Парфюмерная мастерская.

Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Previous Entry Share Next Entry
Немного про рок во всех смыслах этого слова
Женщина в розах
nostradamvs


Русское отношение к своей культуре и истории очень точно характеризуют даже не разваливающиеся на части и изувеченные пластиковыми стеклопакетами московские особняки и доходные дома 200-летней давности. Это скорее разгильдяйство, лень и попилы, то есть некие элементы объективной реальности - все знают, что это памятники истории, но всем лень что-то делать. При должном отношении пол-Москвы можно в список Всемирного Наследия вносить. Но тут другое.

Вот в Новосибирске, например, есть старый деревянный дом, в котором всю жизнь прожила Янка. И в этом доме были все они - Летов, Кузя Уо и так далее, и так далее, и там гостил у неё Башлачёв, и сидел там за столом, и пил, потому что так было нужно. Там она писала стихи, там играла на гитаре. "Дом под снос", рассказали нам в новосибирском минкульте и архнадзоре. Будет там пустырь или типовая девятиэтажка, и не будет там больше никакой легенды.

А ведь вот оно - самое офигенное место для музея сибирского рока, простите, вот же оно. И будь дело во Франции или Великобритании, или в США (а эти три страны по моему опыту путешественника относятся к наиболее чтящим и даже выпячивающим свою историю, даже самую малозаметную), дом бы отреставрировали и сделали там музей с фотографиями, артефактами, фоновой песней "Деклассированным элементам" и маленькой парковой скульптуркой (я её сейчас под вдохновение из пластилина леплю, прямо вижу, как должно быть) Янки на заднем дворе. Дело не в том, нравится вам то, что делали эти люди в 80-е, или нет - дело в том, что это тоже эпизод русской истории, небольшой, но значимый и прекрасный. А у нас так относятся не только к небольшим эпизодам - у нас есть нечеловеческая привычка стирать любое прошлое, не соответствующее официальной политике партии, и эта привычка была ещё у Ивана Грозного, который приказал сжечь всё берестяное наследие захваченной языческой Перми.

Просто мне всегда очень неприятно, когда что-то стирают так, чтобы не оставалось следов. И не будет музея сибирского рока. Слава богу, что песни не стереть.



P.S. Для тех, кто в теме. Мемориальная доска Янке, которую хотели установить энтузиасты, действительно очень страшная и похожа на надгробие, я бы на месте архнадзора тоже отказал, тут всё правильно.
P.P.S. Это пост не про Янку, если кто-то не догадался. Это пост про общее русское отношение к тому, что у нас есть. Мы не умеем, не хотим и не учимся это ценить. В общем. Я просто привёл частный случай.
P.P.S. Подсказали из Новосибирска, что пока вроде как не сносят, и информация в прессе была уткой. Но сути это не меняет.

  • 1
ты совершенно прав. такое отношение ужасно, мне всегда казалось, что у людей без памяти не может быть никакого светлого будущего.. у нас страшно любят все сломать и строить потом "на костях". или даже не строить, а просто сломать.

Не строить, а просто сломать - это нам ближе, да...

при этом абсолютно ясно, что когда люди, решающие такие вопросы, решают вопрос о зданиях и бабках, на наследие русского рока им наплевать

Edited at 2014-01-27 11:16 am (UTC)

А что, русский рок представляет собой настолько значительную культурную ценность?

Ладно рока. Им плевать даже на полтора здания XVII века, сохранившихся в Москве и тоже под угрозой сноса (в то время как в Европе бережно восстанавливают, хранят и гордятся).

А мне кажется, что ценность этого здания как такового - действительно невелика. Ценность как потенциального музея - и подавно. Что там нужно сделать или выставить, чтобы создать хоть какой-то поток туристов - не представляю. Камчатка в Питере держится исключительно как рок-клуб, а это Питер - туристическая Мекка России... Ну и правильное замечание в конце, что "песни не стереть". Они и есть ценность, в отличие от водочной бутылки, выпитой Башлачёвым, или гитары Янки.

