nostradamvs (nostradamvs) wrote,
nostradamvs
nostradamvs

Categories:

6 апреля 2014 г.: Сергиев Посад

В прошлое воскресенье мне внезапно стало стыдно, что я сижу на одном месте. Ну, по моим меркам. И я вспомнил отличную фразу, некогда сказанную Артемием Лебедевым: «Нет денег на Дублин – поезжай в Дубну». Поэтому я открыл Google Maps и посмотрел, в каких близлежащих к Москве городах я не был. Выбор однозначно пал на Сергиев Посад. Стыдно, товарищи. Практически туристическая Мекка, крупнейший православный монастырь, легенда на легенде, и всего час на электричке – а я за 5 лет в Москве так и не удосужился. Что же, исправлено.

Сергиев Посад на меня произвёл грустное впечатление. В 50 метрах от Лавры начинается обычная русская грязюка и неухоженность, не пахнущая даже потёмкинскими деревнями. Люди живут в условиях, в которых я бы не пожелал жить своей собаке, будь она у меня. С водопроводом беда, прекрасная резная русская архитектура гниёт и заваливается, город загажен по самое не хочу, и только в Лавре хорошо, потому что для туристов. Зато Крым наш, теперь-то заживём.
Ладно, поехали.





Вокзал в лесах. Вообще, в лесах половина города. Тут мне, надо сказать, не повезло. Особенно активная реставрация – в Лавре, конечно, там все соборы в лесах. А вот в самом городе вне турзоны большинство лесов, судя по ржавчине, стоят не первый год, ну и реставрация зданий XIX века путём вставки пластиковых стеклопакетов – это, простите, лютый русский ад, которого я не видел ни в одной цивилизованной стране мира.
Изначально кирпичный вокзал здесь построили в 1935 году, но в 1990-х оно потребовало ремонта, и его «отремонтировали» традиционным русским методом. Снесли и построили такое же – в 1997 по проекту главного архитектора города Журавлёва. Журавлёв нам ещё встретится. Имитатор он прекрасный, его новостройки мне нравятся, но вот «реставрация заменой» – это варварство.



Пичалька!



Весь Сергиев Посад – это одна сплошная система рекламных вывесок. Я вам ещё покажу, как это выглядит на каменной архитектуре 200-летней давности. Первое, что встречает приезжего – это пара современных торгово-офисных центров, довольно страшненьких, в общем.



Практически каждое не-частное здание в городе выглядит примерно вот так:



Автовокзал (тоже Журавлёв, 1999 год). Там туалет есть, ура!



Памятник Савве Мамонтову – в честь того, что он вложил бешеные деньги в строительство железной дороги по этому направлению.



О, сочинские автобусы действительно из Сочи перебрались в разные города России! Общее, с автобусами там всё хорошо. Новые, красивые. Даже маршрутки перед автовокзалом – обратите внимание! – новенькие белые Sprinter, все как один. Деньги в городе есть.



Воздушный шарик.



Торговых точек и центров – какое-то неимоверное количество. Сплошная торговля.



Около вокзала вообще создаётся ощущение, что всё окей. Даже полтора деревянных дома, прилегающих к привокзальной площади, отреставрированы и находятся в отличном состоянии.



Но ровно за границей торговой зоны начинается Россия. Город не мыли никогда, по-моему. По обочинам всех дорог, по всем тротуарам разнесено неимоверное количество грязи. Про сход снега говорить не надо, он тут уже жёсткий, давным-давно убрать нужно, и грязь явно не вчера выпала.



Довольно интересная конструктивистская сталинка 1939 года, снять её довольно трудно из-за деревьев. До неё тут находилось здание Сергиевского драматического театра, сгоревшего в 1929 году.



Город рассечён широким основным проспектом – Красной Армии. Сперва я пошёл по нему налево – в противоположную от Лавры сторону, посмотреть, что там. А там, если красивый домик XIX века – значит, на нём море рекламы, закрывающей все возможные архитектурные детали.





Впрочем, встречаются и ничего такие. Обратите внимание – задняя часть деревянная, интересно.



