nostradamvs (nostradamvs) wrote,
nostradamvs
nostradamvs

Category:

ЭКРАНИЗАЦИИ

Я всегда боялся экранизаций, потому что мне казалось, что фильм не может догнать книгу. Так, по сути, оно и есть, но существуют исключения. Иногда смотришь фильм и понимаешь, что ты так себе и представлял всех героев, когда читал книгу. Что так должно быть, что режиссёр – просто твой брат по разуму, и что никакого другого решения быть попросту не может. Итак, мои любимые экранизации.

“Алые паруса”, Александр Птушко, 1961 год. Нет, всё-таки умели же снимать красивые фильмы. Умели ведь! И когда – почти пятьдесят лет назад! Грин, безусловно, гениальный писатель. Он написал прекрасную феерию, которой суждено стать бессмертной. И экранизация не хуже ни на йоту. Юная Вертинская, прекрасная как утренняя заря, точно рождена для того, чтобы быть Ассоль, для того, чтобы ожидать свои алые паруса вдали. А Лановой – это Грэй во плоти, такой красивый, мужественный и благородный.
И пусть во многих перипетиях сюжета сценаристы ушли от оригинала – это неважно. Пусть вставили в фильм элемент “плохости” буржуазного строя – сцена в таверне. Пусть Грэй навсегда уходит из дома и больше никогда не возвращается. Пусть он не сам покупает корабль на отцовские деньги (как в книге), а получает его, по сути, в подарок от старого морского волка – это тоже неважно. Главное, что сохранён дух книги, что ранним утром в лесу на траве спит прелестная девушка, а молодой капитан видит её и надевает на её тонкий пальчик своё кольцо.
Паруса из алого шёлка приближаются к гавани, и где-то их ждёт уже золотой Зурбаган, и вся деревня бежит и мчится к морю, чтобы увидеть, как сумасшедшая Ассоль становится счастливой. Удивительно ещё то, что весь фильм – почти – снят на натуре, почти без павильона. И повсюду в нём царит солнце.
А сказку мы должны создавать собственными руками. И они уплывают.

“Парфюмер: история одного убийцы” (Perfume: The Story of a Murderer), Том Тыквер, 2006 год. Ругайте меня: я терпеть не могу Зюскинда. Книга “Парфюмер”, безусловно, сильна, но абсолютно мне неинстересна. Я прочитал её давно по рекомендации одной знакомой и подумал: какая чушь. Да, там есть стильные моменты, например, получение запаха человека или финал. Но в целом – чушь.
А потом я сходил в кино и увидел фильм. И понял, что Том Тыквер, который снял когда-то шедевральный “Беги, Лола, беги” – гений. Из скучной и сомнительного художественного достоинства книги он создал блестящий фильм, по своей красоте мало с чем сравнимый. Яркость цветов в нём не наиграна, не придумана. Они и в самом деле ярки. Актёры – как один идеально подходят, похожи не персонажей книги. И сам Гренуй, и парфюмер Дастин Хоффман, и отец Алан Рикман. И даже главная героиня, пусть у неё и крашенный волосы :) Я могу это простить.
Фильм потрясающе отражает запахи и атмосферу эпохи. В самом начале ты будто чувствуешь омерзительные ароматы рыбного рынка, потом – запахи приюта, запах человеческой кожи, запах дерева и воды, запахи трав и – женщин. Запахи прекрасных женщин. Некоторые сцены фильм хочется пересматривать снова и снова. Сцена создания парфюмером духов в подвале-лаборатории парфюмерной лавки, сцена с девушкой и сливами, и, конечно, апогей всего – сцена оргии на площади. Потрясает размах съёмок: даже когда мы видим крупные планы лиц парфюмера и отца девушки, на заднем плане переплетаются сотни обнажённых тел.
А ещё Тыквер сделал одну маленькую вещь. Он чуть-чуть изменил сюжет. Чуть-чуть. И в фильме, в отличие от книги, появился смысл. Парфюмер случайно убивает первую девушку. Действительно случайно. А потом – на протяжение всего фильма вспоминает её. Не её запах, а её. Именно её. Он вспоминает её кожу, глаза, лицо. На эшафоте, глядя на обожающую его толпу, он вспоминает её в последний раз. Она смотрит на него, кладёт сливу, обнимает его. Он целует её. Именно так должно было случиться. Именно так, а не иначе. И по щеке парфюмера стекает слеза. Которой не было в книге. Которая стала главным кадром фильма.
Это блестящий фильм. Один из самых сильных и красивых, что мне довелось посмотреть в жизни.

