?

Log in

No account? Create an account

Парфюмерная мастерская.

Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Previous Entry Share Flag Next Entry
Улицы Амстердама
Парфюмер бросает платок
nostradamvs
К весьма интересному посту varlamov.ru о том, какой могла бы быть Москва.

Однажды в топе ЖЖ я наткнулся на вполне грамотный пост, предлагающий расширять сферу применения велосипедов как транспорта. К нему набралось 20 страниц злобных тупых комментариев, сводящихся к тому, что «я чё, зря тачку купил, как лох, на велике ездить?» (этот же аргумент приводится относительно общественного транспорта). Чисто быдлятная психология, право слово; в Европе даже очень обеспеченному человеку не проблема ездить куда-то на трамвае. Контраргументы были разные, и почти все – абсурдные. Самым глупым был аргумент «не хочу дышать газами». Человек, приводящий это в качестве аргумента, мне кажется, просто глуп. Ведь ездя на машине, он эти самые газы и производит. Меньше машин – меньше газов, всё просто.

Суть в том, что в 1960-х годах самым (или одним из самых) грязным, загазованным и набитым городом материковой Европы был вовсе даже не Париж. Им был Амстердам. Великий лондонский смог 1952 года постепенно приближался и к Амстердаму. И там произошла так называемая «революция снизу». Люди стали пересаживаться на велосипеды и требовать от властей организации велодорожек, велодвижения и так далее. Я гулял по Амстердаму три дня. От центра удалялся довольно прилично. Город не маленький, 2,5 миллиона человек с учётом пригородов. И я не видел в Европе города чище. Города, где легче дышится. Где тише и уютнее. Давайте посмотрим, как амстердамцы сумели победить:
- пробки (причём на корню!);
- загазованность;
- шум.
То есть наши любимые проблемы. Для усугубления которых в Москве делается всё, что можно: газоны асфальтируют под новые парковки, дорогие расширяют за счёт зелёных насаждений, а пешеходу отводят роль протискивающихся между грязных машин. Замечу, что я намеренно не называю улицы на снимках, хотя все названия знаю. Пусть будут абстрактными, просто как пример городской архитектуры.

Вот характерная амстердамская улица – там таких достаточно много. Одна полоса для автомобилей, велодорожки в обе стороны, с одной стороны широченный тротуар, с другой – чуть поуже. В Москве сюда бы впихнули четыре полосы для автомобилей, две туда и две сюда, да ещё бы и парковку всобачили.



Ещё более прекрасный вариант. Широченный проспект в центре, аналог Тверской. Трамвайные пути, велодорожки (люди справа по ним идут, нарушая), тротуары. Машинам сюда нельзя.





В какой-то момента власти Амстердама поняли, что единственный способ бороться с пробками – это не расширять дороги (как делают у нас), а сужать их. Искусственное сужение проезжей части затронуло весь Амстердам – от центра до самых до окраин. В центре есть одна-единственная улица с четырьмя полосами движения. Вот она:



Четыре полосы здесь позволило сделать соседство канала, вдоль которого сделали широкий тротуар (виден вдалеке, под деревьями). Велодорожки, как и везде, с двух сторон.

Типичная по ширине улочка старого Амстердама (где канала или не было, или он был засыпан). Тротуар, велодорожка, парковочная полоса, одна полоса для машин, ещё одна парковочная полоса, второй тротуар.



Та же улица ближе к центру. Парковочные полосы исчезают. Нефиг центр уродовать своими машинами. Интересно, что в Амстердами с подземными парковками плохо, потому что город на воде. Многоэтажные парковки организованы в зданиях.



Прекрасный пешеходный проспект с трамвайными путями. Трамвай едет довольно медленно и всё время гудит, чтобы не лезли под колёса.



Теперь посмотрим на набережные – в Москве их тоже хватает. Где в Москве впихнули бы две полосы, тут – одна. Плюс велодорожка, плюс тротуар, плюс широкая прогулочная часть.



Машины можно парковать только на правом берегу.



Никаких лишних заборов нет. И почему-то никто в воду не падает. А у нас как понаставят заборов.





