Парфюмерная мастерская.

Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Previous Entry Share Next Entry
300 лет русского изобретательства
Парфюмер за работой
nostradamvs
Привет, друзья.

В этом посте я попытаюсь рассказать об ещё одной лекции из моего «портфеля». В ней я прослеживаю путь русской изобретательской мысли, развенчиваю мифы и подробно рассказываю о тех вещах, которые действительно изобрели русские. Именно в России впервые был построен токарно-винторезный станок, ледокол, электромагнитный телеграф, рамочный улей, центробежный вентилятор, радиатор отопления, трамвай, гусеничный трактор, броненосный крейсер, аэросани, ранцевый парашют, электромагнитный сейсмограф, разработан процесс производства сухого молока, применена дуговая электросварка металлов, использован метод хроматографии – и так далее.



Развенчание мифов – тоже важная часть лекции. Некогда я написал занимательный пост о том, как официальные тиражируемые версии отличались от правды. Я рассказывал о том, как пропаганда придумала фантастических Крякутного (якобы первым полетевшего на воздушном шаре) и Артамонова (якобы придумавшего велосипед), как упорно приписывала Можайскому первый самолёт, а Ползунову – первый паровой двигатель (при всём уважении к обоим). Примерно в то же время по Сети ходил очень глупый список «русских изобретений», в котором 50% было неправдой, и при этом более чем двух сотен настоящих русских изобретений в нём не было как таковых. Тогда-то я и решил подготовить лекцию об истории русского изобретательства и развитии русской смекалки от Петра I до 1970-х годов.

Многие видели знаменитую Невьянскую башню. Но мало кто знает, что это старейшее в мире (первая половина XVIII века) сооружение, при постройке которого применена арматура. Кроме того, на нём был предусмотрен громоотвод – на полвека раньше его разработки Бенджамином Франклином.


Лекцию я назвал 300 лет русского изобретательства. Вот её анонс на сайте: cо времён Петра I русские изобрели множество всего — несомненен наш вклад в сталелитейное дело, космическую промышленность, технологии вооружений, ядерную физику, не говоря уже о локальных изобретениях вроде ранцевого парашюта или гирокара. При этом о настоящих изобретениях русских практически ничего не говорится, зато по Сети гуляют десятки фейков и ошибочно приписываемых — в результате исторических конфузов и фальсификаций — изобретений (велосипед, паровой двигатель, самолёт, лампочка — это всё не мы). А ведь нам на самом деле есть чем гордиться! 300 лет настоящего русского изобретательства и развенчание мифов — в этой лекции. Лекция построена на диалоге с аудиторией. Изначально лекция разработана для направления «Инновации» форума «Селигер-2014» и читалась на ряде других научных фестивалей. Длительность лекции — 1 час 30 минут (возможно удлинение до 2 часов). Аудитория — от 16 лет.

Один из первых в истории электромузыкальных инструментов, терменвокс. Разработан в 1919 году Львом Сергеевичем Терменом. Инструмент понравился Ленину; он использовался на сцене и в РСФСР, но мировое признание получил уже после эмиграции Термена в США.


Также лекцию можно расширить до курса из 8-16 исторических лекций и прочесть их последовательно в каком-либо ВУЗе. Почему бы и нет? Материала действительно хватает со значительным запасом.

А теперь я приведу вам пару примеров классической русской смекалки и изобретательства, которые заслуживают того, чтобы не затеряться в её безграничных анналах.

Ледокол

Да, ледокол — сугубо русское изобретение, причём, как ни странно, со счастливой судьбой. Львиная доля – около 70% – русских изобретений имели судьбу трагическую. Их создатели мучились, пытались выбить деньги из неповоротливой власти или ленивых и консервативных частных инвесторов, а затем либо бросали, либо умирали в нищете, либо эмигрировали и там успешно развивали своё дело. Последний сценарий был особенно распространён (впрочем, он и сейчас наиболее перспективен, что уж тут говорить).

Но вот ледоколу повезло. История заключалась в том, что его изобретатель, Михаил Осипович Бритнев, был очень небедным человеком, купцом, судовладельцем и промышленником, владельцем Кронштадского механического завода. В начале 1860-х годов успешный и активный 40-летний Бритнев искал новые пути, позволяющие победить конкурентов.

«Пайлот» (Pilot) – первый в истории ледокол, построенный энтузиастом, купцом и кораблестроителем Михаилом Бритневым.


А надо сказать, что Бритневу принадлежал пароход, осуществлявший грузопассажирское сообщение Кронштадт – Ораниенбаум, и на зиму этот маршрут, естественно, замирал. Существовали специальные ледокольные судна – то есть обычные баркасы, с которых на лёд бросались гири, а команда, вооружённая кирками, шла рядом с судном по льду, дорубая пробитые гирями проломы при необходимости. По полученному каналу уже могло кое-как идти торговое или пассажирское судно. Скорость при этом была вы представляете какая.

Бритнев же опирался на конструкцию, известную русским испокон веков – на коч. Сибирский коч имел пологую форму носа и дна, что позволяло, дойдя до границы оледенения, вытащить судно на лёд и протащить его волоком. Бритнев подумал, что современное, значительно более тяжёлое судно при определённых условиях может не просто волочиться по льду, а заодно продавливать его, создавая канал.

Коч – тоже русское изобретение, но стихийное, средневековое. Его можно было легко вытащить на лёд и протянуть волоком.


В общем, на своих стапелях он приказал перестроить небольшой пароход «Пайлот» по новым чертежам, скосив дно у носа на 20°. «Пайлот» успешно продолжал ходить через льды, когда прочие корабли уже прекращали навигацию, а весной выходил «на маршрут» раньше всех. Государственная комиссия провела нечто официального сравнения «Пайлота» и традиционного ледокола с гирями («Опыта»), который застрял. По доброй русской традиции комиссия признала «Пайлот» бесперспективным, посчитала, что будущее – за колкой льда форштевнем и гирями, после чего удалилась.

И всё бы закончилось как всегда, если бы Бритнев был просто изобретателем. Но Бритнев был бизнесменом. Он мог себе позволить построить второй такой пароход («Бой»), и третий («Буй»), и к середине 1870-х ледоходные суда его системы вовсю ходили по маршрутам, когда конкуренты уже превращались в «подснежников». Бритнев не просто придумал конструкцию, но получит на неё европейские патенты, а чертежи продавал пароходным конструкциям разных стран (первым городом, купившим патент в 1871 году, стал Гамбург). По сути, Бритнев единолично и вопреки государству совершил революцию в зимнем судоходстве; он процветал на ниве кораблестроения и умер известным и уважаемым человеком.


Кукольная анимация

Совсем иная судьба была у другого русского изобретателя – блестящего учёного-энтомолога Владислава Александровича Старевича. Он родился в Москве, затем жил у тётки в Ковно (ныне – Каунас), и с гимназических лет увлекался фотографией и жизнью насекомых. Снимать всяких жуков он начал 1880-х годах.

С появлением синематографа видоизменились и увлечения Старевича – в начале XX века он снимает свои первые фильмы из жизни насекомых. Его научно-популярные сюжеты на тот момент находились на очень высоком техническом и операторском уровне. Продемонстрировав их своему начальнику, директору Ковенского музея, Старевич получил возможность отправиться в Москву и приложить свои возможности к настоящему синематографу, а не ограничиваться единственной музейной кинокамерой среднего уровня.

Работы Старевича очень понравились кинопромышленнику Александру Хажонкову, тот выделил ему камеру и дал время на съёмку фильма специально для его студии. Результаты понравились Хажонкову ещё больше, и он выделил Старевичу грант, оборудование и дал полную творческую свободу.

Старевич, погружённый в рабочий процесс.


И вот в 1910 году Старевич решил снять документальный фильм о жуках-оленях. Но под осветительным оборудованием и вообще в состоянии стресса жуки-олени никак не хотели демонстрировать своих природных качеств, то есть биться за самку. Старевич подумал, сделал несколько муляжей и отснял фильм покадрово, передвигая жуков вручную. Он ещё толком сам не понимал, что изобрёл совершенно новую технологию.

Технология ему понравилась, но фильм сенсацией не стал, поскольку все думали, что жуки просто сражаются, никто и не думал, как это сделано. Сенсацией стал фильм «Прекрасная Люканида, или Война усачей с рогачами» (1912), где дело происходило в царстве насекомых, но у фильма уже был сюжет! Никто не понимал, каким образом Старевичу удалось так идеально выдрессировать жуков, ещё и наряженных в псевдорыцарские костюмы. В итоге в 1912-1913 годах Старевич снял целый ряд игровых и кукольных фильмов, снискав славу режиссёра-новатора.

Кукольная экранизация басни «Стрекоза и муравей» (1913), режиссёр – Владислав Старевич.


После революции он, естественно, эмигрировал во Францию. В 1920-е годы он снимает один кукольный фильм за другим; он имеет успех, получает премии и неплохо зарабатывает. Ему помогает слава, созданная ещё во время работы в России. Технику кукольной анимации осваивают постепенно и другие режиссёры. В 1930 году он снимает первый в истории полнометражный кукольный мультфильм «Рейнеке-лис» (интересно, что он был немым, и озвучили его позже по заказу правительства Германии). Под конец жизни его успех сошёл на нет (пик славы пришёлся на 1930-е годы), в 1950-е Старевич жил очень скромно, снимал мало и даже продавал свои старые игровые куклы.

Вот, пожалуй, и всё. В лекции я буду рассказывать эти и другие истории, а также заставлять публику думать, вспоминать и изобретать самостоятельно. Смекалка же никуда не ушла.


  • 1
Гм, а что, и броненосец у нас придумали? Родина слонов...

заинтересованно...

А в каком году был спущен на воду первый русский броненосец и как он назывался?

Re: заинтересованно...

Google в помощь, Олег.

Re: заинтересованно...

В общем, про броненосцы можешь пункт сразу из лекции вычеркивать, вдруг найдется человек, который прямо на лекции воспользется гуглом :)

Re: заинтересованно...

Молодец, проверен.

Просто, Олег, знаешь, твой первый вопрос подразумевал, что я - идиот. И это было неприятно. Спасибо за внимание.

P.S. Да, нормальный человек, а не в твоём обычном стиле общения, формулирует это так: "Тим, конкретизируй, пожалуйста, тип броненосца, который изобрели в России, а то кто-то типа меня может докопаться до слов".

Edited at 2015-01-29 06:59 pm (UTC)

Re: заинтересованно...

Тим, данная предлинная фраза мне настолько не свойственна, что ты бы сам первый выразил удивление отсутствию моего всегдашнего военно-исторического ехидства :)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account