А это новостройка-имитация.



Пожалуй, самый распространённый тип домов в Сергиевом Посаде – это классические русские двухэтажные здания, где первый этаж каменный или кирпичный, а второй – деревянный. Эти два хорошо выглядят, потому что на центральном проспекте. Левое – с историей. Это бывший дом П.А. Шишкина, где в 1902–10 гг. бывал у своей сестры и ее мужа писатель Александр Куприн.



Хотя что значит хорошо. Если подойти чуть ближе, ощущение хорошести пропадает. Водосток болтается, дом облезлый, вывески покорёжены, низ жуткой плиткой обложен, провода висят.



Состояние довольно плохое, в большинстве своём потёртые домики.



Проходим мимо церкви Вознесения Господня, строилась она с 1766 по 1779 год на средства прихожан. Обычная такая. Снять её трудно, потому что она со всех сторон чем-то закрыта, а в упор подойдёшь – высоковата.





Около церкви – памятник революционеру Владимиру Загорскому (1883-1919), имя которого Сергиев Посад носил с 1930 по 1991 год.



Я не Илья Варламов, и не ставлю целью фотографировать инфраструктуру города и говно на улицах. Мне архитектура и история интереснее. Но иногда прорывается, потому что это там везде. Вы не смотрите, что у меня всё прилично выглядит местами. Я просто ракурсы без говна с трудом нахожу. А так вообще улицы в среднем такие:



Вот в этом доме в 1920-х жил будущий генерал-полковник Дмитрий Сергеевич Жеребин (1906—1982), Герой Советского Союза.



А это ВУЗ, филиал Московского государственного индустриального университета. Здание построено в 1876 г. для мужской четырехклассной прогимназии, преобразованной в 1882 г. в шестиклассную. Сейчас здание требует срочнейшей реставрации, имхо.



Симпатичный домик.



Продолжаем движение по проспекту Красной Армии. А вот и источник грязи, кстати. Обратите внимание, что земляные клумбы находятся выше уровня тротуара и проезжей части, и земля ничем не укреплена. Вот всё и сметается.



Кирпичных зданий XIX века в городе довольно мало – большинство деревянные. Вот это кирпичное неплохо выглядит. Я, кстати, тут проскочил мимо довольно интересного здания – «Тюремного замка», построенного в 1871-1873 годах для размещения пересыльных арестантов. Ну да ладно.



А теперь свернём с проспекта в обычный жилой район.



Вот тут феерично: спереди фасад подновлен сайдингом (нижняя часть кирпичная, начало века), сзади – перекошенные брусья, ну чё, не видно же.



Собственно, шёл я к вот этому церковному комплексу.



Это Успенская (Никольская) церковь 1757 – 1769 годов постройки.



По доброй советской традиции с 1937 по 1960 год в здании располагалась городская хлебопекарня, а колокольню, как видно из архивного снимка, снесли вообще, она отстроена заново. Хорошо отстроена, кстати.



Часовня.



Захоронения в ряд. Скорее всего, тела в другом месте где-то, просто сохранившиеся надгробия поставили для красоты.



Всё. Посмотрели на достопримечательность. Теперь посмотрим на то, что должно быть лицом города, а на деле является его жопой. На резную деревянную архитектуру Сергиева Посада, которую нужно холить и лелеять.



В домах сохранилось почти всё – наличники, двери. Но они все в очень плохом состоянии. Жители не особо стремятся заниматься дорогой реставрацией.



Вообще, большая часть города выглядит так:



Шикарные дома XIX – начала XX века. Состояние аварийное.



Резьба-то какая!



Иногда встречаются кирпичные.



Но чаще как-то так.



Спросил у дедушки: а что, водопровода нет? Нет, сказал дедушка. Давненько уже никак с этим в районе. Ржавая течёт, если вообще течёт. На заднем плане кто-то отгрохал себе виллу, у него, наверное, персональный водопровод проведен.



