nostradamvs (nostradamvs) wrote,
nostradamvs
nostradamvs

Category:

СКАЗКА О РАЗВЯЗКЕ

В продолжение тем статей "Сказка про плохих и хороших поэтов", "Пиар поэтический" и "Беседы о плагиате" написал ещё одну. Есть плохие поэты. Есть хорошие. Но суть не в том. И те, и другие подвержены одной болезни, которая частенько превращает стихотворение – даже очень неплохое – в набор рифм без смысловой нагрузки. Поэты очень часто не могут красиво закончить стихотворение. Итак:

СКАЗКА О РАЗВЯЗКЕ

На самом-то деле, в стихотворении стопроцентно действует тот же закон, что и в прозаическом произведении: завязка, кульминация, развязка. Если поэт думает, что стихотворение – это описательная забава, он очень сильно заблуждается. Концовка должна быть... Впрочем, можно сказать, что “концовка никому и ничего не должна”. Но нет: должна. И поэзия должна.
Итак, концовка должна логически завершать стихотворение. Оборванность концовки оставляет у читателя ощущение незавершённости и уничижает впечатление от стихотворного произведения. Он не всегда – ударная, не всегда в ней присутствует какой-то трагический облом или мораль. Но окружность должна быть доведена до конца. В строке должна стоять точка.
Мне нередко присылают на рецензию стихи. Я их всегда с удовольствием рецензирую – дословно, построчно (кстати, принимаю стихи на рецензию в формате .doc на адрес timopheus@rambler.ru). Многие самодовольные и при этом малоталантливые поэты (если не сказать бездарные) пишут стихи, не имеющие никакой ценности хотя бы по той причине, что в их произведениях просто нет никакой линии. Как писал замечательный lleo в своей шедевральной статье “Вредные советы поэтам”, “Hикогда не вносите в стихотворение сюжет - пишите просто как натюрморт, никакого действия не должно происходить. Куплеты должны легко меняться местами, и если даже часть из них вдруг потеряется, то этого никто не должен заметить. Самым страшным является то, что в стёбе Каганова есть огромная доля правды: так и пишут. Пишут натюрморт. А если даже есть какое-то подобие линии, то она завершается жопой. То есть дыркой, в которую проваливается читатель.
Вообще, я очень рекомендую всем, кто ещё не читал, почитать “Вредные советы поэтам” от Каганова. Это одна из лучших статей, написанных о поэзии за последние три десятка лет.
Но вернусь к теме. В качестве примеров я буду приводить только ЖЖ-поэтов, рекомендованных ранее в статье "Пиар" (ссылка выше). Чтобы не отклоняться от избранной линии.
Пример мастерских сюжетных линий и развязок в частности – это, конечно, неоднократно поминаемая izubr.
Первый вариант. Вот в этом или в этом стихотворении у izubr сюжет приходит к кольцу, завершаясь тем же, чем и начинается. Это, кстати, классный приём, пусть и не очень сложно. Закольцованность сюжета исползуется часто в музыке, когда начальная тема повторяется в финале. Искусство поэта – привести к началу так, чтобы это не было банальным повтором, но приходило само, логически. Стильный вариант закольцованного окончания можно встретить у aruna_leof вот здесь.
Другой вариант – это ударная концовка, которая подытоживает всё стихотворение. От таких концовок – мурашки по коже. Например, вот здесь, здесь, здесь, здесь и – в наибольшей степени – здесь. Сделать подобную концовку чуть сложнее, чем закольцевать, но зато это более эффектный вариант, который встречается чаще. У Изюбря большинство стихотворений написаны именно с таким окончанием. В общем-то, можно привести немало примеров и из mantrabox. Например, тут, тут (даже мат – к месту) или тут, и, конечно, это. С другой стороны, у Верочки немало проходных стихотворений, что обусловлено, верно, плодовитостью. Впрочем, даже проходные – сделаны очень даже замечательно. Наиважнейшую роль ударное окончание играет, безусловно, в маленьких стихах, гариках, четверостишиях. У mantrabox это, например, это, это или это, а у zmeyka_taya - вот это. Найти такие вещи можно и в полупрозе-полупоэзии le_shy - здесь. Примеры из себя любимого – “Письмо”, “В ожидании”, “Эйр Америка”, "Волчица" или даже из старого – “Питеру”.
Третий вариант – это...даже не знаю, как это охарактеризовать. Просто как будто всё стихотворение – о другом. Читаешь, а в конце понимаешь, о чём читал. Кстати, в прозе такое наблюдается в блестящем романе Марины и Сергея Дяченко “Варан”. У Изюбря это можно поймать вот тут.
В любом случае - количество вариаций не ограничено ничем. Я рассудил и разложил по полочкам исключительно со своей колокольни. Поэтому не стоит “подгонять” свои стихи под какую-то определённую раскладку концовки – как получится. Главное – чтобы развязка была.
Но хватит об хорошем. Маленький абзац про плохое вставить всё-таки надо. Обидно, когда изначально довольно сильное стихотворение испорчено никакой концовкой, натянутой, можно сказать. Не в обиду будет сказано, но такое впечатление произвело на меня, например, вот это и это (хотя оно очень даже замечательное) стихотворения osedlav_mechtu, вот это zmeyka_taya или это aruna_leof.
С моей точки зрения, когда пишешь стихотворение, нужно отталкиваться от концовки. То есть начал, прёт тебя, пишется как на духу, но при этом нужно уже думать, к чему идёт этот поток сознания. Потому что частенько получается, что он приводит в никуда, в пустоту, и приходится вымучивать концовку, во много раз более слабую, чем она могла бы быть.
На этом я заканчиваю. В этой статье нет развязки. Да, собственно, она и не нужна.
Tags: Аналитические статьи
Subscribe

  • Миши Балабанчика больше нет

    Я могу рассказать двести миллионов историй про Мишу Балабанчика. Например, на фестивале “Лицедейство старого города-2004” в Витебске произошёл…

  • Грасс

    Сегодня умер Гюнтер Грасс. Вспомним старое. Или это. В день, когда нервным призывом взвывает труба, прячутся звёзды, а с пушек снимают…

  • Антон Буслов

    mymaster умер. Мой ровесник. Я не был с ним знаком лично, так, пара диалогов в сети, как всегда. Но это был какой-то неимоверно сильный…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments

  • Миши Балабанчика больше нет

    Я могу рассказать двести миллионов историй про Мишу Балабанчика. Например, на фестивале “Лицедейство старого города-2004” в Витебске произошёл…

  • Грасс

    Сегодня умер Гюнтер Грасс. Вспомним старое. Или это. В день, когда нервным призывом взвывает труба, прячутся звёзды, а с пушек снимают…

  • Антон Буслов

    mymaster умер. Мой ровесник. Я не был с ним знаком лично, так, пара диалогов в сети, как всегда. Но это был какой-то неимоверно сильный…