nostradamvs (nostradamvs) wrote,
nostradamvs
nostradamvs

Categories:

Екатеринбург, 9 августа 2014, часть 1. Усадьбы и немного центра

Ко второй части отчёта

Мне тут, друзья, довелось побывать в Екатеринбурге и немного по нему побродить (суммарно порядка шести часов). Я думаю, что это мегаофигенный город с нечеловеческим туристическим потенциалом. За брежневское время и в первую очередь за постсоветское город изувечили неимоверно бездарной архитектурой, омерзительным отношением к неимоверной красоте, но она всё-таки виднеется под слоем тлена.

Вообще, в цивилизованном мире существует три основных (если делить грубо) типа реставрации: архитектурная, консервационная и научная. Никогда и нигде в России, за буквально несколькими исключениями (около 20 штук, и все - в Питере), я не встречал здания, имеющего историческую ценность и отреставрированного хотя бы по одной из этих методик. В любом крошечном французском городке в среднем 70% старинных зданий отреставрировано по научному методу и находится в идеальном состоянии, а нам плевать на нашу каменную и деревянную историю с высокой колокольни. В Москве, например, ни одного примера; даже то, что считается «национальными святынями» вроде храма Василия Блаженного, находится в отвратительном состоянии, нарушающем все общепринятые нормы реставрации и сохранения. А уж про обычные здания и говорить не приходится. Так повсеместно, но Ёбург особенно жалко, и я очень надеюсь, что Ройзман, не «крепкий хозяйственник», а живой и нормальный человек, за это дело возьмётся. Собственно, он уже взялся, насколько я знаю.

Ну ладно, хватит стенать, пойдём погуляем по городу. Он относительно молодой, основан в 1723 году по указу Петра I как населённый пункт для обслуживания железоделательного завода. Город большой, 1,5 миллиона человек (агломерация – 2,2 миллиона), так что обойти его весь мне не удалось, ещё приеду. Но хоть что-то.

В качестве заходной фотографии – памятник основателям Екатеринбурга Василию Татищеву и Вильгельму де Геннину. Благодаря ним тут появился завод – и город.





Поскольку город не исторический, а искусственно основанный, он имеет схожую с американской ячеечную структуру – конечно, не такую правильно-скучную, как в США, но в принципе сравнимую. Мы жили в отеле Novotel в центре города – рекомендую, очень хороший отель, если не смотреть в окна, то есть ощущение, что где-то в Европе. Единственным отпечатком непобедимого русского духа был мужик, пришедший в ресторан отеля в халате и пляжных тапочках. Отель расположен на улице Энгельса, и мы от неё пойдём не в центр города, а в противоположном направлении – по небольшим улочкам.

Город был не дворянский, а купеческий. Купцы строили себе деревянные особняки (кто побогаче – каменные), коих сохранилось тут множество. Это усадьба Филитц архитектора Дютеля (1896 год). Эрнсту Филитцу, обрусевшему немцу, принадлежало местное пивоваренное производство.



Таких вот старинных домов (в основном – вторая половина XIX века) в Екатеринбурге великое множество. Я не запоминал, где чей, обычно «дом купца такого-то», «дом купца такого-то». Почти на всех домах есть или таблички, или QR-коды. Это бывший дом чиновника А.И. Безбородова, 1870 год, классическая эклектика. За ним, чуть дальше, видны здания римско-католического прихода Святой Анны.



Безумной красоты русская архитектура, что сказать. Состояние у 95% - плачевное. Это второй дом Е. В. Филитца, чуть попроще того (тот более ранний). Здесь у него какая-то администрация пивзавода была.



QR-код расскажет, что за здание. Новая инициатива, очень классная.



Скажем, особняк Е. А. Семёновой, 1912 год. Безжалостно врезанные пластиковые стеклопакеты и первый этаж, накося покрашенный традиционной для современной России серой краской. Никакого желания любоваться – а есть чем! Интересно, что для спасения здания в советское время оно было перенесено из другого места, где проводилась застройка.



Ещё из того же района. Дом купца К. Г. Осокина, конец XIX века.



А вот это деревянный доходный дом 1880-х годов. С элементами модерна.



А вот это здание непростое, с историей.



В нём в 1871-1873 году жил Александр Степанович Попов. Попов вообще очень много где жил и работал, кажется, в десятке российских городов можно найти дома, где он жил. Сейчас тут музей радио.