“Дракула” (Dracula), Фрэнсис Форд Коппола, 1992 год. И всё-таки, “Парфюмер” – не лидер моего внутреннего рейтинга. Лидер – это “Дракула” Копполы. Фильму уже 15 лет, но он никогда не устареет. Пусть в нём есть съёмочные примитивизмы. Пусть в нём есть что-то искусственное, игровое, но это шикарная, потрясающая экранизация романа. Отличного, кстати, романа. Стокер, как бы его не ругали, написал блестящий роман в письмах. И если бы Стокер увидел бы этот фильм, он бы пожал Копполе руку, потому что Коппола вжился во внутренний мир Стокера настолько, что тот стал его вторым “я”.
Конечно же, прекрасный подбор актёров. Смелый, хладнокровный, но всё же молодой и неоптыный Киану Ривз в роли Джонатана Харкера. Вайнона Райдер – в этом фильме одна из самых красивых женщин всего американского кино, само совершенство. Ироничный, смелый и потёртый временем Абрахав ван Хельсинг в лице Энтони Хопкинса. И, конечно, самая главная роль Гэри Олдмена – Дракула. Будь то граф старый и уродливый, отяощённый шедевральной седой причёской невиданной дерзости, будь то граф молодой, красивый, целующий Мину и плачущий по своей невесте.
Вы знаете, как сложно поставить красивый фильм по роману в письмах? Это невероятно сложно. Копполе удалось. Как венгерские сцены – величественный готический замок Дракулы, снежная погоня за цыганами, - так и английские, - волк, синематограф, ужин при свечах – все прекрасны. Прекрасны и вампирши в услужении у графа (одна из них – конечно, Моника Белуччи). Прекрасен могучий граф, вонзающий меч в центр святого креста в своей церкви. Прекрасно всё.
И, подобно Тыкверу, Коппола вносит в фильм одно маленькое изменение по сравнению с книгой. У Стокера негодяй-вампир подчиняет себе Мину. У Копполы Мина сама любит вампира. И остаётся с ним. Там, в маленькой часовне, именно она наносит ему последний, смертельный удас со словами любви, целуя мёртвые окровавленные губы белокожего старика в чудной одежде. И где-то далеко-далеко Влад встречается со своей возлюбленной принцессой, чтобы уже никогда больше с ней не расставаться.

“Бегущий по лезвию бритвы” (Blade Runner), Ридли Скотт, 1982 год. Этот фильм относится к редким экранизациям, в которых я сначала посмотрел фильм, а потом прочитал книгу. Нет, я не был разочарован в книге, потому что я с удовольствием читаю Филиппа Дика. Я не удивился даже ужасному названию оригинала: “Мечтают ли андроиды об электрических овцах?”. Но я был восхищён Ридли Скоттом, который так изменил и перегнал эту повесть, что из тяжёлого антиутопического и безысходного, как всё у Дика, повествования получился динамичный детектив.
Харрисон Форд, конечно, хорош. Но Рутгер Хауэр – это абсолютное лицо фильма. Он переигрывает даже черноволосую красавицу-андроида, которую любит герой. Хауэр холоден. Он ненавидит людей, которые создали его таким – приговорённым к смерти. Он ненавидит всех и вся. Он признаёт только себе подобных. И при этом ты чувствуешь жалость к нему – к потерянному и позабытому существу, к разуму, которому досталось запрещённое тело. К человеку, которого называют “изделием”. Конечно, понятно, что Форд победит, и убьёт андроида. Но до конца надеешься, что они разойдутся миром. Не расходятся.
Только прекрасная девушка смотрит в глаза своему убийце, и он знает, что не сделает того, за что ему платят.
Фильм довольно серый. Интерьеры – минималистские. Вещи – футуристичны. Лица – одинаковы и холодны. И только где-то среди них двое бегут по остро заточенному блестящему лезвию опасной бритвы.