Набережные чаще всего уже улиц, и потому тротуар иногда приходится отделять столбиками. Тут даже не влезла отдельная велодорожка, велосипедисты могут ехать по автомобильной полосе.



Ещё одна широкая улица с одной полосочкой для машин.



Перекрёсток с широкой четырёхполосной улицей, которую мы уже видели выше.



Тротуар, велодорожка, парковка, полоса, парковка, тротуар. Стандартная схема для такой ширины.



И ещё.



Другой вариант: тротуар, велодорожка, трамвайные пути, полоса, тротуар.



Дам, центральная площадь города.



Она же. Поражает корректность. Несмотря на отсутствие объёмных разделителей, машины не лезут ни на велодорожки, ни тем более на тротуары. Потому что прав на несколько лет никто не хочет лишиться. Автомобилист в Голландии – существо последнее, всегда неправый.



К площади Дам ведёт – назову эту улицу – главная улица города, Дамрак. В Москве тут было бы 4 полосы. В Амстердаме – две плюс выделенная для автобусов.



А вот совсем узкая улочка совсем старого города. Только один тротуар.



Но чаще всего подобные улочки выглядят так. Никаких машин.





Вдоль самой мощной набережной, на реке Эй, где растут современные отели, находится вокзал, идёт довольно широкая дорога, тоже четыре полосы. И, соответственно, широкая велодорожка.





По велодорожкам можно ездить на велосипедах, веломобилях, инвалидных колясках, скутерах, мопедах и вот таких машинках:



Ну и напоследок. Просто вот так.



Многие скажут: у нас же холодно! По сравнению с Амстердамом – в целом, да. Но дело в том, что в Копенгагене тоже не жара. На той же параллели, что и Москва, находится. А там – примерно так же. Просто в первую очередь от снега чистят велодорожки. Во вторую – тротуары. А водители… ну ладно, и им почистим.
Я считаю, что нужно сделать платным въезд внутрь Садового кольца как минимум. И сузить на две полосы все улицы Москвы. Что Тверскую, что Кутузовский. А то вы видели, что за ужас натворили на шоссе Энтузиастов? Срубили к фигам тополиную аллею, и убили зелёную зону, чтобы ещё расширить улицу. Но пока её расширяют, увеличивая пропускную способность на 30%, поток растёт на 45% - это же известный факт.
Поэтому единственный способ борьбы – это сужение улиц, вынуждающее минимизировать пользование автомобилями и перейти на общественный транспорт (с которым у нас, кстати, тоже не фонтан).

P.S. Мысли в дополнение. Помимо развития общественного транспорта, создания выделенных под него полос, увеличения трамвайных сетей и создания сети велодорожек, а также введения платы за въезд в центр, существует целый ряд хорошо известных способов борьбы с загрязнением и машинами, широко применяемых в разных городах мира, в том числе в таких огромных как Москва. Например, стоимость парковки в Нью-Йорке такова, что офисный планктон ездит на метро - на парковках можно разориться. И да: в Париже - при его размерах! - как и в Амстердаме, повсюду строят велодорожку за велодорожкой.

P.P.S. Для тех, кто в танке. Почти у всех голландцев ЕСТЬ машины, и машины - нужны. Которые они используют раз в неделю съездить на дачу или за покупками. У нас же люди ездят на машине даже на 500 метров почту забрать. Сужение улиц - это борьба с излишним использование автотранспорта, а не с его использованием как таковым.

P.P.P.S. Разумная дискуссия между dyk_de_bosch и p0stum.


(Deleted comment)
Ну, Амстердам - 2 500 000 реально. Просто они границы не расширяют (Париж официально тоже в пять раз меньше реального).

Но от размеров города это не зависит. Вообще никак. Любой сколь угодно большой город, имеющий улицы достаточной ширины и неячеистую планировку (то есть не Нью-Йорк и не Чикаго, скажем), можно перевести на велики.

Я могу такой же пост про Париж сделать. Количество велосипедов в Париже скоро доберётся до амстердамского. И везде есть велодорожки, и везде есть велопарковки.

Имхо, нужно развивать не парковки, а любой альтернативный автомобилям транспорт. Комфортные трамваи и автобусы с выделенными полосами, например. Электромобильчики для города.