Кирпичных зданий того же периода тоже хватает. Это дом купца Ф.В.Оленева середины XIX века, архитектор Э.Х.Сарториус. Самое жуткое то, что это, как и прочее, объект культурного наследия «под охраной государства». Господи, что тут уже охранять. Я вам потом конструктивизм «под охраной» покажу с проваленными стенами.



А вот это здание русского общества торговли аптекарскими товарами. Архитектор Фальковский, 1896 год. Как ни странно, тут до сих пор и на протяжении всего советского времени расположена аптечная база.



Классическая русская структура: первый этаж кирпичный, второй – деревянный. Это флигель усадьбы Г.И. Елизарьева. Сама усадьба – это несколько подобных же домов (они во дворе), строилась в 1850-1880 годах.



Это мы бродим по району улиц Энгельса, Маркса, Белинского, не в самом центре, и не на окраине. Конечно, в этом районе есть и другие интересные штуки. Например, тут расположен легендарный фонд Ройзмана «Город без наркотиков». Расположен в доме архитектора Григорьева (1912-1914 годы, модерн).



«Ведутся работы по восстановлению объекта». Я заглянул: пустырь. Может, стоит отреставрировать то, что ещё не развалилось?
Впрочем, история того, что здесь находилось, показательна (видимо, в конечном итоге такая судьба ожидает всё, что мы видим). Тут был жилой дом с элементами русского барокко 1870-х годов. До 2007 года фигурировал в реестре памятников, а затем был исключен как «ошибочно упомянутый в реестре» (бля!). Общественникам удалось добиться возвращения здания в реестр охраняемых, однако в начале 2013 г. суд отменил это решение. Вечером 25 апреля 2013 г. дом снесён полностью.



Ещё один деревянный симпатяжка, бывший дом А.Е. Шубиной начала XX века.



И ещё.



Если заглянуть между домами, вы знаете, что увидите.



Огромный посольский комплекс: тут находятся консульства США, Великобритании, Италии, Украины, Венгрии, ещё чего-то. Насколько я понимаю, качественный новострой, неплохо вписанный в исторический город.



В целом, помимо жутких многоэтажек есть и очень приятные новостройки (в принципе, их немало):



Народное творчество. Обратите внимание: водосточная труба убрана внутрь стены, но почему-то вместо канализации всё равно под конец выведена наружу и льёт воду на тротуар. Зато слоник весёлый.



Остап Бендер.



Киса Воробьянинов.



Смешная розетка в стене банковского здания. Вообще, весёлого креатива тут полно, дальше будет больше. Люди реально любят свой город и умеют шутить.



Новостройка «в стиле».



Во дворе монумент газовой трубе. Я бы на такой посидел :)



Смешные человечки, оккупировавшие вывеску музея «Невьянская икона».



Красивая сталинская библиотека – Свердловская областная универсальная научная библиотека имени В. Г. Белинского. Здание построено в 1960 году – его проект успели утвердить ещё до легендарного постановления 1955 года о сокращении расходов, положившего конец советской архитектуре.



Меня всегда поражало в российской «реставрации»: ну ведь можно же сделать красивую, почти оригинальную дверь. Неужели не понятно, что в том же стиле должны быть выдержаны и оконные рамы?



Перед библиотекой – лучший просто памятник Екатеринбурга, памятник человеку-невидимке.



А теперь мы пойдём ещё дальше к окраинам, побродим там и вернёмся к центру. Центрально-туристическая часть города будет во второй части отчёта. Основной конструктивизм и легендарный свердловские дома-коммуны находятся именно там, но в этом районе тоже порой встречается конструктивизм. Это, например, учебный корпус № 2 УрГУ им. А.М. Горького, ранее – фабрично-заводская школа № 11. Точно год постройки не помню, конец 1920-х.



В Екатеринбурге было очень, очень много госпиталей. Насколько я понимаю, из-за того, что он находился в тылу, и сюда отправляли массу раненых. Практически все крупные здания во время войны были переоборудованы под госпитали. Почти на каждом есть схожая табличка.



А мы тем временем идём по скверу имени Павлика Морозова. Камень говорит, что деревья его были посажены девушками Уральского университета после войны в честь возвращения воевавших студентов.



Весёленькое граффити.



Парк уютный. Вообще, парки в городе очень приятные, со скамеечками, ухоженные.