“Опасные связи” (Dangerous Liaisons), Стефан Фрирс, 1988 год. О да, роман де Лакло непрост. Очень непрост. Когда я читал его, я никак не мог понять, как же это можно экранизировать. Я смотрел три экранизации. Одна – убогая и уродливая, переделанная на современный лад. Одна – простая и плохонькая (“Вальмон”, кажется). И одна – блестящая. “Опасные связи” Фрирса с Малковичем и Глен Клоуз.
Фильм сделал не только режиссёр. Фильм во многом сделали актёры – Малкович, Клоуз, Киану Ривз, Турман и Пфайффер. И даже актёры вторых ролей не менее замечательны. Малкович производит блестящее впечатление именно того, кем должен быть – негодяя, распутника и подлеца. Благородного подлеца. В своей единственной звёздной роли Глен Клоуз тоже хороша – стареющая дама, ведущая подлые интриги. Они немолоды. Они отвратительны. Они играют только для того, чтобы ввергнуть других в пучину разврата. Они заключают пари и делятся друг с другом всем. И хотя лицо Малковича, как всегда, ничего не выражает, это неприятная маска, не более, почему-то начинаешь понимать к середине, что он любит по-натоящему, впервые в жизни – мадам де Турвель, Мишель Пфайффер. Он оскорбляет её – “это выше моих сил!” – отвечает он на всё – и снова завоёвывает её. И из фильма становится понятно – что непонятно из книги – что смерть де Турвель делает ненужным его собственное существование.
Виконт погибает от шпаги юного Дансени. Милая и распущенная девушка отправлятся замуж за старого графа, который так и не появляется за весь фильм в качестве героя (его-то и в книге почти нет). А театр улюлюкает, когда омерзительная интриганка входит в свою почётную ложу. И вокруг – везде-везде-везде – тот самый восхитительный восемнадцатый век. И кровь Вальмона на белом снегу.
Шикарный фильм.

“Собачье сердце”, Владимир Бортко, 1988. Почему-то я всегда думал, что этот фильм снят в 60-е. Нецветной, архаичный, простой, как театральная постановка. И в то же время так прекрасно подчёркивающий эпоху, время. Нет смысла что-либо даже говорить – все смотрели его. Все видели очаровательного Шарикова, умного и ироничного Преображенского-Евстигнеева, его молодого помощника и милых служанок. Все знают Карцева именно по роли Швондера. Лучше этих актёров никто бы не сыграл – и они сыграли роли так, как будто в режиссёрах был Булгаков, в операторах был Булгаков, в сценаристах был Булгаков (в целом, так оно и было – фильм по книге можно чётко прослеживать по репликам), и вообще, везде был Булгаков.
Наверное, он и в самом деле был везде, потому что иначе не получилось бы так точно, так попасть в самое яблочко.
Больше, думаю, не стоит никаких комментариев.

“Побег из Шоушенка” (The Shawshank Redemption), Фрэнк Дарабонт, 1994 год. Наверное, все смотрели этот фильм. Кто не смотрел – тот много потерял. Потому что если любой другой фильм может вызвать спорные мнения, то о “Побеге из Шоушенка” я слышал только положительные отзывы, и никаких других . А вещь-то, “Рита Хейуорт”, Стивена Кинга, слабенькая. Совсем не такая, какой стал поставленный по ней фильм. Для кино Кинг блестяще адаптировал сценарий, введя туда элементы абсолютного успеха Энди Дюфрейна: тот выходит из тюрьмы богатым человеком, а нехороших тюремщиков всех поголовно арестовывают, помимо начальника тюрьмы, который кончает жизнь самоубийством.
Сценарий и съёмки – всё гармонично, всё потрясает. Компания друзей Дюфрейна во главе с Ирландцем Рэдом. Старый Брукс со своим вороном. Даже негодяй-надсмотрщик – все хороши. И когда в конце фильма начальник кричит “Она знает?” и бросает камешек в плакат на стене, и всё понимаешь, сердце ёкает. 19 лет. 19 лет кропотливой медленной работы. 19 лет, каждую ночь, и никто, никто не знал. 19 лет альпеншток хранился в Библии, которая лежала на самом виду. 19 лет обыски в камере. Чёрт побери, поражаешь человеческому характеру, силе и смелости. А Рэд выходит из тюрьмы, работает в универсаме и видит надпись “Здесь был Брукс”. Берёт ножик и вырезает рядом своё имя. И уехжает искать своего друга – Энди Дюфрейна. Единственный виновный в тюрьме ищет единственного невиновного.
На самом деле, я знаю “Побег” наизусть, пофразно, дословно, много лучше, чем другие фильмы. И мне всегда вспоминается Дюфрейн, запершийся в кабинете начальника и слушающий там божественую музыку абсолютной свободы.

“Идеальный муж” (An Ideal Husband), Оливер Паркер, 1999 год. Никто не может оспаривать то, что Оскар Уальд – блестящий драматург и писатель. Я видел довольно много экранизаций его произведений, но мне не понравилась ни одна, потому что все они – слишком театральны. Что хорошо в театре, то скучно в кино. Английский фильм очень красив, интересеню. Даже, если можно так выразиться, динамичен. Конечно, прекрасная игра актёров: Руперт Эверетт, Кейт Бланшетт, Джулианна Мур и очаровательно наивная в этой роли Минни Драйвер. В фильме нет негодяев – все благородны до безумия, и даже героиня Мур, шантажистка, тоже производит ощущение благородства и красоты. Лондонский парламент, лорды и леди, высшее общество в лучших его красках, прекрасные леди, любовь, ревность и обман, игра слов и выражений – это настоящий Уайльд, прекрасно посталенный и сыгранный. Современные пошляцкие комедии положений не идут ни в какое сравнение с изяществом сюжетных переплетений уальдовской постановки, и Оливер Паркер поставил свой фильм именно, так, как, вероятно, хотел бы его видеть Уальд. Если бы знал, что такое кино.