Edited at 2012-09-17 06:37 am (UTC)

(Deleted comment)
Велосипеды - не панацея.
Кроме того. апдейт сознания - медленная вещь.

http://gfns.net/doc/gorod.shtml ;-)


Слушай, Тим, вдруг подумала - а как же Америка обходится? Правда ли, что там у каждого члена семьи своя машина, и если да, то как они все на дорогах помещаются?

Там есть несколько моментов.

1) Ячеистая планировка всех без единого исключения населённых пунктов. Это значительно уменьшает "пробочность".
2) Машин очень много, но не без "но". В Калифорнии - да, у всех своя машина. Или в Юте, где полтора человека живёт. Или в Дакоте. Но в Нью-Йорке огромное количество людей - без машин или используют их крайне редко. Все (!) клерки ездят только на метро. На Уолл-стрит у метро я с утра постоял - это прям нашествие матрицы, одинаковые клерки с кофе из-под земли выбираются.
3) Живущие в области не едут на машине в город. Машина остаётся на перехватывающей парковки, дальше - на метро или автобусе.

В целом Америка может вместить значительно больше машин, нежели Европа. С проблемой перенасященности автомобилями, с которой Европа уже столкнулась, Америка столкнётся лет через 40-50. Или не столкнётся, если к тому времени машины будут летающими.


(Deleted comment)
Автобусы вроде бы уже придумали?

Очень понравился Амстердам - чистый, уютный... В таком хотелось бы жить.

Район Москвы, в котором я живу, тоже весьма озелененный и более-менее чистый. Но много машин во дворах, узкие проезды и т.п. Так что я за преимущества Амстердама. Тем более до работы и мне, и жене рукой подать.

Но мы в этом году все-таки купили машину.

Во-первых, дача. Все нужное на себе до поезда таскать тяжело, а оставлять жалко - сопрут. А еду каждый раз надо возить - в сельпо дорого. С машиной можно отдыхать долго - в случае чего доезжаем до райцентра, там цены как в Москве и меньше.

Во-вторых, покупки. Раз в неделю выезжаем в "Ашан" и затариваемся. Конечно, еще удобней было бы получать на дом из "Утконоса", как мы и делали. Но тот в последнее время задрал цены так, что выгодней ездить на машине. А каждый день ходить в местные магазинчики некогда и опять же дороже.

В-третьих, в случае чего выехать на машине проще, чем вызвать кого-либо.

Месяц назад на даче я умудрился подставить руку под цепную пилу. Кровь и мясо... Жена сделал повязку со льдом и отвезла меня в районку, где руку зашили. А вот удалось бы дождаться скорой или попросить соседей - Бог весть (был вечер понедельника)...

Так что теперь я смотрю на Варламова, Каца и иже с ними как на утопистов. Вот если бы была недорогая служба дачного такси. А сужать улицы вообще садизм.

И даже если проекты осуществить удастся, что делать с теми, кто недавно купил машину? Обложить еще одним утилизационным сбором?

А голландцам, наверно, дачи нафиг не нужны (не коноплю же выращивать:-)) - в таком уютном городке-то.

Почти у всех голландцев ЕСТЬ машины, и машины - нужны. Которые они используют раз в неделю съездить на дачу или за покупками. У нас же люди ездят на машине даже на 500 метров почту забрать.

В Копенгагене бывает -20? Офигеть.
Пересади на велосипеды ЗИМОЙ в Москве хотя бы треть своих знакомых - тогда поговорим.

Для зимы - общественный транспорт.

А вот я, например, поддерживаю, так сказать, общий вектор. Все Тим в это раз правильно написал.

Однако дальше надо думать о решении конкретных проблем, а вот тут очень много сложностей - теоретически решаемых, но на практике это зверский объем работы, нынешней России не по силам.

У нас таки действительно посложнее, чем в Амстердаме. Климат, мать его... Даже в Копенгагене зима отнюдь не русская. И даже в Стокгольме каком-нибудь. У них климат морской, по-настоящему убийственных морозов не бывает. Поэтому хочешь-не хочешь, а лисапеты у нас - транспорт сезонный.

Теоретически и эта проблема решаема за счет развития альтернативных видов транспорта, прежде всего - общественного, но увы - см. последнюю фразу второго абзаца.