Вот он, вот он, русский взгляд. Поэтому в любой французской деревне может быть по музею, а мы не помним даже события 20-летней давности, хрен с ними

Вообще-то на могилу Янки и нынче паломничество, безо всяких музеев. А так в музей будут ходить. Сибирский рок - это отрезок истории, и гитара Янки - тоже.

Кто из чиновников, поставивших подпись под документом о сносе, знает, кто такая Янка или Летов? Даже если знают, то что? Ведь чтобы сделать музей, надо ж бюджет, да людей... А тут центр города, тихий центр (еще тихий), можно дом забахать... А история, что история, ее на хлеб не намажешь. И весь Новосибирск такой. И не только Новосибирск.
Музеи в той же Франции, Англии или Штатах - это частные музеи, которыми занимаются люди, понимающие все значение сохраняемого ими объекта. И музеи получаются душевные, сделанные с любовью, а не казенная скучная хрень.
Я согласен, в музей бы ходили. Потому что Янка - не просто человек с гитарой, а целая веха отечественной музыкальной истории. Но мало кто это понимает, и еще меньше людей, кто готов в это вложиться. Увы.

Музей и должен быть частным. То есть дом должны передать в руки людям, которые сделают.

"Белая книга" Янки - гениальная же книга, просто блестящий сборник интервью и воспоминаний. А сделали - по крохам - энтузиасты. Им же и поручить.

А в Новосибе есть ли группа энтузиастов, бомбящая послания или стоящая пикетами у администрации? Если нет, то интернеты непомогут, это надо на месте решать. Вот спросил у коллег, они даже не знают кто такая Янка.

Ну, слушай, много кто не знает, кто такая Янка. Сегодня никто нихера не знает, кто такие Некрасов, Цветаева или, скажем, Державин; и что - вычеркнуть их из истории?

Группа есть, но они, имхо, долдоны. Сделали адски уродливую доску и жалуются, что её не хотят вешать.

Проблема же не в Янке, Олег. Проблема в том, что у нас такая говенная система, которая не позволяет. В Великобритании энтузиант говорит властям: я хочу музей. Они ему дают кучу налоговых льгот и радуются, что в их городе появился музей. У нас, блядь, ещё нужно жопу себе стереть, чтобы добиться разрешения. Я про это.

Очень не люблю такие музеи. Да, они там жили. Пели, пили, спали, варили макароны, писали песни, спорили, ссорились и мирились. Живые. И в песнях своих они живые. А когда входишь в такой музей, кажется, что на потолке большими буквами написано: ВСЕ УМЕРЛИ. Оставьте творческим людям их личную жизнь, они имеют на нее право. Не надо из нее делать аттракцион.
Да, все это надо хранить - воспоминания о живых. Инструменты, записи, фотографии. Где-нибудь в клубе, или творческой лаборатории. Там, где продолжается такая же жизнь, какая была у них. Но только не в музее.

вот плюспицот!
к чему эти "усыпальницы царей" вообще не понимаю ? заходить туда с благоговейным трепетом ?
Поддерживаю вас, место таким вещам в рок клубах, они там будут органичнее. Ту же Камчатку тут кстати упомянули, это сейчас действующий клуб, а не музей-усыпальница.

Интересные рассуждения, показывающие, на каком уровне находится наше государство и наша культура. В отношении к историческим памятникам мы сильно отстаем от другого мира, и это именно отставание. Там действительно берегут каждую мелочь, хотя началось это не так давно. Помнится, в Ливерпуле снесли здание, в подвале которого находился клуб "The Cavern", где начинали карьеру Битлз - так через пару лет одумались и построили это здание заново (правда, с некоторыми изменениями). И подобных примеров еще много. Но вообще, каждое здание - это часть истории, и желательно его беречь. Запад лишь недавно пришел к этому; будем надеяться, что и мы придем тоже - и что будет с чем к этому приходить!

Мы по уровню сознания и культуры отстаём от Западной Европы на такую пропасть, что, боюсь, может быть уже и не с чем.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account