?

Log in

No account? Create an account

Парфюмерная мастерская.

Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Previous Entry Share Flag Next Entry
World Press Photo of the Year 1963; Pulitzer Prize for International Reporting 1964: другие ракурсы
Парфюмер выливает духи
nostradamvs
Я задумал серию постов "Пулитцер: другие ракурсы". Тема оказалась интересной. Начнём с, пожалуй, самого известного пулитцеровского кадра.

ВНИМАНИЕ! Дорогое законодательство! Этот пост не является призывом к каким-либо действиям, а лишь анализирует классическую серию фотоснимков, получившую в 1963 году звание World Press Photo of the Year, а в 1964 году -награждённую Пулитцеровской премией. Никогда и ни при каких обстоятельствах не повторяйте изображённого на иллюстрациях под катом! Это очень больно!

Все знают знаменитую фотографию Малькольма Брауна «Самосожжение буддийского монаха». Меня она всегда поражала. Даже не самосожжение или выдержка Тхить Куанг Дыка, а именно единственно возможный ракурс, с которого смерть, такая жуткая смерть выглядит красиво. Некогда я написал об этом – с аллюзией на нашу действительность – стихотворение.

Но мало кто задумывается о том, что Малькольм Браун был не единственным фотографом, которого попросили прийти на перекрёсток бульвара Фан Динь Фунг и улицы Ле Ван Дует в Сайгоне. В принципе, все иностранные журналисты, не только американцы, были оповещены. Хотя пришло их немного – что важного могло произойти в рамках продолжавшегося уже длительное время буддистского кризиса во Вьетнаме?

В общем, 11 июня 1963 года Браун сделал не один кадр, а серию. Просто он отобрал самый удачный (что не умаляет его таланта как фотографа), за который и получил свою славу. Плюс были и другие ракурсы – страшные. И была видеозапись, о которой тоже мало кто задумывается. Давайте посмотрим, как выглядела эта жуткая красота с других сторон.

1. Первое фото серии. Буддистский монах поливает Тхить Куанг Дыка бензином. К месту сожжения Тхить Куанг Дык приехал на «Остине», который всё время мелькает на заднем плане, в сопровождении огромной пешей процессии монахов.



2. Другой кадр (из кинохроники). Всё готово. Ассистент уходит в сторону.



3. Классическая фотография Брауна – первые секунды самосожжения. В оригинале – чёрно-белая, раскрашена позже.



4. Менее известный снимок того же Брауна – прошло около минуты, лицо монаха уже не похоже на человеческое, но он ещё жив. Интересно, что премию World Press Photo of the Year 1963 получила именно эта фотография, а не предыдущая.



5. Другой ракурс, другой фотограф. Машины не видно, но зато видно скопление монахов, наблюдающих за духовным подвигом.



6. Здесь тело уже упало, но ещё горит. Тоже Браун.



7. Финальная картина. Тело Тхить Куанг Дыка догорело и опрокинулось назад. Кто-то из монахов склоняется перед ним. Фото не Брауна.



8. Совсем финал. Тело догорело, его заливают водой, чтобы забрать и похоронить.



А теперь посмотрите видео. Это обычный вариант.



Здесь интереснее – замедленный вариант длительностью 5 минут. Обратите внимание на поведение полиции. В какой-то момент монахи начинают рваться к Тхить Куанг Дыку – то ли остановить его, то ли преклониться перед ним. Он ещё не горит. Полицейские не пытаются остановить его от выполнения задуманного, хотя всё прекрасно понятно (в Вики написана чушь, что они, наоборот, хотели его остановить, а монахи помешали).
Когда он загорается, все неожиданно прекращают сражаться. И полиция, и монахи замирают и смотрят на происходящее. Монахи склоняются перед Тхить Куанг Дыком.



Далее – ещё одна интересная штука. В качестве фотографий самосожжения Тхить Куанг Дыка нередко приводятся ещё вот эти фотоснимки («другой ракурс»). Но это не он. Хорошо видно, что здесь монах сидит левым боком к заборчику из колючей проволоки, и заборчик этот весьма и весьма близко, в то время как на площади с фотографий Брауна и на видео никаких заборов нет.



Дело в том, что тибетские монахи сжигали себя не раз, причём в самых разных местах. Это их метод мирного протеста, одновременно демонстрирующий нечеловеческую выдержку и способности к самоконтролю. Эти снимки сделаны на полгода позже – 5 сентября 1963 года, тоже в Сайгоне, на центральной рыночной площади. Если Тхить Куанг Дыку на момент самосожжения было 66 лет, то здесь себя убивает совсем молодой мальчик.



Вот другой ракурс этого, второго самоубийства.



Вот здесь, на видеоролике сперва показывают кадры самосожжения Тхить Куанг Дыка, а в конце – кадры ещё одного, уже третьего самосожжения в Сайгоне в том же году! К сожалению, о личности монаха я ничего не нашёл.



Вот снимок этого, третьего самосожжения – обратите внимание, что поза у монаха отличатся от двух первых случаев.



Самоубийство Тхить Куанг Дыка было первым в ряду. Сайгон ещё не раз видел горящих монахов на своих улицах. Имена их история в большинстве случаев не сохранила. Всего в протест режиму Нго Динь Зьема сожгли себя четыре монаха. Второй всплеск самосожжений пришёлся на 1966 году, уже после свержения режима, в связи с другими политическими протестами – уже против американского режима, к которому монахи, по сути, обращались за помощью в 1963-м.
Вот так.

P.S. Пулитцеровскую премию Малькольм Браун получил не только за эту конкретную фотографию, а за освещение событий, связанных с падением режима Нго Динь Зьема, в номинации Pulitzer Prize for International Reporting.


  • 1
Дело в том, что тибетские монахи сжигали себя на раз

"Не раз"?

Самое интересное, что "на раз" по смыслу тоже подходит :)

В Тибете местные монахи тоже высказывали поползновения самосжигаться - китайские патрули и сейчас ходят с огнетушителями, Ланьков выкладывал фото

Они испокон веков так делают. Это вполне распространено.

Спасибо, очень интересный пост

а мне показалось что на первом видео его подожгли и пламя шло сзади

Естественно, подожгли. Не сам же он зажигалкой щёлкал.

Но какой бешеный самоконтроль. Сидеть неподвижно пока горишь.

  • 1