Так что я вынужден оставаться пессимистом - от транспортного коллапса Нерезиновку спасут только массовые расстрелы:)

Я езжу на работу на велосипеде. Обычно до октября/ноября. Можно было бы перейти и на зимний режим, но наши зимние тротуары уж совсем грустные. Кстати, это быстрее, чем общественный транспорт. Вижу таких же, как я - утром полусонных на байке. Слышу разговоры коллег - вот если бы ездить было удобно... Наблюдаю тенденцию увеличения числа велов на улице последние 5 лет - сейчас их все больше и больше, по нарастающей.
Имхо: если бы была инфраструктура, люди бы охотнее переходила на байки. Не все, не массово, но количество велосипедистов росло бы в геометрической прогрессии.
И второе - да, я руками/ногами за идею отдавать центры городов под приоритет общественного транспорта и пешеходам/велосипедистам. И за многократное увеличение этого самого общественного транспорта.
Когда реально окажется, что добраться от дома до работы на веле или автобусе быстрее и дешевле, чем на машине - люди будут менять привычки.
P.S. Мне 40 лет, я женщина, на веле ездила и работая преподом в универ, и теперь в айтишную контору. Так что слова "это для подростков" и "как же мне в костюме на велосипед" - пустые доводы. было бы желание.

очень люблю ездить на велосипеде, но по проезжей части откровенно боюсь!
вот если бы были велодорожки по всему городу и велопарковки - с удовольствием бы ездила :)
вот реально ли это осуществить в наших городах - не знаю: слишком многое нужно менять, в том числе и в сознании людей...

спасибо за изумительные фотки: Амстердам очень понравился :)

Так думают очень многие: было бы - ездил бы.
Но нету-у-у-у :((((((

Сам летом иногда приезжаю на работу на велосипеде.
1. Очень опасно переходить дорогу. Особенно после рабочего дня - народ просто валит на машинах ничего не видя и никого не замечая.
2. На работу приезжаешь банально вспотевший и весь в пыли. Душ, естесственно, принять негде. Я обтираюсь мокрым полотенцем в туалете, коллеги смотрят на меня как на сумашедшего.
3. Велосипед, как правило, оставить негде. У меня просто есть на 1м этаже складская комнатенка, загоняю туда. Велики угоняют только так, а на ржавом говне мне и самому кататься не хочется.
4. Если после рабочего дня хочешь успеть еще куда-то по своим делам, то с велосипедом это часто становится проблемно.

Уверен, что все минусы можно перечеркнуть, есть велосипедистов будет больше. По этому надо терпеть и приобщать людей к движению. Чем нас будет больше, тем охотнее нам будут уступать, появятся и дорожки, и парковки и т.д.

1 и 3 пункты убиваются без проблем именно перепланировкой и созданием инфраструктуры.
2 пункт мне в определённой мере странен. Езжу нередко на велосипеде, и как-то вроде нормально. Просто не гоню, а именно еду. Но в целом и этот пункт исчезает после уменьшения количества машин и, соответственно, улучшения экоситуации.
4 пункт - да, конечно. Поэтому машина-то нужна, - но именно когда она нужна :)