Привет, коровы!



Люблю сталинский неоклассицизм! Это общежитие Уральского государственного колледжа им. И.И. Ползунова.



Дальше пошли спальные районы, мы туда не пойдём. Интересная многоэтажка, почти Нью-Йорк.



Идём мимо учебных корпусов Медакадемии.



Ныне это 2-й учебный корпус УГМА. Когда-то, в 1850-х, это была усадьба Рязановых, а с 1877 года она достаётся государству, и в ней располагается первый в Екатеринбурге отдельный родильный дом.



Удивительно, но большинство усадеб здесь новостройками «обошли», не затронув. Это усадьба купчихи М.Д. Блохиной, старый, первая половина XIX века. Она была книготорговкой, как ни странно.



Балкончик.



Порядком загаженная набережная Исети. Центр города где-то далеко. Я стою на Царском мосту, построенном в 1890 году на месте прежнего, деревянного, по которому в 1824 году проезжал кортеж Александра I во время монаршего визита, отсюда и название.



Минуем ограду усадьбы М.А. Нурова, выполненную в форме колоннады тосканского ордера. Здания усадьбы – за оградой, я не лазил.



Здесь мы отклонимся от маршрута и свернём на улицу Чапаева, потому что на ней много всяких усадеб – тут селилась местная купеческая и некупеческая знать, аристократы. Минуем двухэтажный каменный флигель усадьбы Нурова. Первая половина XIX века.



Общий вид улицы Чапаева. Здание с колоннами в центре – бывшая усадьба братьев Ошурковых (построена в 1858-1876 годах).



За ним прячется огромный офис банка «Нейва».



Насколько я понимаю, это стильный новострой, не нарушающий облик улицы. Могут же, когда хотят.



Далее – усадьба Давыдовых, первая половина XIX века.



Дальше – очень странное сдвоенное здание, видимо, раньше тут были конюшни или оранжереи.



А раньше на этом месте располагался дом, в котором останавливался сам Гумбольдт!



Далее – усадьба купца Баландина. Привилегированный был райончик.



Напротив (простите, что против солнца) – усадьба М.М. Ошуркова работы архитектора Юлия Осиповича Дютеля. Построена в 1890-х.



Наглядно: как «обстраивают» усадьбы. В реальности там всё за забором (это стройка), красное здание – жилой дом купца И. Афонина, построен в 1870-х годах.



Вернёмся на улицу Декабристов. Перед нами – арочные ворота усадьбы Казанцевых. Справа виднеется стена (почему-то я его не сфотографировал отдельно) дома-театра Казанцевых 1817 года постройки. Слева – главный двухэтажный дом усадьбы (1838 год), архитектор – Михаил Павлович Малахов. На самое интересное – это серая башня позади. Мы сейчас к ней пойдём.



Чуть дальше – усадьба Первушина, 1831 год.



Тут тоже разваливающаяся деревянная красота.



Местами перекошенная или сгоревшая.



А теперь самое время вернуться к бетонной башне. Это шедевр в стиле-смешении брутализма и хайтека, Екатеринбургская телебашня, известная как «башня смерти» или «башня самоубийц».



Её начали строить в 1983 году, но в 1991 году финансирование окончательно обломалось, и башня высотой 220 метров стала вечным недостроем. Это самое высокое сооружение города, идеальная обзорная площадка в центре большого пустыря.



Популярнейшее место для бейсеров, руферов и психов. Офигенное. В следующий раз возьму с собой альпобвязку и тоже полезу. Брутализм как он есть.



В 2013 году принято решение превратить эту штуку в стеклянное говно. В городе и так полно стеклянного говна, зачем ещё одно.



Брутализм – это круто.



Интересно, что «Телебашня» была темой диплома Ельцина, который руководил областью на момент начала строительства. Интересно, что у него в дипломе, не его ли проект :)



А мы пойдём дальше. Башню мы ещё не раз увидим. Это Странноприимный дом – бывшая гостиница при женском монастыре, 1814 год.



Если обернуться – видна башня. И стекляшка. На самом деле в Ёбурге стекляшка на стекляшке, их просто море, и все они уродливые. В центре они постоянно будут попадать в кадр.



Очень страшный памятник Декабристам. Как ни странно, не брежневский, а поставлен в 2000 году. Скульптор Соколов, буэээ.