Эх… Разрушающаяся красота. Бывший жилой дом купцов Машинских. Во второй половине XIX в. здесь проводились выборы городского головы и гласных городской Думы. В этом доме, кстати, с 1925 по 1939 годы работал художник Владимир Андреевич Фаворский.



А вот что мне очень понравилось – это сохранившиеся советские артефакты, таблички с улицей, номером и владельцем. Такие в этом районе примерно на половине домов.



Судя по шрифтам, 50-е.



А мы снова возвращаемся на проспект Красной Армии. Прекрасно выглядящий выставочный зал церковной утвари.



А вот это здание я снял не просто так. Как ни странно, оно деревянное целиком, и стены, и рамы, и видно, что старые, зато хорошо отреставрированные. Крыша же не родная, а совершенно ужасная современная. Интересно, что было в оригинале. А может, это Журавлёв приложил руку.



Отреставрированная красота, правда, крытая жестью. Удивительно, но здание 1886 года, и с тех пор там всегда находилась школа. Школы менялись, но это здание никогда не было ничем другим в плане назначения.



«Украшать» дома XIX века ломанной металлочерепичной крышей – это тут очень популярная история. Бывший дом «Общества взаимопомощи кустарей».



Смотрите, какая крыша была в оригинале. Ну вот что стоило сделать хорошо.



В городе безумное количество, почти на каждом доме, табличек, посвящённых Великой Отечественной. Такое ощущение, что, кроме войны, тут ничего не происходило. Вот на домике, который выше. Это вообще советская очень манера. Я бы вот на табличке написал, в каком стиле здание и каким купцом построено, это и то интереснее.



О, а вот и легендарный сергиево-посадский музей игрушки!



Размещается он в дореволюционном краснокирпичной особняке бывшего коммерческого училища над Келарским прудом (построено в 1900 году). Интересно, что основатель музея, коллекционер Николай Дмитриевич Бартрам, коллекционировал игрушки с 1900 года, объездил всю Европу, пополняя коллекцию, а в 1918 году открыл в своей московской квартире музей. Музей получил поддержку молодого государства, и до 1931 года ему выделили особняк в Москве, и мезй пользовался огромной популярностью. После смерти Бартрама музей перевели в Сергиев Посад. В этом здании музей с 1980 года.



Красивое здание.



Естественно, дурацкая табличка. Но ценная, кстати, своей историчностью – повешена ещё до войны.



Вид на Лавру от музея.



Рыбачим-с.



Я вот не умею снимать говно, как Варламов. Ну, не выходит. Но поверьте на слово, тут сплошное говно ровно в двух метрах от турмаршрута. Куда не повернись. Типовой пейзаж.



А вот это уже внешнее ограждение монастыря. То есть ещё не сам исторический Кремль, а Пафнутьевский сад. Он был частью Лавры в XIX веке, в советское время тут был парк культуры и отдыха, теперь он снова – часть Лавры.



Состояние весьма сомнительное.



Обязательная принадлежность каждого советского города номер один – очень некрасивый мемориал ВОВ. Тут, правда, с вечным огнём, это я люблю.



Два храма, стоящих вне Лавры – Пятницкая (дальняя) и Введенская (ближняя) церкви. Интересно, что они совершенно разной архитектуры, но при этом построены в один год – 1547-й. Это старейшие здания Сергиева Посада за пределами монастыря (внутри есть и старше). Интересно, что Введенскую церковь сто раз перестраивали и рушили во время разных войн – сегодняшний её облик максимально близок к изначальному благодаря реставрации.



А вот пятницкая – оригинал. Да, о судьбах обоих храмов в советской время. В 1928 г. церкви закрыли. В 1931 г. в Пятницком храме организовали мельницу, а во Введенском – склад зерна. Правда, в 1960-х годах Подольные храмы были переданы Загорскому музею-заповеднику, что позволило их отреставрировать.



Реставрация продолжается, укладывают очень хорошую дорогую каменную мостовую. И кладут качественно – это турзона.



Странноприимный дом (1892 год). В советское время тут много чего располагалось, в последние годы – главпочтамт.



Самое важное в истории здания, как всегда, отражено на табличке.



А вот и Кремль. Мы туда пока не пойдём, обойдём снаружи. На переднем плане в лесах – Пятницкая башня (1640). До неё была другая, но её разрушили в Смуту, когда поляки и литовцы осаждали Лавру.



За забором в состоянии реставрации – здание Красногорских Торговых рядов 1902-1903 годов постройки.



Говорят, что их восстанавливают в историческом виде, но, ей-богу, пластиковые белые стеклопакеты (видны в первом этаже) наводят сомнения.



А вот и он! Памятник Ленину в Сергиевом Посаде на удивление скромный и в виде бюста. Другого я не нашёл, видимо, просто стыдно было у монастыря большого ставить.



Практически напротив Ленина стоит Сергий Радонежский (1314-1392), основатель монастыря (1345 год). Я, кстати, с удивлением узнал, что Сергий Радонежский и отрок Варфоломей с картины Нестерова – это одно и то же лицо. На заднем плане – Сушильная башня середины XVI века.



А мы с вами пойдём по проспекту Красной Армии дальше, надо же посмотреть, что в городе происходит. Справа – бывший доходный дом Троице-Сергиевой Лавры, построенный в 1911–13 гг. архитектором А.А. Латковым в стиле модерн. Очень престижный был на то время, кстати. В советское время лучший дом в городе был отдан под квартиры партийным функционерам.



Это здание Старой Монастырской гостиницы. Здание построено в 1822-1825 годах по проекту Александра Элькинского (в Москве он построил, например, Малый театр – стиль чувствуется).



Гостиница служит паломникам и по сей день. Вот вид с другой стороны, задним фасадом она выходит на пруд. Интересно, что до этой гостиницы тут была деревянная, и в ней в 1812 году останавливался тяжело уже раненный Багратион.



Ресторан при гостинице очень клёво называется.



Памятник защитникам земли Русской.



Но вернёмся на проспект. Привет, старинное здание, давай залепим тебя рекламой. Живого места на исторической застройке нет. Это здание построено архитектором Михаилом Красюком в середине 1880-х гг. В начале XX в. здесь находилась Сергиевская женская гимназия.



Перед нами, собственно, Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник, главный корпус. То есть вся Лавра – это музей, но тут именно выставочные залы, чуть в стороне, на проспекте. Здание новостроечное, было «вписано» в историческую застройку как филиал ныне разорившегося «Уникомбанка» (как раз архитектор Журавлёв). Но выглядит хорошо.



Больше рекламных развесок на старинных зданиях. И крыши перекрыты по новой, явно не так, как было. Это бывший дом купца Г.В. Когтева, построенный в 1890-х гг. С 1925 по 2001 гг. здесь размещался городской военкомат.



Местный ЦУМ.



Я ожидал увидеть большой памятник Ленину перед горсоветом – ан нет. Обычный горсовет 1973 года постройки, площадь называется Советской.



Вместо Ленина – довольно приятный кузнечной работы герб города.



Внезапно из-за кустов показался Дворец культуры имени Гагарина. Строился в 1948-1954 годах по проекту Николая Метлина.



В нишах по бокам здания стоят Тургенев и Пушкин.



Метлин развернулся не на шутку – дворец реально огромный.



Переходим на другую сторону. Слегка лубочно, но аккуратно расписанный пешеходный переход. Редкость в наших краях. Все бы расписать – цены бы не было.



Обычные сталинки.



Бывший доходный дом Троице-Сергиевой Лавры, построенный в 1913–16 гг. архитектором Латковым. В 1919–23 гг. здесь жил генерал Д.М. Карбышев.



Дальше пойдём в Лавру. Точнее, по направлению ко входу. И первым делом мы натыкаемся на Конный двор 1791 года постройки. Раньше это был хозяйственный двор при монастыре – тут и лошади, и кузница, и пекарня, и склады.



Внутри это такой лабиринтик, довольно большой по площади.



Гипсово-деревянная форма колокола «Благовестник», отлитого в 2002 году для одного из соборов Лавры. Такие штуки реально используются при литье.



Добро пожаловать в Зомбилэнд!



Дом монастырский, поэтому без рекламного обвеса. Здание бывшей кузницы монастырского конного двора (1893–1894), архитектор Латков.



Соседний, того же времени, уже не монастырский…



Угол Кремля. Самая эффектная, видимо, из башен – Уточья, XVII век.



Неподалёку – Церковь Петра и Павла (окончена в 1818 году). В 1930-е здание было банально заброшено, стояло пустым много лет.



Иностранцы, прогуливающиеся между Уточьей башней и церковью Петра и Павла, имеют возможность заглянуть на задворки разваливающейс красоты.



Хотя иные домики подновлены (это прямо рядом с Уточьей, 1898 год постройки).



Идём вдоль стены к главному входу.



Лавра крута тем, что в 1380 году Князь Дмитрий Донской приехал сюда к Сергию Радонежскому получить благословение перед битвой с золотоордынцами. Заодно к войску присоединились два местных монаха - Александр Пересвет и Родион Ослябя. Пересвет перед Куликовской битвой сражался с богатырём Челубеем - и сражение завершилось ничьей, погибли оба; после этого поединка началось, собственно, сражение. Красивая, кстати, легенда о том, как Пересвет свёл вничью поединок с заведомо более сильным и умелым противником. Он целенаправленно не надел доспехов, оставшись в монашеском одеянии. Поскольку копьё Челубея было длинее пересветова, если бы последний был в доспехах, его бы просто выбило из седла, после чего Челубей бы его добил. Но так как на Пересвете не было доспеха, копьё золотоордынца прошло насквозь, и длины копья инока хватило, чтобы поразить и соперника. Я считаю, что красивым легендам обязательно нужно верить.

Центральный вход, так называемые Святые ворота. Сама башня середины XVI века, фигурный порта спереди пристроен в 1807 году, кровля с луковицей надстроена в 1856-м. Чуть дальше – хозяйственный въезд, Успенские ворота второй половины XVII века.



В отличие от отсталой Европы, в процветающей России ещё не добрались до понимания того, что на всех карнизах и поверхностях в общественных местах должны быть тонкие вертикальные штырьки против голубей. Туристы пробегают под воротами, прикрываясь газетками. Паломникам пофиг, они с гордостью принимают голубиное дерьмо на макушки.



Плотность достопримечательностей внутри Лавры просто бешеная. Ни одного квадратного метра без чего-то исторического и занимательного. Надвратная церковь называется Предтечинским храмом и построена она в 1692-1699 годах в стиле московского барокко.



Роспись восстановлена во время реставрации в 1948 году, ныне подновлена.



В проходе под церковью описано житие Сергия.





Первое, что бросается в глаза после входа на территорию Лавры – это гигантский Трапезный храм (1686-1692). Внутри – гигантская столовая для монахов, как нетрудно догадаться из названия.



Идёт процесс реставрации. Очень трудно не поймать в каждый кадр 100500 лесов и заборов.



Большинство интересных точек сосредоточились вокруг Соборной площади Лавры. На переднем плане – обелиск, установленный в 1792 г. по распоряжению митрополита Платона. Обелиск прославляет исторические заслуги обители перед Отечеством.



Самый, по-моему, красивый храм Лавры. Потому что скромный, настоящий и очень русский. Это Духовский храм, строительство окончено в 1476 году. Довольно редкое явление – звонница расположена прямо под куполом. Это связано с тем, что колокол на ней был «всполошным», то есть звонил не во время служб и обеден, а возвещал об опасности в экстренных случаях.



Храм очень маленький, тесный и заполненный туристами. Снять там что-то внутри невозможно. Иконостас XIX века, простите за качество, чисто для информации.



Радость тафофила (меня) – мощи! Это у нас Максим Грек (1470-1556). Он приехал в Россию с Афона в 1515 году и оставил после себя десятки переводов, заметок, статей, в общем, был серьёзный просветитель. Похоронен он был около храма, выкопали тело в 1996 году и положили в Раку внутри церкви. Никогда не понимал этого, если честно. Ну, лежал и лежал, зачем доставать.



А это у нас упомянутый ранее митрополит Платон. Там ещё могил 5-6, но фотографировать там реально невозможно.



А это, в лесах, старейший храм Лавры – Троицкий собор, окончен в 1422 году. К сожалению, внутрь я не попал по объективной причине. А стоило, наверное. Его расписывали Андрей Рублёв и Даниил Чёрный, ни фига себе. Именно для этого собора Рублёв написал свою знаменитую «Троицу» (ныне в Третьяковке). Оригинальная роспись стен не сохранилась (ныне там роспись XVI века, тоже неплохо), но сохранился иконостас работы Рублёва.



Сзади храм комично обстроен пристройками разного времени.



А не попал я внутрь из-за паломников. Очередь движется крайне медленно, стоять до входа не меньше 1,5 часов, мне было лень. Стоят они, естественно, к мощам самого Сергия Радонежского, погребённого в соборе. Я бы и на них посмотрел, но, ей-богу, стоять я был совершенно не готов.



Здание, вдоль которого ползёт очередь, это Казначейский корпус братских келлий (построен в 1743 – 1745 годах).



Интересно, что здание перестроено в 1858–1859 годах, когда и получило нынешний облик, отдающий немного Санкт-Петербургом. Одна из стен намеренно расчищена, демонстрируя изначальный рельеф.



Стена изнутри и вид на реставрирующуюся Водяную башню XVII века. Нынче в ней издательство Лавры.



Митрополичьи (ныне – Патриаршие) покои 1778 года постройки.



По всей территории Лавры равномерно распределены различные могилы – как священнослужителей, так и просто купцов-меценатов или «штатских» сотрудников.





Вернёмся на площадь.



Это колокольня Троице-Сергиевой Лавры, строилась с 1741 по 1768 г. по проекту Дмитрия Ухтомского, главного архитектора Москвы при Екатерине Великой. Она ужасно высокая, 88 метров, видна отовсюду и никак не помещается в кадр. Интересно, что на колокольне раньше висел «Царь-колокол», тёзка московского треснувшего, отлитый в 1748 году. В 1930 году его, как и прочие колокола Лавры, уничтожили.





Ну и, наконец, центральный памятник Лавры.



Это Успенский собор, строившийся с 1559 по 1585 годы.



Внутри – расчищенные элементы оригинальной росписи XVI века.



Но основная роспись выполнена в 1684 году артелью ярославских и троицких иконописцев, возглавляемых известным мастером Дмитрием Григорьевым.







Не знаю, как в православии эти стенды с иконами называются.



Иконостас, к сожалению, в лесах.



В соборе довольно много мощей и захоронений. Меня реально ужасают люди, которые приходят и начинают всё это по очереди целовать. Блин, это же жесткач какая антисанитария. А таких там полно.



Самое известное захоронение Лавры находится перед собором. Здесь покоится Государь, Царь и Великий Князь всея Руси Борис Фёдорович Годунов (царствовал в 1598-1605 годах), а также его супруга и сын, царь Фёдор II Годунов (царствовал с 13 апреля по 1 июня 1605), и дочь, царевна Ксения Борисовна Годунова. Судьбы их были сложные, сам Фёдор после смерти попутешествовал по разным захоронениям, прежде чем попасть сюда. Они, кстати, похоронены не в лежачем, а в сидячем положении. Из уважения.



В часовенку перед собором стоит очередь. Это Успенский кладезь с часовней, внутри – источник целебной воды. Построена часовенка в конце XVII века. Это меня тоже всегда веселило – когда просто родничок на территории любого монастыря автоматически превращался в «целебный».



Ну, пошли дальше.



Это Смоленский храм (построен в 1746 – 1753 годах) по проект уупомянтуого Ухтомского. Раньше был синего цвета, нынче перекрасили.



Это храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (1635 – 1637)



Палаты бывшей монастырской лечебницы.



Это Каличья башня (1759 – 1772), уже совсем декоративная, оборонную функцию Кремль к тому моменту потерял.



За ремонтом прячется Плотничья башня XVII века.



