?

Log in

No account? Create an account

Парфюмерная мастерская.

Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Previous Entry Share Flag Next Entry
Минск. Часть 1.1. Проспект Независимости: с запада на восток
Парфюмер за работой
nostradamvs
К части 1.2, к части 2.1, к части 2.2, к части 3.1, к части 3.2, к части 4.

В общем, друзья, в сентябре я пробыл в Минске неделю. Впервые за последние пять лет. Потому что раньше получалось максимум на день-два съездить – работа, работа, работа. И я подумал, а почему бы не сделать о Минске такой же отчёт, какие я делаю о новых, незнакомых для меня городах? Погода, правда, почти всё время была пасмурная. Но зато тёплая. Моя мыльница вроде пока справляется, хотя в последнее время уже начинает жаловаться на возраст и адские условия эксплуатации. В общем, тем, кто в Минске не бывал, может быть интересно. Да и тем, кто в Минске бывал.

Минск впервые упоминается в летописи в 1067 году, хотя с тех пор не сохранилось ровным счётом ничего. Не считая нескольких археологических раскопок, самые старые здания в городе датируются XVII веком, что тоже неплохо. Зато в Минске находится один из самых красивых неоклассических сталинских ансамблей 1940-50 годов – это связано во многом с тем, что Минск жёстко пострадал во время войны и активно застраивался сразу после.

Отчёт выйдет большой, в четырёх частях. И, может, когда-либо я добавлю пятую про те места, куда в этот раз не добрался.

Ещё момент. Минск я разделил на четыре части по географическому принципу. Сначала мы идём через весь город с запада на восток от площади Независимости до Национальной Библиотеке по главной улице города – проспекту Независимости. Во второй части точно так же идём слева от проспекта по мелким улицам. В третьей – справа от проспекта. Это обусловлено тем, что интересная часть города вытянута вдоль проспекта, и такая методика как раз позволяет буквой Z пройти почти весь город. В четвёртой части мы пойдём по перпендикуляру, посмотрим на незатронутое.

Итак, проспект Независимости.





Проспект начинается от главной площади города – площади Независимости. Как нетрудно догадаться, когда-то она называлась площадью Ленина. Станция метро на ней так называется и поныне.



На площади находится дом правительства – главный памятник минского конструктивизма, одно из самых известных конструктивистских зданий постсоветского пространства. Построено в 1930-34 годах архитектором Иосифом Лангбардом. Очень странно смотрятся военные снимки, где вокруг – немецкая техника, а перед домом правительства – виселица с партизанами.



Главный городской Ленин.



Могучая штука.



Очень крутой фонарь. Огромную территорию освещает. Подробнее про минские фонари я писал в специальном техническом отчёте о минской городской среде.



Слева – главный корпус педагогического института.



Даже минчане не всегда знают, что этот брежневский ад был построен прямо перед неоклассическим сталинским корпусом, который раньше выходил на площадь, а теперь его главный фасад прячется во внутреннем дворе.



Константин Дмитриевич Ушинский со своей цитатой раньше смотрел на площадь, а теперь – в бетонную стену. Зато рядом – покрашенная в цвет здания водосточная труба, любо-дорого смотреть.



Фотографируя географический центр площади – фонтан, – я завалил горизонт, ха-ха.



Аистята на фонтане.



Как нетрудно догадаться по фонтану, под площадь – торговый центр.



Воздуховод. Так оформлен, что и не заметишь.



Оформление технического спуска в подземку. Тоже оформлено – не подумаешь, что это тупо техспуск для сотрудников метрополитена.



Метрополитен (точнее, управление минского метрополитена) – это то здание, от которого сделан первый снимок. Построено в 1984 году, что и видно.



Само минское метро я как-нибудь в другой раз поснимаю. Тут скажу лишь, что на станции «Площадь Ленина», вход в которую находится именно в здании управления, можно найти вот такой памятник Ленину.



А мы вернёмся на площадь к зданию, которое уже несколько раз мелькало, к Красному костёлу.