Сталинка, ура :) Екатеринбургский монтажный колледж. Красота. Главный и второй корпуса.





А дальше мы попадаем на территорию Ново-Тихвинского женского монастыря. И первое, что мы видим, это странное здание, напоминающее башню средневекового замка. Это церковь Введения Пресвятой Богородицы во Храм, возведенная в 1835-1860 годах. История интересная. До революции там был самый обычный купол. Но в 1921 году церковь закрыли, а в 1930 году купол разобрали и зачем-то построили на его месте ту штуку, которую мы там видим сейчас. Никакой логикой это не объяснить. Ныне ремонтируется.



Слева – церковь Иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в стиле классицизма, окончена в 1823 году. Бывший трапезный храм. В принципе, оно даже не реконструировано после советского периода (закрыта в 1921-м, отдана под клуб), а перебрана по кирпичу и отстроена заново из старого материала, потому что обветшала жутко.



Главный храм монастыря – Александро-Невский собор. Построен в 1838-1854 годах, закрыт в 1930 году, кладбище снесено, использовался как арсенал, затем как музейный склад.



Естественно, на территории монастыря есть и жилые строения.



Отличный ракурс.



Да, ещё одна церковь – церковь во имя Всех Святых. Перестроена из часовни в 1823 году. Именно в этой маленькой церквушке хранятся главные иконы и святыни монастыря, а не в соборе. Там, блин, 25 разных мощей, фи-и-и-и. Вот чего не люблю в христианстве – это обычай негигиенично прикладываться к кускам трупов. В том числе там какие-то кусочки Николая Чудотворца есть. Почему-то мне кажется, что он бы не порадовался, узнав, на сколько элементов его распотрошили.



Всё, пора выходить из монастыря и идти дальше. Учебный корпус № 2 УГГУ, бывшее здание Епархиального училища.



Очень люблю зелень, растущую на куполах.



Далее мы проходим мимо вот этого здания. На самом деле я вышел из зелёного прохода слева, просто снял с фасада. Это учебный корпус Свердловского Института Народного Хозяйства. Оно кажется сталинским, но на самом деле это бывшее здание Мужского духовного училища, возведённое в 1840 году по проекту Э. Х. Сарториуса и В. Гуляева. Именно в этом здании учились великие екатеринбуржцы – Александр Попов, Дмитрий Мамин-Сибиряк и Пётр Бажов.



На здании сохранилась интересная историческая табличка.



Отсюда виден пустырь у основания башни.



И мы выходим на площадь у цирка – не знаю, как она называется. Площадь большая, но основная её доминанта – это именно цирк. Здание построено в 1980 году и считается очень крутым. В принципе – согласен, интересное. Ажурный купол держит на подвесах внутренний купол – прикольное решение.



Екатеринбург был городом-претендентом на проведение Всемирной Выставки 2020 года, но проиграл Дубаи. Зато по всему городу появились карты районов, приуроченные к Expo. Россия никогда не принимала официальную всемирную выставку, и, судя по божественной политике Великого, это ей не светит. Даже Казахстан будет принимать (Астана выиграла 2017 год).



В двух шагах находится огромный, на квартал, банно-прачечный комплекс, построенный в 1926-27 годах по проекту Валентина Соколова. Это была на тот момент одна из самых крутых и современных бань в СССР.



Поскольку я не Варламов, я не ставлю целью показать «плохой Екатеринбург». Но вообще куда не обернись – везде какое-то говно такого типа:



Мы на него смотреть не будем, мы в парк пойдём, а по парку – к центру города. Парк – это большая общественная территория под названием «Дендрарий».



Красиво, приятно, суббота, свадьбы. В принципе, скучновато.



На территории парка находится часовня во имя Святого благоверного великого князя Александра Невского, построенная в 1881-1890 годах (меня вообще всегда поражало, как можно 9 лет строить сарай – чисто русская такая манера). С 1927 года закрыта и использовалась как склад садового инвентаря, снова открыта после реставрации в 1996 году.



Ещё в парке есть довольно скромный памятник уральцам, погибшим в годы Второй Мировой.



К центру города мы пойдём не по улицам, а по течению реки Исеть, на которой стоит Екатеринбург. По улицам во второй части побродим, на конструктивизм посмотрим. А пока мы сталкиваемся с титаническим и понтовым комплексом резиденции полномочного представителя Президента РФ в Уральском федеральном округе. Пафосный неоклассический особняк за бешеные деньги построен в 2002-2010 годах. Ну, конечно. При строительстве расфигячили кучу старых фундаментов и не пустили археологов даже неделю покопаться. Народ прозвал это чудо «Букингемским дворцом».