Тут я пришёл в ещё почти нетронутую часть Лавры, где привычный нам потрескавшийся асфальт и нормальная такая грязюка.



Столовый корпус Московской Духовной академии (построен в 1803 году). Реставрация ещё не добралась.



О, узнаю Сергиев Посад, а то уже как-то отвык.



Это Библиотечный корпус Московской Духовной академии (1876).



Красненькое здание на заднем плане – Больничный корпус. Построен в 1835 г., а в 1884 г. над ним надстроен второй этаж. Жёлтенький домик слева – это бывшая монастырская баня, построена в 1847 году.



Глубоко под лесами спрятались два здания. Ближе к нам Классный корпус Московской Духовной академии (возведен в 1839 г., а в 1884 г. надстроен третий этаж). Дальше – Царские Чертоги с церковью Покрова Божией Матери (1686 – 1692). Когда монастырь посещал царь, он там останавливался.



Напоследок я заскочил в один из сувенирных магазинов. «Цена» у них заменена эвфемизмом «сумма пожертвования».



Продаются православные авторские фильмы «На западном фронте без перемен» и «Анна Каренина».



Перед самым уходом я сожрал какой-то неимоверной вкуснотищи медовый пирог. Блин, ну совершенно нечеловеческий. Я его пихал в рот, будучи неспособным удержаться от восторга. Вообще, готовят в Лавре очень вкусно, без шуток. Не стыдно показать иностранцам русскую кухню и немного ей погордиться. В бутылке – медовый же напиток.



Ну, пошли ещё напоследок погуляем по ещё нехоженым улицам города. До революции это был комплекс зданий бывшего Александро-Мариинского дома призрения. Потом – трикотажной фабрики им. Розы Люксембург.



Иностранцам тут делать нечего, всё в плохом состоянии.



Внезапно мне встречается Странноприимный дом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Построен в 1872-1873 гг. по проекту архитектора Грудзина на месте обветшавшего богаделенного дома Лавры. В советское время тут была фабрика.



Пошли дальше. Несколько краснокирпичных зданий в районе. Интересно, что первое – это новостройка по проекту всё того же Журавлёва, который был главным архитектором города в 1990-2000-х.





И вот начинается уже обычный город.



Классическая архитектура в очень плохом состоянии.



Мемориальный крест пострадавшим за веру во время репрессий. В первую очередь – посвящение Павлу Флоренскому (1882-1937). Я почитал – совершенно потрясный был человек. Наряду с богословскими и теологическими работами он очень много занимался фундаментальной наукой, написал ряд трудов по физике, математике и так далее. Один из основных защитников Троице-Сергиевой Лавры от уничтожения в 1920-е годы.



А дальше начинается, блин, Россия.



Без слов.







А ведь какую красоту можно навести, если весь город привести вот в такое состояние (это новодел, если что):



Магазин белорусской мебели.



Вообще, город весьма небедный, все окраины в новостройках.



Мы идём по направлению к вокзалу. По дороге встречаем подозрительно выглядящее офисное здание. Покопавшись в прошлом, я обнаруживаю, что это раньше была церковь Рождества Христова, 1729–1736 гг. В 1931 г. храм закрыт, капитально перестроен (разрушены колокольня и алтарь, появилась восточная пятиэтажная пристройка — фабричное общежитие).



Было так:



Здесь находится смотровая площадка, с которой делаются все рекламные снимки Лавры.



И снова обычный город.



Помните архитектора Журавлёва? Вижу красивый дом. Подхожу. А табличка гласит, что это снова Журавлёв.





Эх, вселенская тоска.



Тут как-то внезапно моё путешествие по Сергиеву Посаду прервалось, потому что наступил вокзал.
В целом город оставил печальное впечатление. Помимо Лавры, всё в плохом состоянии, всё пыльное, всё мрачное. Потенциал огромен, но он тратится впустую. Впрочем, как всё у нас, по старой доброй традиции.

Оглавление путешественных заметок с фотографиями и можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала.
Tags: Города, Россия, Фотоотчёт
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments