?

Log in

No account? Create an account

Парфюмерная мастерская.

Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Previous Entry Share Flag Next Entry
Сongenital genu recurvatum
Парфюмер выливает духи
nostradamvs
Неоднократно я писал в Живом Журнале, в своих художественных произведениях, в различных журнальных статьях о фрикшоу. Мне кажется, что это невероятно интересная тема, целый пласт человеческой истории, странной, изувеченной субкультуры, которая погибла под натиском медицины и этики. То есть почти погибла – фрикшоу существуют и сегодня. Я хорошо помню, как в детстве я был в цирке на представлении лилипутов – тогда я думал, что это дети.
Но сегодня мы не об этом. Сегодня мы даже не о конкретном человеке. Если вам интересна история конкретного человека – прочтите удивительную историю Джонни Эка.

А сегодня мы о болезни под названием congenital genu recurvatum, синдроме обратного изгиба коленного сустава. Странная штука, встречающаяся крайне редко и сегодня, в общем, излечимая путём ряда сложных хирургических операций и нескольких лет реабилитации.

Но сначала немного про Эллу Харпер, девочку-верблюда.



Элла родилась в городе Хендерсонвилль, штат Теннесси, в 1873 году. Как и любому другому человеку с подобной болезнью, Элле было значительно проще передвигаться на четвереньках, нежели стоять прямо. Впрочем, стоять она могла, придерживаясь за что-либо надёжное.
Пик популярности Эллы в США пришёлся на 1886 год, когда она была одной из основных звёзд знаменитого цирка W. H. Harris's Nickel Plate Circus, одного из основных (точнее, основного) конкурента знаменитого цирка Барнума. Вопреки современным заблуждениям, порождённым многочисленным кинофильмами и воплями дураков, фрикшоу вовсе не были тюрьмами или источниками унижений для уродов. Наоборот, они были одной из наилучших возможных работ для неполноценных людей.



Элла Харпер в 1886 году получала зарплату $200 в неделю (!), что с учётом инфляции соответствует примерно $5000 в неделю сегодня! Такие деньжищи открывали перед ней практически любые двери. Фрики получали от $50 до $1000 долларов в неделю (то есть, грубо говоря, от $1250 до $25000), на те времена очень, очень большие деньги. Они часто переходили из цирка в цирк, увеличивая тем самым свои доходы. Больше всего цирки зарабатывали, конечно, на фриках, которым зарплату платить было не нужно (то есть кто к физическому уродству имел и умственную неполноценность), но таких было довольно мало.
Вернёмся к Элле Харпер. Для неё, как и для других актёров, выпускались открытки. На открытках, помимо фотографии, был и текст: «Меня зовут девочка-верблюд (Camel Girl), потому что мои коленки развёрнуты назад. Удобнее всего мне передвигаться на четвереньках, как изображено на снимке. На протяжении последних четырёх лет я работаю в шоу-бизнесе, но теперь собираюсь покинуть его и пойти учиться в школу, после чего найти себе другое занятие».



Судя по всему, так и произошло. Эта серия открыток была последней. С 1886 года Элла уже не появляется во фрикшоу – скорее всего, она скопила достаточно денег, чтобы покинуть бизнес. В 1905 году всплыла информация о том, что Элла Харпер вышла замуж, а в 1921 году – что она умерла. Но уверенности в том, что это та самая Элла Харпер, нет.

Сongenital genu recurvatum бывает различных типов. Самый редкий – полный изгиб назад, то есть как Эллы Харпер. У некоторых больных изгиб частичный (то есть и туда гнётся, и туда), у иных он «ведёт» вправо или влево.
Помимо «обратного изгиба колена», иногда болезнь называется «хроническим вывихом коленной чашечки». И ещё несколькими названиями – точного названия нет. Впервые CGR упоминается в 1822 году, но до 1880 года ни изображений, ни стопроцентно проверенных свидетельств подобного заболевания не случалось. В 1880 году в одном медицинском журнале было подробно описано два подобных случая, к 1888 году их накопилось уже 25, а 1900-му – целых 127.

Жуткое, простите, видео. Наше время, Марсель – прекраснейший, грязнейший и расхлябаннейший из всех французских городов. Нищий с обратным изгибом коленей идёт по улице. Очень не рекомендую смотреть людям со слабыми нервами. Вроде ничего страшного, но ужасает.



Вернёмся в прошлое. Это сейчас подобные люди – нищие. А в конце XIX века, в период расцвета фрикшоу они без больших проблем могли найти себе очень прилично оплачиваемую работу. Вторым по известности подобным фриком после Эллы Харпер была Люси Эльвира Джонс по прозвищу «Девочка-собака» (Dog Girl).



Люси родилась в 1881 году и наибольшего расцвета её известность достигла к 1894-му – то есть так же, как и Элла, Люси обрела популярность в тринадцатилетнем возрасте. Скорее всего, это связано с определённым сексуальным фетишизмом зрителей – смотреть на девочек чаще всего рвались мужики среднего возраста (ещё эта категория обожала бородатых женщин). Дам больше привлекали, например, мужчины-скелеты. Безрукие фрики, способные ногами зажигать сигареты, обычно нравились всем поровну.
Как и Элла, Люси работала в W. H. Harris's Nickel Plate Circus, и, по сути, сменила уволившуюся предшественницу. На сцене обе носили одно и тоже имя-псевдоним Мисс Вайолет (Miss Violet), из-за чего их часто путают. Внешне, как мы имеем возможность наблюдать, девочки разные. У Эллы черты правильнее, благороднее, в то время как Люси значительно полнее, и у неё простецкое, крестьянское лицо.



Биография у Люси ещё запутаннее, чем у Эллы. На одной из карточек написано, что она выступала всё-таки у Барнума и Бейли, причём родилась в 1888 году, а на снимках – она же в 1909-м. Но во-первых, девушке на фотографиях скорее 13, чем 21, плюс одежда более соответствует концу XIX века, поэтому, скорее всего, верна первая версия.
Легенда связана с фотомонтажом, где к телу Люси прикрепили какую-то чужую голову. Вот этот фотомонтаж:



Что было с Люси после 1894 года, неизвестно.

Сongenital genu recurvatum обычно является следствием или сопутствует ряду других заболеваний, связанных с твёрдостью костей и так далее. Терапия болезни достаточно сложная. Вот, например, видео того, как учится нормально ходить человек, у которого частичная genu recurvatum (не полностью, как у Эллы и Люси), то есть процесс реабилитации. Сразу хочу заметить – видео также не для чувствительных.



Вернёмся ещё разок в прошлое. На этот раз познакомимся с Робертом Хаддлстоном по прозвищу «пони-мальчик» (Pony Boy), третьим по известности фриком с CGR.



Хаддлстон родился в Миссури в 1895 году и в отличие от Эллы, стоять не мог – слишком ослаблены были мышцы ног (хотя торс, как хорошо видно, у Роберта весьма внушительный). В целом Боб был очень сильным и демонстрировал на арене в том числе силовые трюки с гирями.



Чаще всего подобные фрики пользовались толстыми перчатками (так ходил упомянутый ранее Джонни Эк), но Боб почти на всех снимках – на деревянных утюжках с рукоятями. Видимо, так ему было удобнее. Он выступал во фрик-шоу 1920-х – 1930-х, то есть на завершающей стадии их популярности, в цирках Tom Mix Circus и Ted Metz Circus.



Боб прожил достаточно долгую жизнь, во время войны работал кузнецом, также где-то трудился на лесозаготовках, после войны делал своё собственное шоу (то есть демонстрировал себя в отрыве от цирка) и умер в 1970 году. На старости лет, говорят, увлекался реставрацией старинных автомобилей.

Вот так бывает.


  • 1
Спасибо за пост, интересно. Приятно узнать, что у того же Боба жизнь вроде бы неплохо сложилась.
И за видео спасибо - помогает научиться к этому всему спокойно относиться.

Рассказ о такой девочке и таком цирке вроде в "Полудне" был напечатан? Ваш?
Не сказать, что возможность зарабатывать на ошибках природы (если уж их никак нельзя исправить) совсем уж исчезла. У Уорвика Дэвиса есть целая компания, которая помогает получить работу в кино и др. видах шоу-бизнеса очень маленьким и очень высоким людям.

Мой. Старый и плохой :)

Она не исчезла. Просто она стала какой-то толерантно-аморальной. Как вроде нехорошо показывать своё уродство за деньги, даже если есть зрители.

А на деле - почему бы и нет, если никого это не травмирует?...

А мне запомнился как хороший.

Ну, я довольно строг к себе :)

Про сиамских близнецов Эбби и Бриттани Хенсель вы наверняка знаете?
Удивительно, что девушки, у которых одно тело на двоих, ведут жизнь вроде бы "как все" - но ведь они не как все. Они работают в младшей школе и переживают, что им платят как одному работнику, а ведь головы у них - две, и даже диплома два.
На всяк. случ., если не знаете, кину ссылку, но следующим каментом, у жж есть привычка каменты со ссылками прятать.

Знаю, но не вижу связи с постом. Видов подобных уродств сотни, сёстры Хенсель - уникальный случай, но подобных уникальных случаев разного плана десятки.

На самом деле мне интересна историческая культура фрик-шоу, а не медицинские особенности. Например, Penguin Boy тоже в какой-то мере уникален. А на "Курской" у метро сидит девушка точно с такой же болезнью.

Связи в моей голове бывают довольно затейливые и неоднозначные (см. женская логика).
Что если культура фрик-шоу эволюционировала в культуру интеграции страннных людей в общество (и большие доходы были здесь важны: если ты можешь зарабатывать - ты полноценный человек), после чего и необходимость в ней отпала - и у уродов, и у зрителей факт глазения стал вызывать дискомфорт.
Сёстры Кривошляповы, к примеру, говорили, что им было приятно находиться в Германии - на них никто не пялился.

  • 1