Во-первых, очевидная неувязка, не высказал разве ленивый - 2,5 млн. с пригородами и 12 млн. без учёта незарегистрированных это большая разница.
Во-вторых, да, холодно! В Копенгагене, между прочим, в диком виде растут такие растения, которые в Крыму дохнут от холода. Сама видела. И минус двадцать по два месяца кряду там не бывает. А эти два месяца тоже надо как-то жить и передвигаться по городу. Увы.
В-третьих, растояния. Ни Амстердам, ни Копенгаген по величине до Москвы не дотягивают. Скорее Стокгольм похож на Москву - там тоже растояния ого-го какие. Я даже в страшном сне не представлю себе ехать из Медведково на Красногвардейскую на велике. Пусть даже и по самому зелёному городу мира. Но я ж сдохну пока доеду. А как же работа, которую я собиралась там делать?
Давайте реально смотреть на вещи. Да, я всеми руками и ногами за велодвижение! Не подумайте чего другого. Но надо быть реалистом, а не утопистом. От автомобилей ни в коем случае нельзя так просто отмахиваться. Они нужны для зимы как минимум, а вообще-то и для дальних переездов из одного конца города в другой. Вот закроете Вы центр, а где обещанные хорды, где четвёртое транспортное? Всем на третье? Да оно и так стоит. И не говорите мне об общественном транспорте - машину купила исключительно чтобы не ждать по полчаса, ждать, что уже зубы стучать отказываются от холода, а ты всё ждёшь и ждёшь, этого ... автобуса. Который приедет, а у него печка не работает. Бррр.
Собственно, основная мораль - прежде чем что-то перекрывать надо сначала что-то сделать, предложить альтернативу. Те же дорожки, переезды через ж/д (важно!), ну и велопарковки (в последнюю очередь, т.к. всегда есть к чему прикрепить, а вот ехать не всегда есть где). А то, уже было, про разроем до основанья, а затем мы наш мы новый мир построим ))) Вы сначала постройте!

Давайте будем реалистами. Пост не только о велосипедах, но и об общественном транспорте, который заменит и велосипеды зимой, и скостит расстояние - когда это будет европейский хорошо организованный транспорт (трамвая я ни в одном городе Европы никогда не ждал более 5 минут). В Медведково садимся на трамвай, едем центр, там на парковочке нас ждёт наш велосипед, на нём в своё удовольствие докатываемся до работы.

P.S. Ну и да, вот Париж, 12,5 миллионов, весь город в велодорожках, велопарковках и выделенных линиях общественного транспорта. А улочки в Париже-то поуже московских будут.

Edited at 2012-09-17 08:51 am (UTC)

Велосипед - это прекрасно. Я сам велосипедист, и на дачу на велике доезжаю быстрее, чем брат на машине, например. Но пересаживание Москвы на велосипеды - это фантастика, мне кажется. Во-первых климат, зимой всё таки холодновато, хотя я, например, и зимой езжу. Во-вторых менталитет. Наши люди ещё не наигрались в машинки. Для многих машина - вещь обязательная, подтверждение некого статуса. Предмет роскоши. Это ещё с советских времён тянется, когда машину было не так просто купить, даже при наличии денег. И многие согласны каждый день стоять в пробках по несколько часов, но обязательно в своей машинке!

Менталитет ломается элементарно. Пока удобно на машине - едут на машине. Как только удобней станет на трамвае - сядут на трамвай.

Основная проблема велосипедов...

Низкая скорость, и как следствие - низкая пропускная способность велодорожки. Про комфорт, климаты, ливни там всякие молчу... Имхо, более разумный вариант - удешевление аппаратов типа Renault Twizy, они при компактности и комфорте в непогоду могут развивать разумную скорость.

Re: Основная проблема велосипедов...

Насчёт низкой пропускной способности ты ошибаешься очень круто. Потоки огромные, пропускная способность со скоростью тут не связана, она значительно выше даже, нежели у автодороги.

Трамваи! Пусть будут трамваи!

Очень люблю велосипед, но он не помещается в моей однушке. Пока мужа не было, помещался, а теперь или муж или велосипед. Спускать и поднимать его по ступеням в квартиру проблематично. В лифт он не помещается. Дома не приспособлены. Для начала нужны широкие холлы и неворующие прохожие, потом уже дорожки.

Нет. Сначала нужны дорожки. Потом холлы. Потому что дорожки без холлов работают, а холлы без дорожек нафиг не сдались :)

Яки горад-прыгажун, хачу туды паехаць!

Глядзеу на здымки и успаминау Львоу. Вы были ва Львове, Тим?

Нет. Предвосхищая ваш следующий комментарий: нет, я туда пока не собираюсь, советовать не надо :)

Тим, опять двадцать пять. Надо нафих из Москвы повыгонять лишнего народа, сделать так, чтобы отсюда уезжали, а не приезжали из провинций. А для этого надо, чтобы пробки были, ад, угар и содомия. И на зачищеном месте строить новые велопарковки :)

Тоже верно, чё сказать. Поэтому всю эту прекрасную инфраструктуру надо делать не только в Москве, чтобы повышать привлекательность провинции %)