Красный костёл (точнее – костёл Святого Симеона и Святой Елены) построен в неороманском стиле с элементами неоготики и модерна в 1905-1910 годах по проекту Томаша Пайздерского. Инициатором строительства был богатый меценат и общественник Эдвард Войнилович – у него было двое детей, Семён и Алёна, которые умерли в детстве; в их память он и воздвиг костёл. С 1932 по 1990 костёл был закрыт, в нём был киноклуб. Интересно, что росписи сохранились, потому что их не соскоблили, а просто закрасили, и расчистили в ходе реставрации.



Памятник Георгию Победоносцу.



Интересная композиция – «Колокол Нагасаки».



В основание звонницы заложены капсулы с землёй из различных мест, связанных с ядерными трагедиями или испытаниями. Тут есть осколок породы с полигона испытаний на Новой Земле, капсула из Нагасаки, капсула из Хиросимы, капсула из Фукусимы, капсула с полигона Аламогордо. Таблички продублированы на русском, белорусском, английском и японском языках.



Могила основателя костёла Эдварда Войниловича. Внизу слева – остаток оригинального надгробия. В углу справа – мемориал другого интересного человека – англичанина Гая Пикарда (1931-2007). Пикарда был адвокатом, и всю жизнь занимался исследованием белорусской культуры, опубликовал множество статей в английских и французских изданиях, и завещал похоронить себя в Беларуси. Из уважения его погребли в Красном костёле.



Небольшой и довольно кичевый монумент Иоанну-Павлу II.



Памятник Владимиру Степановичу Омельянюку (1917-1942), первому редактору подпольной газеты «Звезда», выходившей в Минске во время немецкой оккупации. На этом месте он был убит полицаем-изменником из белорусов.



Здание Мингорисполкома.



100 лет назад тут была не площадь, а улица, и по ней были дома. Два таких дома сохранилось.



Это 1913 год. Бывший дом Абрампольского, директора одного из минских банков. Семь комнат первого этажа снимала княгиня Магдалена Радзивилл. Пример очень хорошей научной реставрации. Рамы – деревянные, двойные, точно повторяющие оригинальное остекление. Вообще, сделано великолепно. Я бы ещё жестяную крышу перекрыл бы чем-нибудь более аутентичным, но да ладно.



И соседний дом того же периода, ныне – управление архнадзора. Тут сделано похуже, пластиковые стеклопакеты. Это бывший доходный дом Людвига Униховского, построенный в 1904 году по проекту архитектора Генриха Гая. Тут в советское время давали квартиры всяким официальным композиторам и художникам.



Скульптура минского зодчего работы Владимира Жбанова. Под рукой героя деревянный детинец переходит в собор, а собор (с этого ракурса не видно) – в здание оперы.



Ну, раз уж мы тут, быстренько заглянем за Красный костёл, а потом уже пойдём по проспекту. Тут находится музей истории белорусского кино. Здание начала XX века, слева хорошо видны элементы модерна, справа – брежневская пристройка.



Фонтан со скульптурной композицией.



Очень сильно изувеченное брежневскими пристройками и пластиковыми стеклопакетами конструктивистское здание 1936 года. Когда-то это была фабрика-кухня.



Смотрите, какое в оригинале было остекление офигенное. Эх, восстановить бы.



Отсюда ещё виден минский тюремный замок, но к тему мы потом пойдём. Очень жалко это здание – уникальный памятник пенитенциарной системы в ужасном состоянии (видны руины обрушившейся недавно башни слева).



Ну, наконец-то. Площадь обошли. Теперь можно отправиться в город по проспекту. Проспект Независимости – это лучший в СНГ ансамбль сталинской неоклассической застройки. По этому поводу он уже который год стоит в очередь на включение в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, но самому включению мешает одно здание. Мы до него ещё доберёмся, блин.



Здание слева – это четырёхзвёздочная гостиница «Минск».



Здание справа – минский почтамт. Потрясающее, имхо. Строилось в 1949-1953 годах по проекту Владимира Короля и Абрама Духана. Почитать подробно про него можно тут. Там ещё интерьеры внутри шикарные.



В принципе, большинство зданий проспекта нет смысла описывать отдельно. Они смотрятся очень красиво в комплексе. Все они построены в конце 1940-х – начале 1950-х.



Не считая пластиковых стеклопакетов (фи!) здания в очень хорошем состоянии, это вам не Тверская. Здесь запрещены кондиционеры на внешних исторических фасадах, запрещено стеклить балконы, составляющие архитектурную часть зданий.



А вот если заглянуть за линию проспекта в любую боковую улочку, застройка сразу скатывается в XIX век. Это жилой дом по Володарского, 12, был доходным домом некогда.



Некоторые здание отреставрированы хорошо, некоторые – плохо, испорчены стеклопакетами и жестяными крышами. Розовый дом на переднем плане характерен тем, что 25 марта 1918 года именно в нём была провозглашена независимость Белорусской Народной Республики.



Ладно, вернёмся на проспект. Идём мимо встроенного в здание кинотеатра «Центральный». Здание построено в 1950-54 годах по проекту Геннадия Баданова и Михаила Осмоловского.



Отлично отреставрированные арки. Во многих убраны и провода, но не в этой.



Дома на проспекте просто ломятся от мемориальных досок. В них жили знаменитые белорусские артисты, писатели, музыканты.



Вот это здание отличается от остального ансамбля. Подавляющее большинство зданий на проспекте – пятиэтажные, но тут был и шестой. Историю здания, сорри, не знаю. Помню, что проект Парусникова – одного из ведущих архитекторов неоклассики в Белоруссии.



И, конечно, здание МВД. Дальше начинается здание КГБ, мы к нему чуть позже подойдём.



Здание МВД со скульптурами на углу построено в 1913-1915 годах по проекту архитектора Генриха Гая. Раньше в нём были магазины, правление Минского земледельческого общества взаимного страхования, Минское общество клубов и коммерческая служба Либаво-Роменской железной дороги, а также гостиница «Кронштадт».



Боковая улица. Просто симпатичные жилые сталинки.



А вот и здание КГБ. Мощное асимметричное строение с колоннадой и башенкой. По поводу башенки ходит много легенд (вплоть до того, что в ней был личный кабинет наркома ГБ БССР Лаврентия Цанавы, сделанный специально, чтобы прямо оттуда можно было смотреть футбольные матчи на расположенном неподалёку стадионе), но на деле это просто архитектурный изыск неоклассики; должен был быть шпиль, но его решили не ставить по финансовым причинам. Построено оно в 1945-47 годах по проекту Михаила Парусникова. Про легенды о здании КГБ можно почитать тут.



Здание напротив. Продолжается сталинский ансамбль.



Уходящий вдаль бульвар (улица Комсомольская). Памятник Феликсу Дзержинскому работы известного белорусского скульптора Азгура.



На каждом здании по 5-6 мемориальных досок.



Красота! На боковых улица большую часть проводов убрали. На проспекте остались перетяжки гирлянд освещения и какие-то невнятные провода сетей. Последним недолго осталось.



Оригинальные двери. В Москве таких не осталось.



Культовое минское место – клуб «Гудвин».



Здание ГУМа. Имеет интересную историю, к слову.



Очень люблю его детали, они восстановлены с любовью.



Здание построено по проекту Романа Гегарта в 1946-1951 года, причём начинали строить его пленные немцы. Этот магазин любил Ли Харви Освальд, несколько страниц в своём дневнике посвятил ему. Подробно можно почитать тут. На крыше должна была появиться скульптурная группа, но её почему-то не сделали.



Здание Центробанка Зимбабве Беларуси. Построено в 1947-52 годах по проекту Михаила Парусникова.



Памятник Сергею Грицевцу на улице Ленина. Сергей Грицевец (1909-1939) был одним из знаменитейших советских лётчиков-истребителей 1930-х годов. Он воевал в Испании и на реке Халхин-Гол, 18 подтверждённых личных воздушных побед.



Продолжение сталинской застройки.



Улица Ленина, вид в другую сторону. В другой стороны – симметричное здание. Если я не ошибаюсь, это проект знаменитого белорусского архитектора Георгия Заборского.



Тем временем мы добрались до следующей станции метро – «Октябрьской». Арки в здании – это входы в метро.



Это та самая станция, на которой в 2011 году был теракт. Сейчас здесь небольшой мемориал.



Здание «Белтелекома» по улице Энгельса. Вдали видны здания старой части Минска, туда мы пойдём в одной из следующих частей отчёта. Это здание круто тем, что на его фасаде вообще нет водосточных труб. При реставрации система проведена по крыше и отведена во двор. Это очень круто. Здание позднего неоклассицизма, окончено в 1962 году, проект Духана и Короля.



Но вообще-то мы вышли на Октябрьскую площадь, доминантой которой является то самое здание, которое не пускает проспект во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Это концертный зал – Дворец Республики. Адову хрень строили с 1985 по 2001 год. За время строительства здание обросло забором, который после смерти Цоя посвятили погибшему. Когда стену разбирали, фанаты оттащили несколько секций за Дворец, где долгое время был мемориал Цоя. Потом его запретили (он же был стихийным), и его перетащили в другое место. В отчётах его не будет, я до него не добрался.



Перед Дворцом находится нулевой километр Беларуси. На самом деле реальный нулевой километр, от которого ведутся все отсчёты, расположен внутри Главпочтамта, а это так, туристический, для фоточек.



На площади есть ещё пара крупных зданий. Во-первых, бывший музей Великой Отечественной войны, построенный в 1966 году, кажется. Сейчас для него построили новое здание (мы увидим его в четвёртой части отчёта), а с этим я не знаю, что сделают.



А во-вторых, шикарный, под греческий храм, Дворец культуры Профсоюзов, построенный в 1949-1954 годах по проекту архитектора Ершова.



Перейдём на другую сторону проспекта. Тут находится один из старейших минских общественных парков, Александровский сквер. Заложен он в 1839 году. Входная группа 1950-х годов. Раньше тут находилась часовня Александра Невского, в честь которого сквер получил название. Интересно, что раньше проспект был значительно уже, и прямо напротив сквера была застройка – где теперь улица. Интересно сравнивается Минск довоенный и послевоенный вот тут.





В сквере находится небольшой мемориал подпольщикам, казнённым гитлеровцами на этом самом месте.



Здесь же находится самый старый минский фонтан, установленный в 1874 году.



Угол паркового квартала занимает здание театра Янки Купалы. Здание было построено в 1888-1890 годах по проекту Кароля Козловского и Константина Уведенского как минский губернский театр.



После войны его перестроили, он выглядел вот так:



Но недавно, буквально несколько лет назад, театру вернули исторический облик.



Помимо мемориальных досок известным белорусам, встречаются и классические советские мемориальные доски всяким революционным событиям.



Ресторан у заднего фасада, выходящего в парк.



Здание театральной кассы. У него очень крутая история. Оно построено в 1912 году в парке как первый в Минске общественный туалет. По легенде его построил архитектор в форме дома какого-то богатея, который заказал проект этому архитектору, но за работу не заплатил. Такая как бы месть, ха-ха!



Не везде оригинальные двери в хорошем состоянии. Надеюсь, отреставрируют, а не заменят.



Идём дальше. Это Дом Офицеров. История тоже интересная. Тут некогда располагалась Покровская (Крестовая) церковь и Архиерейское подворье. В 1934 году на этом месте началось строительство Окружного дома офицеров под руководством архитектора Иосифа Лангбарда. Он решил не сносить старые стены, а использовать их – в результате стены церкви стали частью левого крыла, и если внимательно всё осмотреть, можно найти элементы, нехарактерные для постконструктивизма, к которому относится Дом Офицеров. Здание окончено в 1939 году. Изначально в здании были потрясные интерьеры, сам Дайнеко работал над оформлением. Но во время войны здание выгорело, сейчас там всё проще.



Единственное здание, оставшееся от церковного комплекса. Это дом был частью архиерейского подворья, с 1864 по 1924 год он был резиденцией православных архиереев Минска. К слову, оно и сегодня имеет духовную функцию, по-моему, там находится богословский факультет БГУ.



На заднем плане виднеется ещё одно интересное здание, которое совершенно невозможно сфотографировать из-за ёлок. Это построенный в псевдославянском стиле церковно-археологический музей. Построен он в 1913 году по проекту Виктора Струева – к 300-летию дома Романовых. Ныне – институт теологии имени св. Мефодия и Кирилла БГУ.



Напротив продолжается сталинская застройка. Это корпус министерства обороны.



Здание на пересечении проспекта Независимости и улицы Янки Купалы.



Здание напротив пестрит мемориальными досками. Оно было приписано к союзу композиторов БССР, тут жили все известные музыканты. И писатели тоже немного.



А вот и БелГосЦирк. Построен в 1954-59 годах.



Около цирка – невероятной красоты и тонкости скульптуры работы Сергея Бондаренко.





Вот эту очень люблю.



Какие детали!





На заднем плане строится уродливая колдоёбина, которая окончательно выводит проспект из списка ожидания Всемирного наследия. Строят её на месте недавно снесённой первой минской электростанции начала XX века и ещё нескольких исторических зданий, спешно выведенных из охранного списка. Просто «Кемпинский» дал бабла на отель, а бабло решает всё.



Отвернёмся от каки и пойдём по другой стороне, где раскинулся парк Янки Купалы.



Вот сам Янка Купала.



В парке много смешных скульптур разных лет и стилей.





В центре парка расположено здание музея Янки Купалы. Особняк построен специально для музея в 1959 году.



Смотрите, как клёво оформлен бункер в парке. Можно и не заметить.



Фонтан «Венок» посвящён празднику Ивана Купалы, во время которого девушки пускают по реке венки, должны привести к ним суженых.



В парке есть и классические древесные зоны советского типа, так и открытые пространства европейского типа. Чтобы можно было играть на травке в подвижные игры.



Велодорожки.



Мало кто знает, что тут есть небольшой памятник славянскому первопечатнику Франциску Скорине (1490-1551). Всего в Минске ему три памятника. А раньше весь проспект Независимости носил его имя.



Тут протекает река Свислочь. По ней катаются смешные катамараны.



На той стороне реки телецентр. К нему я не подошёл, как-то в маршрут не лёг. Подойду в другой раз.



Фонари на мосту через Свислочь.



Такая вот река.



В городе много цветов. Мост украшен.



Сталинские ограды с вазонами в великолепном состоянии. В Москве, к сожалению, большинство подобных вазонов или уничтожены, или закрашены пятью слоями серой краски :(



Но вот мы приходим к одной из наиболее визуально известных площадей Минска – площади Победы. Она есть на всех магнитиках, кажется. Некогда она называлась Круглая площадь; прошло 50 лет, но её и теперь так называют в народе. Дугообразные дома за монументом начаты до войны, в 1939 году, и потому закончены после неё первыми – в 1947-м. Обелиск построен в 1954 году, архитекторы – уже упоминавшиеся Король и Заборский.



В переходе под обелиском (точнее, под вечным огнём) – мемориал павшим.



Вокруг площади есть немножко интересного. Тут в кустах прячется музей I съезда РСДРП (б). Да, именно тут, в Минске, в доме, который снимал сотрудник железной дороги у мещанки Франтишки Ржецкой, 1-3 марта 1898 года прошёл первой съезд Российской социал-демократической рабочей партии (РСДРП). Той самой партии, что позже изменила всю Россию. Оригинальный дом, правда, сгорел во время войны и восстановлен после неё в точно таком же виде.



Напротив – один из корпусов великолепного сталинского ансамбля Круглой площади, построенного в 1950-56 годах. Этот конкретный дом интересен тем, что здесь на пятом этаже с видом на реку (то есть на фото крыло слева, которое уходит вдаль по улице) в 1960-62 годах жил будущий то ли убийца, то ли нет Джона Кеннеди Ли Харви Освальд. Это был дом радиозавода, где Освальд некоторое время работал. Подробнее про жизнь Освальда в Минске можно почитать тут.



Ещё одна интересная деталь этого дома:



Так декорированы все дома ансамбля.



Другой дом этой же серии.



Противоположная сторона.



Боковые парки. Лет 15-20 назад это место (и до цирка включительно) было известно как «минская стометровка», иначе говоря, тут можно было снять проститутку. Как сейчас – не знаю.



Дом, симметричный освальдовскому, через балюстраду, отделяющую проспект от парков.



Дома соединены вот такими колоннадами.



А это главный вход в Центральный детский парк имени Горького – старейший публичный парк города, основанный в 1805 году. Мы туда пойдём в третьей части отчёта. Парадный вход построен в 1952 году по проекту Георгия Заборского.



Ввиду ограничения на размер поста в ЖЖ, вместить весь проспект в одну часть не получилось. Так что продолжим в следующем посте.

Оглавление путешественных заметок с фотографиями и можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала.


  • 1
"...бывший музей Великой Отечественной войны, построенный в 1966 году, кажется. Сейчас для него построили новое здание (мы увидим его в четвёртой части отчёта), а с этим я не знаю, что сделают."
К прискорбию, его снесут. По проектам, которые проскакивали на tut.by, будет очередная стекляшка, перекликающееся с офисом велкома, рядом и ещё дальше отодвигающая проспект от ЮНЕСКО.

Многие успели словить момент демонтажа надписи на фасаде, когда осталась фраза "Подвигу народа ж":


В плане сноса это как раз невелика потеря. Но вот очередная стекляшка добьёт ансамбль проспекта, да. Тут бы под неоклассику построить (как построили в стиле гостиницу "Европа").

Очень интересно было почитать, потому что ничего о большинстве домов на проспекте, как выяснилось, я не знаю : ))

Ну ладно - черепаха. Ну слон. Но котика-то за что?!

Парк на Октябрьской также известен как Паниковка. Ибо там не мальчик с лебедем, а Паниковский с гусем. В середине девяностых был одним из мест кучкования самых разнообразных видов неформалов и, как следствие, прекрасной ареной для спаррингов баттлхантеров :)


Помню :) Но решил это не писать, довольно малозначимый факт, особенно для не бывавших в городе.

Хороший город. Уже лет десять собираюсь доехать, но все заграницы мешают.

Ну щас я тебе шестью частями отчёта всё впечатление испорчу :)))

"Башня Цанавы" - обыкновенный пост ВНОС.
Ну, то есть не совсем обыкновенный, но их таких необыкновенных в Минске несколько.

>> то самое здание, которое не пускает проспект во Всемирное наследие ЮНЕСКО. Это концертный зал – Дворец Республики.

цудоўны абразчык постканструктывізма, лаканічны і манументальны, адзін з маіх любімых будынкаў Мінска

а ЮНЭСКА прашпекту і без яго не свяціла б, за апошнія дзесяцігодзі знішчана 95% арыгінальных інтэр'ераў гандлёвых памяшканняў у большасці сталінскіх дамоў, з лепнінай, панно і роспісамі (хіба адзін толькі універмаг "Цэнтральны" застаўся некарнутым) - паўсюль турэцкі "хай-так" і прочы гіпсакартон

Ну не 95%, а около 30% (я внутри домов тоже бываю). Но в официальных документах фигурировало именно нарушение ансамбля саркофагом, не буду сейчас искать документ, он года эдак 2000-го.

Кстати, это и наши признают: http://news.tut.by/society/332463.html

И да, это не постконструктивизм. Вообще. Постконструктивизм, если что, закончился в 1950-х. Это брутализм.

А с какой стороны Гудвин стал культовым заведением? Быдлятник и быдлятник. Причем в последнее время еще и весело перепродающийся из рук в руки.

Вот как раз те 4 года разницы в нашем возрасте и дают о себе знать :)

Он был очень культовым некогда, считался крутым. Потерял этот статус в районе, наверное, 2008 года, как-то так, уж не помню.

Газоны в парке Купалы не чтобы на них играть в подвижные игры, а чтобы их стричь!
А метро пофотографируй обязательно. Один мальчик пофотографировал в минском метро. Как раз на днях уже освобождается по амнистии )

Если ты думаешь, что в России иначе, ты ошибаешься. В Питере до сих пор достаёшь фотик в метро, и на тебя бежит какое-то мудло с криком "нельзя".

  • 1