nostradamvs (nostradamvs) wrote,
nostradamvs
nostradamvs

Category:

Как путешествовать по Шотландии: подробный ликбез

Прежде чем завершить серию отчётов про Шотландию историей о том, как мы ездили на Лох-Несс во время самого жуткого урагана за последние полвека, я расскажу вам ещё одну полезную штуку.
После покатушек по Франции я написал пост «Как передвигаться по Франции на поездах: подробный ликбез». Судя по тому, что мне до сих пор приходят письма с просьбами ответить на тот или иной вопрос на эту тему, пост по сей день пользуется успехом. С тех пор, видимо, многое изменилось, но базовые вещи остались прежними.
Итак, теперь – пост номер два. Как путешествовать по Шотландии: ликбез для туриста.

У Шотландии есть два коренных отличия от Франции. Во-первых, она маленькая. А во-вторых, она необыкновенно организованная и чёткая. С юга на север её пересекают две дороги – А82 из Глазго в Инвернесс и А9 (переходящая в М90) из Инвернесса в Эдинбург.
Но нас в первую очередь интересуют железные дороги и автобусы.

Пункт 1. Первым делом перед путешествием обязательно нужно зайти на сайт www.travelinescotland.com. Поверьте, больше вам ничего не нужно. Никакие другие сайты.
www.travelinescotland.com содержит в себе полную, без исключений полезную информацию по расписаниям абсолютно всего транспорта Шотландии – от паромчиков к необитаемым северным островам до метро Глазго, от автобусов Эдинбурга до электричек куда угодно. Сначала кликаете в меню на Plan your Journey и видите справа таблицу с вопросами:
- Where are you travelling from? (откуда вы едете? - отвечаете, можно указать точный адрес до номера дома)
- Where are you travelling to? (куда вы едете? - тоже указываете точный адрес)
- Where are you travelling via? (через что вы хотите проложить маршрут – я не пользовался этой опцией, так как удобнее предоставить сайту самостоятельно найти оптимальную дорогу).
Далее указываете Leave after или Arrive by (выехать после стольки-то/приехать ко стольки-то) выбираете дату и время. Дальше можете поставить галочки на тех транспортных средствах, которые для вас предпочтительны. Я этим пользовался, чтобы путешествовать именно поездом – снимал пункт Coach (междугородний автобус). Выбирать оператора нам не стоит, так как мы туристы и в их операторах не разбираемся. Пусть сайт сам найдёт.
В Additional Options можно указать свою скорость пешего движения, чтобы сайт рассчитал время, которое вы затрачиваете, идя с одной остановки к другой при пересадке. А также ограничить расстояние максимального пешего хода и так далее.
И – Search!
Например, мы хотим из Эдинбурга в Стерлинг, отправиться после 08/03/201215:00. Если мы не указываем точного адреса, считается автоматически от центра до центра города. Нам выдаёт три варианта маршрута:
- автобусом за 1 час 9 минут, отправление в 15.05
- автобусом с одной пересадкой на поезд за 1 час 3 минуты, отправление в 15.11
- поездом за 53 минуты, отправление в 15.31
Мы можем посмотреть детали по каждому маршруту. Чтобы посмотреть более ранние или более поздние маршруты, нужно кликнуть по соответствующим кнопкам (Earlier/Later Journeys).
Итак, мне нравится третий маршрут. Кликаю на детали. Мне указывают точное место отправления поезда (Edinburgh Rail Station, можно тут же посмотреть на карте) и прибытия поезда (Stirling Rail Station). Ну вот и всё. Теперь достаточно прийти в указанное место в указанное время – и мы в пути. И так вся Шотландия.

