?

Log in

No account? Create an account

Парфюмерная мастерская.

Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Previous Entry Share Next Entry
История: официальные версии и заблуждения
Парфюмер за работой
nostradamvs
Как-то раз я беседовал с американцем, работающим в NASA. Он рассказал мне, что в школе (он учился в середине 1970-х) ему однозначно преподавали: первым космонавтом был Джон Гленн, а первым человеком, вышедшим в открытый космос, – Эдвард Уайт. Никакой Гагарин и никакой Леонов не упоминались. Из советских достижений в школе признавали только «Спутник-1». Это было связано (как мы предположили) с тем, что слово «sputnik» прочно вошло к тому времени в английский язык, и его было не вычеркнуть.
Вот перед нами Гагарин и Гленн.



А вот Леонов и Уайт.


Официальные версии тех или иных событий существовали всегда. Точно так же перевирали (и продолжают перевирать) историю во Франции, Великобритании, России. Это не преступление, это естественное стремление доказать: «Мы – лучшие». Давайте посмотрим на некоторые характерные перевирания истории. Кто первым построил самолёт? Кто первым сделал электрическую лампочку? Кто изобрёл велосипед? Кто придумал паровую машину?

Итак, ещё один показательный момент. В США и примерно 70% стран мира на вопрос «Кто первым полетел на самолёте?» сегодня вам ответят: «Братья Райт». А в Бразилии, Франции и всех франкофонических странах – «Альберто Сантос-Дюмон». Самое интересное, что правы и там, и там. Самолёт Райтов Wright Flyer (первый полёт – 17 декабря 1903 года) не мог взлететь сам, его отправляли в воздух с салазок, плюс к тому он мог лететь только по ветру (причём определённой силы), имел ограничения по углу поворота и ещё ряд допущений. А Альберто Сантос-Дюмон (первый полёт – 23 октября 1906 года) поднял в воздух полноценный самолёт Santos-Dumont 14-bis с шасси, который взлетел, совершил несколько кругов и приземлился. Райты до такого дошли только тремя годами позже.
Посмотрите на планер Райтов. Хорошо видны полозья.





А вот 14-bis Сантоса-Дюмона, первый в мире самостоятельный самолёт.





Давайте вспомним, какие «официальные версии» бытовали в советские времена.

Например, с 1949 года и вплоть до начала 1970-х в учебниках и энциклопедиях утверждалось, что первый полёт на воздушном шаре совершил рязанский подьячий Крякутный (или Крякутной) в 1731 году. На самом деле это была мистификация, которую в 1901 году опубликовал в журнале «Россия» историк Родных. Он «опирался» на рукопись Александра Сулакадзева «О воздушном летании в России с 906 лета по Р. X.», но, как выяснилось впоследствии, миф о Крякутном он сам, своей рукой «вписал» в рукопись, где его изначально не было. На самом же деле первый в мире полёт на воздушном шаре совершили Жан-Франсуа Пилатр де Розье и маркиз Франсуа Лоран Д’Арланд 21 ноября 1783 года в районе Булонского леса. Французы имеют полное право гордиться.
Мифический Крякутный:



Реальность: шар Монгольфье над Парижем.



Ещё пример. С конца XIX века и вплоть до 1980-х годов утверждалось, что первый цельнометаллический велосипед построил мастер Ефим Михеевич Артамонов в 1801 году. Это тоже мистификация. Первое упоминание о нём возникло лишь в 1896 году в книге «Исторический очерк уральских горных заводов» (причём лишь фамилии – имя и отчество придумали у же в советское время), а «сохранившийся» велосипед оказался подделкой 1870-х годов. На самом деле первый велосипед построил профессор барон Карл фон Дрез в 1817 году, он же и запатентовал свой велосипед (на тот момент ещё без педалей, как «машину для ходьбы»). Имя своё фон Дрез обессмертил другим изобретением – дрезиной.
Подделка 1870-х годов, выдававшаяся за «велосипед Артамонова»:



Велосипед фон Дреза, схема и сохранившийся до наших дней первый изготовленный экземпляр.





Ещё пример. Всё советское время и даже немножко потом (я в школе проходил точно) нам рассказывали, что самолёт первым изобрёл Александр Фёдорович Можайский, и он же полетел на нём 20 июля 1882 года. Ничуть не умаляя его талантов, спешу заметить, что Можайский был лишь одним из сотен пионеров авиации в мире, и одним из не очень удачливых пионеров. На самом деле первый патент на фюзеляжный паровой самолёт (как у Можайского) получил англичанин Уильям Хенсон в 1843 году. Правда, свой Aerial Steam Carriage он так и не построил за недостатком финансирования. Первым самолёт в натуральную величину построил тоже не Можайский, а француз Феликс дю Тампль де Ля Круа в 1874 году (он, как и Можайский позже, взлететь не сумел). А кто первый полетел на самолёте – это выше описано. Честь принадлежит отчасти Орвиллу Райту, отчасти – Альберто Сантосу-Дюмону.
Фантазия на тему самолёта Можайского в полёте:



Фантазии на тему самолёта Хенсона в полёте:





Самолёт дю Тампля:



Ещё пример. Создание парового двигателя в течение длительного времени пытались приписать Ивану Ивановичу Ползунову, но слишком уж велика была разбежка с реальным изобретением: Ползунов построил свою машину в 1763 году, и она была, к слову, весьма ничего, но первый патент на паровой двигатель получил Томас Севери ещё в 1698 году. И паровые двигатели Севери (а позже и Ньюкомена) в Россию были привезены ещё при Петре, так что первенство Ползунова всё-таки в какой-то момент отменили. Кажется, в 1980-х годах.
Макет машины Ползунова:



Машина Севери:



Вы можете сказать, что машина Ползунова значительно совершеннее машины Севери. Это естественно – во-первых, прошло более полувека, а во-вторых, Ползунов базировался при разработке на более поздней паровой машине Ньюкомена, а не на Севери.

Ещё пример. Изобретение автомобиля в советское время (правда, довольно вяло) приписывали русскому инженеру-самоучке Леонтию Лукьяновичу Шамшуренкову. Мол, построил он в 1752 году самобеглую коляску на мускульной тяге. Ну, в общем, построил. Только не автомобиль, простите, а по современной классификации – веломобиль. В защиту Шамшуренкова могу лишь заметить, что он действительно построил первое транспортное средство на мускульной тяге. Самое что ни на есть настоящее.
Реконструкция самоходки Шамшуренкова:



А первый автомобиль построил всё-таки Николя-Жозеф Кюньо в 1765 году. Причём он был грузовым (военным тягачом) и служил не увеселениям, а армии. Кстати, действительно служил, не шутка.





В отличие от русских французы свою историю уважают, и поэтому первый в мире автомобиль сохранился до наших дней и экспонируется в Парижском музее искусств и ремёсел.



Особо интересна война за первенство в изобретении лампы накаливания. В советское время первенство попеременно отдавали то Александру Николаевичу Лодыгину (он её запатентовал в 1874 году), то Павлу Николаевич Яблочкову (он её усовершенствовал в 1876-м). Американцы до сих пор утверждают (и поди переубеди), что лампочку изобрёл Томас Алва Эдисон (он запатентовал лампу с угольной нитью в 1879-м – такую же, как Лодыгин, просто на тот момент патентные ведомства России и США не пересекались). На самом деле все они вторичны. Первую лампу накаливания с угольной нитью продемонстрировал Королевской академии Великобритании сэр Хамфри Дэви в 1810 году (не путать с рудниковой «лампой Дэви», которую он сделал в 1815-м). И после него был ещё ряд создателей лампы – независимых друг от друга.
Лампа Лодыгина:



Лампа Яблочкова.



Лампа Эдисона (современная реконструкция; смотрите, какая спираль сложная):



К сожалению, иллюстраций разработки Дэви нет – только описания. Дело в том, что светящуюся дугу между электродами он показывал именно в качестве опыта, который показался комиссии несколько преждевременным, и потому на него не обратили пристального внимания.

Есть ещё несколько историй, которые всплывали, но не получали должной стойкости и распадались. Например, в советское время первенство в создании колёсного парохода пытались приписать Ивану Петровичу Кулибину – но как-то не устоялась тема, поскольку Кулибин и без парохода, по честному море всего интересного изобрёл, построил и описал. А пароход построил американец Роберт Фултон в самом начале XIX века.
Особенно смешны были попытки приписать создание первого паровоза Черепановым (а попытки были!). С учётом того, что Мирон Черепанов перед постройкой паровоза специально ездил в Англию для изучения уже регулярно действующей железной дороги. А паровоз, как известно, изобрёл Ричард Тревитик. Он же и построил его в 1804 году.



Сразу хочу заметить. С моей точки зрения, братья Райт и Альберто Сантос-Дюмон имеют равные права на первенство, потому что мысли их шли в разном направлении, и вклад их в дальнейшее развитие авиации равен.
Аналогично равно право на первенство в сфере радио Александра Попова (к слову, его первенство признано примерно в 60% стран мира), Генриха Рудольфа Герца и Гульельмо Маркони (который догадался объединить разработки Герца и Попова в одном приборе).

Многие вещи действительно изобрели русские (это чтобы тролли не кричали). Электродвигатель, море изобретений в металлургии, в космической отрасли и так далее. Но не всё же на свете!

Внимание, вопрос! Расскажите мне, а какие вы знаете подобные же фальсификации-утверждения? Желательно не про русских (про них и так море подборок в интернете). Например, что ещё американцы или французы приписывают себе (как космос или лампочку Эдисона), хотя они в данном вопросе далеко не первые?

  • 1
Взлет с салазок (салазки - это не катапульта) - это вполне самостоятельно. Это аналог ВПП. Большинство современных самолетов тоже умеют взлетать только со специально подготовленной ВПП, и никому в голову не приходит предположить, что они "не способны взлететь самостоятельно". ;-)

Помимо того, он мог лететь только по ветру (причём ветер должен был быть определённой силы) и имел ограничения по углу поворота. И не умел самостоятельно приземляться. У него вообще было очень много допущений, которые и повлекли за собой описанные споры. Я бы сказал, что Райты построили предтечу самолёта, а Сантос-Дюмон - самолёт.

P.S. Дима, это ты что ли?

Edited at 2013-03-18 10:45 am (UTC)

Мне недавно целую книгу подарили, в которой подобные истории разбираются, пока руки не дошли прочитать :)

А из очевидных кандидатов на попадание в список - телефон. В Канаде и, видимо, в США большинство назовет Александра Белла (канадцы его своим считают, и покажут дом, в котором было совершено изобретение), но до него было несколько человек, которых тоже называют в числе изобретателей телефона

А что за книга? Я такие истории люблю.

подозреваю, что у серобов Тесла значится единственным изобретателем радио

Тесла изобрел все вообще. В том числе и машину времени, с помощью которой изобрел все остальное, перемещаясь в нужное время в нужную точку.

Вспоминаются всякие законы Ломоносова-Лавуазье
критерии Михайлова-Найквиста
и прочая

Ой, математика. Я её боюсь :)

Спасибо. Знать свою историю необходимо.

Очень интересно, спасибо)

Спору Ньютон vs Лейбниц посвящен трехтомник Стивенсона :)

Прямо чувствуется в твоём комменте писательский слог!

автору может быть интересен вот этот сайт (без пробела посередине)
http://fakexixcentury. blogspot.ru/

многие государства, типа Китая или европейских, специально создавали фейковых изобретателей, "откапывая летописи и рукописи".

Еще можно почитать про фейковые находки антропологов, которые уже признаны фейками, но до сих пор являются ступенями эволюционной теории. (Автор Майкл Кремо)

Вы верите этому креационисту?

Год не помню...
Британская академия написала Национальной академии наук США письмо на листе металла толщиной 0,025 мм, утверждая, что это самый тонкий лист металла на свете. Американцы ответили на листе толщиной 0,0125 мм.

Edited at 2013-03-18 12:27 pm (UTC)

Остроумно :) Правда, немного из другой серии.

я помню как в детстве (80-е годы) многие говорили, что первый телевизор создал в СССР изобретатель Грабовский в 1926 г. и провёл первый сеанс телетрансляции.
Даже в википедии нашёл про него информацию:

http://en.wikipedia.org/wiki/Boris_Grabovsky

а вот что говорит русский сектор википедии про само телевидение:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Телевидение

тоесть, Грабовский, вроде как, первым осуществил приём изображения по радио в электронно лучевой трубке, ака телевизоре.

В английской же версии об этом не говорится:
http://en.wikipedia.org/wiki/Television

Что есть правда, я не знаю- не изучал тему.

Ну, насколько я помню, Грабовский был одним из многих. Официально сейчас считается, что Бэрд.

Спасибо, покопаю тему.

Могу привести любопытный пример опять же на тему родины слонов, из военной теории. Свыше полвека в СССР считали, что блицкриг придуман у нас под названием "глубокая операция", и примерно каждый второй генеральский мемуар упоминает о их авторах, Триандафилове и Свечине в описании второй половины 30-х. Тоже самое хотелось считать англичанам после трудов Фуллера и Лиддел-Гарта. Но первыми тут без умных книжек стали немцы - в плане Шлиффена, как в идее, и в реализации на полях Второй мировой, когда свели на поле боя оперативность управления, механизированные войска и их взаимодействие и т д.

А первыми разрекламировали термин "блицкриг" американцы, описывая немецкое вторжение в Польшу.

Ой, это уж слишком из твоей области фанатизма, я так далеко не забираюсь :)

И еще - ты как филателист, возможно даже что-то знаешь и сможешь написать с иллюстрациями. В 20-х годах между Италией и Францией разразилась марочная война, потому что макаронники выпустили серию марок, чтобы увековечить первенство итальянцев в аэропланах, автомобилях, катерах на подводных крыльях. Французы обиделись и выпустили свои марки, доказывая, что все это изобрели они, причем первее. Там чуть ли ни галлы летали на самолетах, а в Колизее электричество проведено было.

Гм. Чё-то ты путаешь. В 1920-е годы Италия не выпустила ни одной марки с изображением техники, не считая лодочку на одной из марок набора, увековечивавшего память Алессандро Мандзони от 29 декабря 1923 года. Примерно то же могу сказать о Франции - в двадцатые был только один комплект с самолётами во знаменование Американского легиона (15 сентября 1927 года). Так что кажется, ты всё-таки не прав.

Право не знаю.
В советское время нас учили что Черепановы создали первый русский паровоз, а не первый паровоз в мире.

Версии отличались. Меня тоже учили, что первый русский, но я встречал учебники, где было и что "первый в мире".

"Открытие Америки" сразу в голову приходит, а ещё где-то читал (или смотрел), что корейцы (кажется) японские корабли топили на деревянных подлодках задолго до изобретения немцами...

Ну, Америку всё-таки Колумб открыл, если принимать за открытие "событие, положившее начало эксплуатации". Викинги так, посмотрели, побродили и уплыли.

Про подлодки посмотрю, но почему-то мне кажется, что даже при наличии такого факта это не входит в корейскую агитационную доктрину :)

"Кто первым построил самолёт? Кто первым сделал электрическую лампочку? Кто изобрёл велосипед? Кто придумал паровую машину?"


БЕЛАРУСЫ!

  • 1