По соседству – скромненькое здание Государственного центра современного искусства, бывшее здание земской школы 1911-15 годов постройки, архитектор Янковский.



Офигеннейший логотип! (без шуток)



Пойдём вдоль реки.



Слева – Букингемский дворец.



Справа – классический пейзаж.



Вообще, это ужасно. На переднем плане доведённый до чудовищного состояния бывший доходный дом купца Чувильдина, известный как «Косой дом». 1900 год. Охраняется государством, чё.



На другой стороне много интересного, мы сейчас туда сходим.



Клёво. Весёлые чуваки превратили обычный совковый забор в маленького Гауди. Называется «Входная группа «Артефакт»



Памятник Ивану Малышеву (1889-1918), екатеринбургскому революционеру.



Ужас, гм.



Чтобы перейти на ту сторону, придётся немного пройти по городу. Улица Малышева. Красное длинное здание – это бывшая усадьба М.Д. Мередина (построена в 1882-1884 гг), в советское время стала гостиницей «Эрмитаж». В 1928 году тут останавливался Маяковский.



В Екатеринбурге очень много английских и шотландских пабов, и вообще всяких стихийных памятников британской культуре, прикольно. Вот стоит небольшой памятник Патрику Гордону (1635-1699), петровскому генералу, с 1661 года и до смерти служившему в России.



Напротив – поздний, неклассический уже конструктивизм. Министерство общего и профессионального образования Свердловской области. Построено, думаю, под конец 1930-х.



Просто какое-то кирпичное здание конца XIX века. Не знаю.



Бывший дом Е.Д. Скрябиной. 1880 год. Эклектика.



Слева – дом И.А. Погудина, 1894 год. Справа, деревянное – дом купца Ф.И. Крутикова 1890-х годов постройки. В принципе, типовое для тех времён, с лавками на первом, кирпичном этаже.



А это здание первой екатеринбургской электростанции, «Электрического общества». Нне, что интересно, тоже выполняет схожие функции, в здании располагается энергохозяйство «Трамвайно-троллейбусного управления».



А прямо рядом, на берегу, - она, клавиатура! Очень известный памятник.



Вид на улицу.



Памятник «Битлам» :)



Тут приземлился Доктор!



Очень раздражает, что пешеходные зоны пересекаются автомобильными улицами. Перебравшись через очередную, мы попадаем в центральный парк города – Исторический сквер, с которого и начался некогда Екатеринбург. Именно здесь, где сейчас зелёная зона, в 1723 году был построен железоделательный завод.



В сквере стоят механизмы, ранее служившие на заводе.



Некоторые цеха сохранились. Ныне это музея Истории архитектуры и промышленной техники Урала. Музей объединяет 5 памятников промышленной архитектуры второй половины XIX века: помещения лесосушильного цеха, кладовых, конторы-чертежной, крепостную стену и двухъярусную стену токарного цеха Екатеринбургской механической фабрики.



Корпуса бывшей механической фабрики (вторая половина XIX века):



В центре города почти у каждого исторического здания есть не только QR-код, но и вот такой стенд-табличка.



С другой стороны сквер ограничен сталинкой. Это одна из последних сталинок, построенных по проектам, утверждённым до 1955 года – закончена она в 1963 году. В этом доме некогда жил Борис Ельцин.



Вдоль дома идёт сад камней.



На каждом камне – метка, с какого месторождения он завезен.



Пешеходная зона в очередной раз прерывается улицей Ленина и титаническим соцреалистическим панно.



Ещё один камешек. В этом месте Исеть вытекает из Городского пруда через плотину (изначально построена в 1887 году, но затем полностью заменена дважды, в последний раз в 1963-75 годах). Под камнем написано, что Исторический сквер был сооружён и открыт в 1973 году (имеется в виду – в его современном виде).



Халк пытается выбраться из-под земли.



Вот это божественно. Вы когда-нибудь еду в туалете покупали? В Ёбурге – без проблем!



Ещё одна местная достопримечательность – водонапорная башня железнодорожных мастерских Екатеринбурга, архитектурный памятник конца XIX века. Памятник, к слову, федерального значения. Но отреставрирован очень плохо, как всегда, впрочем. Всё надо переделывать.



Одно из редких отремонтированных конструктивистских зданий. Конечно, с пластиковыми стеклопакетами и полным нарушением архитектурного остекления. Это боковая часть комплекса зданий 2-го дома Горсовета, между прочим, работа братьев Весниных.



Ну, раз уж мы добрались до центра города, нужно немножко тут осмотреться. Это у нас проспект Ленина, а напротив – дом Севастьянова, известнейший символ Екатеринбурга. Здание и в самом деле очень красивое, и единственное в городе, которое я могу назвать отреставрированным в должной мере (хотя внутрь нельзя, там администрация). Построено в 1863-66 годах.



Следующий дом – бывшее здание аптеки горного ведомства архитектора Малахова, 1820-1821 годы. Ныне там расположен музей истории камнерезного и ювелирного искусства.



Перед зданием – свежепоставленный к столетию памятник героям I Мировой.



Далее, в переулке – памятник Попову.



Напротив – фонтан «Каменный цветок» начала XX века, конструктивистский обком ВЛКСМ, часовня Во Имя Святой Великомученицы Екатерины, построенная в 1998 году на месте снесённого в 1930-м Екатерининского собора. На заднем плане возвышается гигантский небоскрёб «Высоцкий» (окончен в 2011-м).



Обком – другое крыло 2-го дома Горсовета – отдельно.



Шикарный конструктивизм. Здание Екатеринбургского почтамта, 1933 год, архитекторы Соколов и Соломонов. В народе называют «Дом-трактор».



Левее – Первый дом Горсовета, архитектор Сигизмунд Домбровский, 1928 год.



Балконы какие интересные, конечно – попорчены и изувечены.



Здание пониже – бывшая аптека провизора Вайсберга, первая половина XIX века.



Вид на город через пруд. Мы туда ещё сходим во второй части. Самый высокий небоскрёб – башня «Исеть».



Ещё один мощный офисный конструктивизм, испорченный бородавками кондиционеров, чудовищным остеклением нижней части, вывесками, антеннами, ну и вообще, всем тем, чем в городе испорчено почти всё. Сейчас в здании находятся офисы и студии различных радиостанций.



Оригинальный вид, кстати, вот такой. Леса сняли совсем недавно, архитекторы города в ужасе от последствий «реставрации»; студенты-архитекторы даже какие-то митинги проводили за восстановление исторического вида. Особенно странно, что в процессе сровняли со стенами полосатые «маркизы», а чё.



Вообще, куда ни глянешь, всё испорчено. Например, пластиком реклам. Здание 1905 года, бывший книжный магазин Куренщиковой, перестроенный под конструктивизм в 1930-е.



На домах – мемориальные доски разных местных советских бонз.



Кинотеатр «Колизей». Исторически здание первого городского театра, построено в 1845 году по проекту архитектора Турского.



Академический театр музыкальной комедии. Здание 1933 года, нещадно испорченное остеклением 2000-х годов.



То, что в США и Европе является нормой уже лет 50 как, у нас я увидел впервые. Это нормальное симпатичное разделение на широченной шестиполосной улице. Аварийность – минус 30%.



Я иду по центру улицы, кстати, очень приятно сделано.



Дом печати. Разваливается на глазах, состояние аварийное. Здание построено в 1929—1930 гг. для редакции и типографии газеты «Уральский рабочий». Имеет статус памятника архитектуры федерального значения (!).



Каким-то удивительным чудом тут сохранились оригинальные остекления. Их уничтожат, полагаю, при «ремонте». Смотрите, какая витиеватая схема форточек.



Впрочем, неоклассицизма тут тоже хватает. Это «Дом Артистов» 1954 года постройки. Раньше в магазинах первого этажа была внутренняя лепнина, её в 1990-е, насколько я понимаю, срезали.



Раньше на этом месте стояла лютеранская церковь Екатеринбурга.



Выходим на площадь Парижской Коммуны. В центре – памятник куда-то падающему Якову Свердлову.



За его спиной – главный корпус УГУ имени Горького. Здание построено в 1948 году как административно-служебный корпус комбината «Свердловскуголь».



Парк продолжается. Точнее, бульвар.



Справа – центральный фасад театра оперы и балета (открыт в 1912 году).



А затем мы выходим на площадь трамвайного кольца и видим там потрясающую штуку – это гостиница «Исеть», доминанта конструктивистского «Городка Чекистов» и единственное его здание, отремонтированное хоть раз с момента постройки. Возведена в 1933 году, до войны была общежитием гостиничного типа для молодежи и малосемейных.



Но про городок чекистов я расскажу в следующей части, потому что это совсем другая история.



Интересно, что черты конструктивизма несли здесь даже здания, построенные значительно позже конструктивистской эпохи. Вот это 1962 год, например.



А мы с вами пройдёмся чуть дальше по проспекту Ленина. Вот нам подмигивает конструктивистское здание Клуба Строителей (1929 год, ныне – ТЦ), построенное по проекту Якова Абрамовича Корнфельда.



Одна из конструктивистских коммун Екатеринбурга. Конечно, не меньшая, чем городок Чекистов, и тоже интересная (и чуть в лучшем состоянии). Это боковое здание. Называется «Дома Госпромурала». Комплекс занимает целый квартал, построен в 1931-33 годах по проекту Георгия Валенкова и Е. Н. Короткова.



Как и в Городке Чекистов (мы честно пойдём в него во второй части отчёта, просто я макет выше показал, так что примерно понятно, как он выглядит), в Домах Госпромурала не было кухонь – подразумевалось, что человек может прожить всю жизнь в городке, не выходя: снаружи была общая фабрика-кухня, поликлиника, все службы. Аналогичная коммуна в Москве – это «Дом на набережной». В Екатеринбурге сохранилось несколько таких коммун.



В идеале это надо идеально, по-нормальному отреставрировать и возить сюда туристов со всего мира (и архитекторов в частности). Но этого не будет никогда.



Угол квартала-коммуны.



Типичный конструктивистский балкон, огибающий угол здания. Сильно испорчен остеклёнными балконами снизу.



Мемориальная доска с QR-кодом. Тут жил советский разведчик Николай Кузнецов (1911-1944). Он был очень неоднозначной личностью, разведкой занимался на территории оккупированной Украины; основной его задачей было убийство рейхскомиссара Украины Эриха Коха – но это так и не получилось.



Напротив коммуны, на другой стороне проспекта, находится Штаб Центрального Военного Округа. Здание построено в 1937-1940 годах, когда конструктивизм уже сменял неоклассицизм.



Барельеф.



Перед штабом – памятник Жукову.



Военная техника в очень приличном состоянии и доступная для ползания детей – крайне редкое у нас явление. Во второй части будет аналогичная у военного музея – в чудовищном состоянии. А тут всё-таки штаб, ухаживают.



Просто на обычном сталинском жилом доме внезапная доска Бажову.



Во дворе – памятник «Горожане». Герои срисованы с реальных людей, жителей Екатеринбурга – художника Миши Брусиловского (род. 1931, слева), художника Виталия Воловича (род. 1928, по центру) и художника Германа Метелёва (1938-2006, справа).



Красивая сталинка, не знаю, кто построил, но, судя по пафосу, конца 1940-х.



И первую часть мы завершим снимком в стиле «внезапно из-за кустов». Помните недостроенную телебашню? Так вот, у неё нашлась достроенная сестра. Стиль – не брутализм, а, скорее, хайтек, весьма интересно выглядит. Это радиорелейная башня «Ростелекома» не дико высокая (около 100 м), но прикольная.



На этом, друзья, мы первую прогулку завершаем. Во второй части мы пройдём по центральным улицам, по пешеходной улице Вайнера, по месту, где расстреляли Николая II и прочим достопримечательностям Екатеринбурга. Не переключайте канал!

Оглавление путешественных заметок с фотографиями и можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала.
Tags: Города, Россия, Фотоотчёт
Subscribe

  • Не бойся

    Оказывается, здесь не постил ничего не бойся когда тебя поведут ничего не бойся ни в заке ни на допросе ты отчасти там и при этом всецело тут и…

  • смотри матильда смотри и целься

    смотри матильда смотри и целься спуск пока придержи точны прицельные линзы цейса не ведающие лжи дрожат ладони потеют пальцы а может наоборот так…

  • Самые клёвые ролики проекта Postmodern Jukebox

    Postmodern Jukebox, если кто не знает, это крутейший кавер-проект Скотта Брэдли, в рамках которого берутся адские попсовые попсовые песни, ширпотреб,…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 36 comments