Пункт 2. Покупка билетов и поездка на поезде. Это тут много проще, чем во Франции. Нужно прийти на вокзал на 15 минут до поезде, подойти к кассе и купить билет. С отсутствием билетов мы не сталкивались (хотя допускаю, что на очень популярных маршрутах в часы пик может и не быть, но маловероятно). Все железные дороги в Шотландии частные, поэтому операторы пускают море поездов. Мы ездили по маршрутам Эдинбург – Глазго, Эдинбург – Стерлинг и Глазго – Эдинбург. В аэропорт из центра Эдинбурга ходит отличнейший экспресс, кстати, каждые 5 минут, оплата на месте.
В общем, париться с заказом билетов через интернет не стоит, имхо. Правда, есть один момент. Предположим, сели вы в поезд. Над сиденьями в поезде – маленькие монохромные экраны с информацией. И, в общем, написано на таком экране над вашим местом, например, «Reserved from Blackburn». Это значит, что поезд будет по пути останавливаться в городе Блэкбёрн, и кто-то в этом городе это конкретное место через интернет забронировал. Так что лучше с самого начала выбрать место без такой пометки, потому как иначе придётся в Блэкбёрне пересаживаться, уступая место законному обладателю.
Поезд из Эдинбурга в Стерлинг выглядит так:





Поезд Эдинбург – Глазго (или, например, Глазго – Инвернесс) просто чуть подлиннее. Внутри все одинаковые. Страна маленькая, ночных путешествий тут никто не планирует. Ну разве что, например, из Инвернесса аж в Лондон.
Поезд внутри:



Билет простой как веник, я его даже не фотографировал. Ничего заранее компостировать не нужно, пройдёт контролёр и прокомпостирует.

Пункт 3. Путешествие по стране с туристической фирмой: www.rabbies.com. На самом деле, турфирм, возящих по Шотландии, море. Так как там замок на замке помноженный на замок, история богатейшая, островов множество, туриндустрия живёт неплохо. В последний день нашего шотландского трипа мы решили покататься по стране – от Глазго до Инвернесса и обратно по другой дороге.
Набрали множество рекламок разных фирм, выбрали две самых адекватных. Так как до турцентра Глазго нам было 10 минут ходьбы, мы решили не покупать тур по интернету, а зайти и посоветоваться с человеком в турцентре. Он нам порекомендовали компанию www.rabbies.com и был совершенно прав. Право слово, если будете путешествовать по Шотландии, воспользуйтесь их услугами.
Потому что у них есть такая штука как Garanteed Departures, которой у других может и не быть. Даже если вы явитель на тур в одиночестве, то тур всё равно будет, и дополнительных денег с вас не возьмут. Так получилось и с нами. За день до нашего путешествия на Лох-Несс был штормовое предупреждение. А в день путешествия был проливной дождь и штормовой ветер. Водителям рекомендовали не выезжать на дороги. Когда мы добрались до Лох-Несса, обратную дорогу завалило в общей сложности 85-ю деревьями. Мы видели, как они падают. Мы видели око урагана – в самом центре, крошечный участок голубого неба среди мятущегося ветра.
Нас было двое, потому что остальные испугались. А наш водитель, Майкл, честь ему и хвала – сделал всё, что мог. Он проехал весь маршрут, он героически рассказывал нам и показывал разные штуки, пока штормовой ветер (я боюсь вам называть эти цифры, такого вообще не бывает) вырывал руль у него из рук, был весел, жизнерадостен. И ещё он прекрасно знал и любил историю Шотландии. За день он нам рассказал столько всего, что мы теперь почётные шотландоведы.
В общем, www.rabbies.com – это гарантия, зуб даю.
Майкл! Как жаль, что ты не можешь это прочитать! :)



В общем, путешествовать по Шотландии легко и приятно! Дерзайте!

Оглавление путешественных заметок с фотографиями и можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала.
Tags: Полезное
Subscribe

  • Переиздание "Легенд неизвестной Америки"

    Кстати, чуть не забыл. В Facebook написал, а в ЖЖ - нет. Но не все же FB читают. Мой роман "Легенды неизвестной Америки" переиздан в АСТ. В новом…

  • "Эверест": официально

    Ладно, теперь можно. Говорят, что терпение и труд всё перетрут. В моём случае поговорку можно расширить до состояния "Терпение, труд и Николай…

  • Книжный развал 2017 года

    Так, друзья. Надо подвести книжные итоги года. Поскольку написанный в 2014 году роман "Эверест" до сих пор издателя не нашёл, а принцип "не писать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments