно, на какую сторону педали давить (обратная обычно не имеет выступов-зацепов), то зимой смотрите чтобы педаль вдавливалась в подошву обуви и держалась крепко.

Велозамок. Может замёрзнуть намертво (как и автомобильный). Придётся отогревать. Проще всего полить кипятком. Замок с ключом надёжнее и удобнее в мороз, чем замок с кодом.

Сиденье. Лучше иметь тряпочку, чтобы, как и в дождь, протереть его от снега после простоя на улице.

Электрика. Велокомпьютеры почти всегда «дохнут» и в минусовую погоду не работают. Они просто на это не рассчитаны. Есть отдельные модели, которым безразличны погодные условия, но чтобы установить это, нужно тестировать. По крайней мере, рядовой беспроводной Cateye зимой у меня не работает, и O-Synce – тоже. Так что если вдруг какая-то компания сделает велокомпьютер, работающий в двадцатиградусный мороз, с удовольствием испытаю.



Сигнал. Обычный велозвонок с вращающейся внутренней частью промерзает и звонить перестаёт – особенно если на нём лёд. А вот «дуделке» мороз безразличен. Тембр её меняется, но громкость остаётся.


5. Правила вождения и ухода

Естественно, зимнее вождение отличается от летнего. Как уже говорилось выше, зимой нельзя перекладывать велосипед на скорости и вообще резко поворачивать. Но есть и ещё несколько правил.

1. Держите большую дистанцию и не разгоняйтесь до экстремальных скоростей. Тормозной путь по слякоти вырастает относительно сухого асфальта раза в два. Если выскочит пешеход или автомобиль, вы просто не успеете затормозить.
2. Держите в голове карту расчищенных поверхностей. Короткий путь перестаёт быть коротким, если он нечищенный – по снегу и насту велосипед идёт с трудом. Иногда проще и быстрее объехать по расчищенным катетам.
3. Где бы в квартире не стоял велосипед, под ним стоит постелить тряпку или какое-нибудь старое покрывало. По приезде на него будет стекать вода и грязь.
4. Зимой стоит смазывать велосипед чаще, чем летом. Вода в его конструкции почти постоянно, а это негативный фактор.

Надеюсь, я ничего не забыл. Хотя наверняка что-нибудь забыл. Главное – не бойтесь выехать зимой. В этом нет ничего страшного и опасного. Летом свои особенности – потная футболка, большая вероятность проколоть колесо (зимой острые предметы обычно снесены водой или вдавлены в снег) и так далее.

Финны же ездят. И датчане. А мы чем хуже?




Recent Posts from This Journal

  • Не бойся

    Оказывается, здесь не постил ничего не бойся когда тебя поведут ничего не бойся ни в заке ни на допросе ты отчасти там и при этом всецело тут и…

  • Просмотрено и прочитано, выпуск 284

    ПРОЧИТАНО Ольга Токарчук. Диковинные истории. Ольга Токарчук оказалась гибридом Чайны Мьевиля и Романа Сенчина. От Мьевиля она взяла способность…

  • Прочитано и просмотрено, выпуск 283

    ПРОЧИТАНО Ричард Морган. Видоизменённый углерод. Сериал я смотрел ранее, книгу прочёл сейчас. Отличный роман, безумно интересный, не отпускает ни…



  • 1
Важный фактор – это низ штанов.

Я бы попробовал подобрать туристические гамаши, по типу

Пробовал. Неудобно, мешает.

> Сиденье. Лучше иметь тряпочку, чтобы, как и в дождь, протереть его от снега после простоя на улице.

Надеть на сиденье любой пласт.пакет. Можно и на замки тоже.

Мне протирать проще ) Тем более когда ледяной дождь (я дважды попадал), ничего не спасает, только кипятком отливать.

Ой, нет, не по всякому такие геройства под силу ))) Никаких юбочек-платьиц... Проверяй да смазывай... И не Дания у нас пока, увы, что ни говори. Велосипедист пока не предусмотрен на дорогах.
А про ветровку - это гениально! И как я не догадалась? Жутко мёрзну осенью в около нулевые температуры. Такое ощущение складывается, что на маршруте одни горки ))) Спасибо за совет.
Для сиденья отлично иметь пакет в бардачке. Уходишь - надеваешь, приходишь - сухое сиденье.

неровный слежавшийся снег, промёрзший, с выбоинами и ямками. - вот эта фишка меня когда-то окончательно и остановила от использования велосипеда зимой. На желаемых мной маршрутах это СТАБИЛЬНО БЕЗНАДЁЖНО, нет ни малейшего куска "расчищенного до приемлемого состояния". :(

Гм. Дороги не чистят что ли? (я вообще по тротуарам не езжу просто)

Ну ж нет, если на работу, то мы переодеваемся :) Во-первых, это не так уж и часто (я себе раз в неделю разрешаю московским воздухом дышать в велосипедном режиме, потом надо легкие чистить), а во-вторых, сменная одежда много места не занимает, тем более что сменная обувь все равно и так ждет на рабочем месте. И темно же, что утром, что вечером, кто там кого видит... Поэтому для зимнего седла можно наряжаться сколь угодно красивым чучелом, было бы тепло.
Замок спасает WD-шка, она вообще на все случаи жизни, что в деревню, что в гараж, что в машину, что для велосипеда.
Про пакеты в комментариях я уже вижу, тоже хотела написать. На седло и на то, что жалко (всякие красивости на руле, а велокомп все равно все снимают, когда уходят)
Про шапочку я еще не нашла в статье. Уши и голову по-любому утеплять надо с учетом ветра и неподвижности. Под велошлем не всякая фигня влезет, я ношу то, что приобретала под горнолыжный, теплое такое с начесом, трансформируется и в повязку, и в шапку, и в бандану по необходимости.
И обязательно батарейки запасные для переднего фонаря и заднего красного, на морозе быстро разряжаются.
И еще велошорты, которые с поролоновыми вставками. Мне всегда интересно, кто как их с термобельем или колготками-лосинами сочетает (ежели система не едина, у меня просто нет зимнего варианта, я комбинирую из того, что лежит в сумках для разного спорта для разных сезонов). Бороду на одеяло или под одеяло. При неправильном сочетании жутко неудобно.
Тормоз у меня ножной, его погодные условия не касаются.
Колеса зимой страдают не меньше, чем летом. Либо реагент портит и покрышки, и камеры, либо мраморная крошка нехорошо так колет. Но это мне актуально, у меня велосипедик парковый, с горным, может, и ничего.
Для аккуратных людей еще термос полезен. Если в дороге что-то происходит, заниматься починкой на морозе гораздо сложнее. Я не могу ничего жидкого с собой возить, обязательно прольется, поэтому вожу с собой деньги купить теплый пирожок или на такси в случае совсем уж критичном.
Не совсем согласна с условием неслезания с седла. Даже если не учитывать мои привычки сочетать езду и бег с велосипедом в поводу, все равно маршруты у всех разные. Если велосипед используется только на дорогах (а велодорожки у нас зимой все еще не чистятся), то все равно на светофорах приходится выставлять ногу :) Ну а если путь составлен с учетом удобства велосипедиста и сочетает в себе дорогу, очищенные велодорожки и тротуар (езда по которому во многих случаях не запрещена), то все равно остаются: светофоры, пешеходные переходы (по правилам требующие спешивания), бордюры (зимой, как в статье сказано, с ними сложнее) и наземные-подземные переходы, без которых обойтись можно, но теряется смысл: часто с ними и быстрее, и короче.
Почему-то ждала, что в тексте будут особенности езды в килте...

Прогулялась и еще важное вспомнила.
1. При нуле и ниже можно не возить с собой дождевик, что здорово облегчает рюкзак.
2. Если уж не переодеваться или ездить дольше нескольких часов, то лучше велобахилы или длинные непромокаемые штаны специальные, снизу на резинках, сверху на подтяжках (недокомбинезон такой). У меня нет ни того, ни другого, но зато я теперь знаю секрет, как в случае необходимости обойтись двумя пакетами на ноги между носками и кроссовками. Обуви конец, зато нет переохлаждения от суперпромокания и обледенения.
Зимой сложнее с освещением: днем снег отражает свет, неожиданно сильно слепит (знакомые используют темные очки, ну а мне неактуально, я на яркий свет не попадаю). И в случае проблем со зрением в сумерки (я нормально вижу днем и привыкаю к темноте, но время заката - ужас-ужас, пусть даже на улицах и нет аццкой горной тени, ощущения похожие) годится горнолыжная маска с фильтрами (которая для пурги и снегопада, желтенькая, проясняющая).
Вообще, много аксессуаров из лыжного и горнолыжного спорта приносят пользу на зимнем велосипеде.
3. И самое страшное. Я ради этого и вернулась дописать. Очевидно, но может быть упущено из внимания.
Автомобилисты зимой забывают о мотоциклистах и слегка расслабляются. Меня фокального персонажа и делюсь наблюдениями с обратной стороны:
а) тормозной путь ой-ой как не рассчитан на зимнего всадника;
б) крайние полосы могут быть недочищены, что вынуждает велосипедиста выезжать на те полосы, где их появления никто не ждет;
в) езду по проезжей части в темноте зимой надо хоть как-то приближать к подобию безопасной. И если уж красивая модная удобная теплая верхняя одежда не содержит светоотражающих элементов, то их следует наклеить самому. Звездочки, собачки и кошечки размером со спичечный коробок приносят мало пользы, но поперечные полоски сантиметра в два шириной заметны и срабатывают. И фонари, и катафоты, и ерундовина для светящихся спиц, и горящие шнурки - не блажь и дурь, а мера предосторожности.


Сразу видно - писатель! :) Я твои заметки чуть позже прочту, тут думать надо.

В России главная проблема не это все - а "так задавят же". Особенно зимой и на снегу.

Ну не знаю. На удивление аккуратно народ ездил. 5-й год по Москве наяриваю, один раз вдолбился в машину, и то по своей вине.

Всё так, но про ободные тормоза не согласна: хорошие колодки (например, фирмы Baradine) не замерзают на морозе и тормозят так же хорошо, как и летом. Недостаток в том, что хорошие колодки стоят дорого, мягкие, быстро стираются во влажных и холодных условиях.

Не "хорошие", а "всесезонные". Есть у них такое свойство, прописано в технических данных. Скажем так, у 95% людей ободные тормоза обыкновенные, на морозе твердеют.

какой хороший и правильный пост! Побольше бы таких

Хорошо! Я бы добавил про воздействие соли: всё ржавеет в два раза быстрее. Если велосипед хранится на холодном балконе, то его нужно хорошо сушить.
И ещё вилка, если она масляная, на морозе дубеет.

Edited at 2018-03-06 07:26 am (UTC)

Я про смазывание в последнем пункте написал :) Я где-то раз в неделю прохожусь зимой, если ежедневно езжу. Просто пшикаю банальной смазкой, никаких специальных эквилибров, этого хватает. Обычно переворачиваю велосипед, вращаю педали и брызгаю на передний блок шестерен, по цепи смазка приходит и на задний.

А вилка у меня, кстати, не дубеет.

Да-да, я увидел, уже удалил про смазку. Извиняюсь!
Я прям через день смазываю, очень быстро ржавеет цепь и звёзды.

Значит, у вас что-то не так со сталью (точнее, с качеством оборудования), я бы на вашем месте заменил. У меня вообще не ржавеет, в своё время был дорогой велик с дорогим обвесом. Смазка не от ржавчины, а скорее от истирания - попадает песок, всякая мелкодисперсная дрянь и "дерёт".

Осенью штаны забрызгивает, несмотря на крылья. Может, слишком быстро езжу
А ещё изобрёл вело-кофту с вшитой в капюшон шапкой на завязке по контуру, хорошо от ветра помогает. и дождевик в бардачке лежит)
И всё-таки зимой авто, может попробую с широкими колёсами велс ( у меня как на фото с тормозами)

У меня не забрызгивает, хотя я быстро езжу. Правда-правда, всё дело именно в конфигурации крыльев. Плюс-минус сантиметр, и всё, совсем другой угол разлёта.

  • 1