“Легенда о Тиле”, Александр Алов, 1976 год. Я не люблю советские фильмы, особенно фильмы 70-х. Обычно они дёшевы и неинтересны. “Легенду о Тиле” тоже не назовёшь интересной, но, господибожемой, насколько фильм соотетствует книге! Шарль де Костер написал великую книгу – злобную сатиру, странную и удивительную, сказку не для детей, а для взрослых. Тиль, вольный дух Фландрии, не вызывает в книге сочувствия. Он злобно язвит, делает гадости и никого не любит, кроме Неле и своего друга Ламме. Поэтому он – свободен. И – бессмертен.
С первых кадров фильма я понял, что досмотрю. Ульфсак в роли Тиля – это что-то удивительное; не менее великолепен Ламме-Леонов и Неле-Белохвостикова. Алову удалось очень точно показать атмосферу того времени: снять грязь, запустение и печаль мелких провинциальных городком подневольной Фландрии, её омерзительные законы, её трактирных шлюх, её жестокого наместника, её полуразрушеные замки и её вольный, несгибаемый народ.
Фильм такой же серый и мрачный, как и книга. Так же, как в книге, в нём почти нет сюжета. Лишь пепел Клааса горит в сердце вечно юного Тиля, и он движется по бесконечным дорогам, нарушая все законы, издеваясь и язвя, и он будет вечен, потому что свобода – это навсегда.

“Имя розы” (Der Name der Rose), Жан-Жак Анно, 1986 год. Однажды я прочитал Умберто Эко – “Имя розы”. Я был в восторге. Переливы и перехлёсты языка Эко, удивительные тайны, глубина познания – всё потрясало. Я жадно скупил остальные романы Это – “Маятник Фуко”, “Остров накануне” и “Баудолино”. И... был разочарован. Последний ещё хоть как-то тянул на уровень. “Маятник”, скучнейшая и нуднейшая вещь, сворованная с Фаулза, и бессюжетный и бессмысленный “Остров накануне” не впечатлили вовсе.
А потом я увидел фильм. Нет, я вовсе не понимал, как это можно экранизировать. Как можно экранизировать этих химер и дипсад, переплетающихся на монастырских сводах. Оказалось – можно, причём блестяще. Оказалось, что есть актёр, как две капли воды походящий на безумного монаха. Оказалось, Шон Коннери – идеальный герой не только бондианы. Оказалось, что Слейтер, ныне снимающийся только в дешёвых боевиках, когда-то шикарно сыграл отрока Адсона.
Фильм, подсластили. Девушка в конце освобождается, в то время как в книге её сожгли. Но это, в общем, мелочь. Это просто очень хорошая экранизация, в которой режиссёр может позволить себе всё, что угодно. Наверное потому, что, несмотря на обилие голливудских актёров, США не имело к съёмкам никакого отношения.
Tags: Кино
Subscribe

  • Слава Великому Хомяку!

    Многие из вас помнят, как я одним ударом уничтожил всю мировую живопись. Потом, вторым ударом, я насмерть поразил всю мировую скульптуру. По…

  • Минск 18+

    А-а-а-а-а-а! Мой сегодняшний пост про городскую среду Минска, его фонари, водосточные трубы и чистое небо редакторы ЖЖ отнесли в рубрику "18+"!!!…

  • Стивен Сигал

    Ещё на "Росконе" обнаружилось, что я очень похож на Стивена Сигала. Никогда бы не подумал.

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 31 comments

  • Слава Великому Хомяку!

    Многие из вас помнят, как я одним ударом уничтожил всю мировую живопись. Потом, вторым ударом, я насмерть поразил всю мировую скульптуру. По…

  • Минск 18+

    А-а-а-а-а-а! Мой сегодняшний пост про городскую среду Минска, его фонари, водосточные трубы и чистое небо редакторы ЖЖ отнесли в рубрику "18+"!!!…

  • Стивен Сигал

    Ещё на "Росконе" обнаружилось, что я очень похож на Стивена Сигала. Никогда бы не подумал.