nostradamvs (nostradamvs) wrote,
nostradamvs
nostradamvs

Category:

Как передвигаться по Франции на поездах: полный и подробный ликбез

Внимание! Обратите внимание на дату написания материала. За прошедшей с тех пор время что-то могло измениться.

Сразу и без предисловий скажу, что железнодорожный транспорт во Франции прекрасен и не чета нашему ни по скорости, ни по комфорту. Это как небо и земля. Но в нём есть свои маленькие подводные камешки, которые неприятно находить самому, зато очень приятно знать заранее.

Мы совершили в общей сложности 11 переездов: Париж – Орлеан, Орлеан – Париж, Париж – Лярош-Мижен, Лярош-Мижен – Дижон, Дижон – Лион, Лион – Марсель, Марсель – Нарбонна, Иль-Журдэн – Тулуза, Пибрак – Тулуза, Тулуза – Бордо, Бордо – Париж. Мы видели забастовку, опоздание поезда и его отмену. Мы покупали билеты у кассиров, в автоматах и по интернету. Мы познакомились с разницей в ценах в зависимости от времени покупки. Мы поговорили с контролёрами и справочными. И теперь мы – сами себе справочная. А заодно – и вас.

На всякий случай сразу приведу несколько мифов о французской железной дороге.
Миф 1. Во Франции ходят только TGV. Нет: TGV составляют не более трети (если не меньше) поездов огромной системы французских железных дорог.
Миф 2. TGV летают со скоростью 350 км/ч. Нет: они летают только по специальным скоростным трассам, которые составляют около 15% дорожного полотна. По остальным дорогам они ездят точно с той же скоростью, что и другие поезда – не более 200 км/ч (все поезда во Франции ездят в 2-3 раза быстрее наших).
Миф 3. Билеты страшно дороги. Нет: они дороги только за день до отъезда. За 2 недели билеты стоят дешевле, чем наша плацкарта.
Миф 4. В поездах приходится стоять, они набиты. Нет: французские поезда почти всегда полупустые.

Итак, пошаговая инструкция со всей подноготной.

1. Как купить билеты на SNCF – через интернет, в автомате, в реале

Абсолютно весь железнодорожный транспорт Франции, кроме метро и трамваев, подчиняется организации SNCF – Société Nationale des Chemins de fer Français (Национальная компания французских железных дорог). У этой организации очень удобный и чёткий сайт: http://www.sncf.com/. Но нас интересует вовсе не он, а его подраздел по продаже билетов. На самом сайте попасть на него можно путём клика справа, заполнив небольшую форму, но прямая ссылка на продажу билетов SNCF вот: http://www.voyages-sncf.com/.

Итак, мы на сайте http://www.voyages-sncf.com/. Справа находится форма. Форма очень умная, двух первых букв названия города достаточно, чтобы она выдала выпадающий список, откуда легко выбрать пункт отправки или назначения. Заполняем:
Départ – выбираем город, откуда отправляемся.
Arrivée – пункт назначения
Aller le – выбираем число по календарику.
à partir de – показывать поезда этого числа начиная с данного времени.
Trajets directs – ставим галочку, если нужны только беспересадочные маршруты. Но я ни разу галочку не ставил, потому что между всеми более или менее крупными городами есть прямые маршруты через каждые полчаса

Далее следует выбор между 1-м и 2-м классом. Сразу утверждаю: не переплачивайте, берите 2-й класс. Хотя разница в цене не очень большая – от 5 до 25 евро где-то в зависимости от поезда. Но и внутри отличий почти никаких. 2-й класс во Франции – это комфортные самолётные кресла (только мягкие и большие), индивидуальные мусорки, столики, иногда розетки, места для багажа. 1-й класс – то же самое, только в цветочек :)

Обратите внимание, что в форме есть ещё пункт Retour le – это выбор поезда на возвращение. Если вы выбираете поезда туда-обратно, то суммарно заплатите меньше, чем если покупать по отдельности. На оба поезда будет выдан один билет. Ниже я приведу внешний вид билета – там есть графы для указания поезда туда и поезда обратно. Мы поезда «обратно» ни разу не выбирали, хотя могли взять в Орлеан – просто стормозили :)
Дальше мы выбираем пассажира. В один-единственный билет можно вписать целых 6 (!!!) пассажиров. Тут существуют возрастные категории: 0-3 года, 4-11 лет, 12-25 лет, 26-59 лет и 60 и более лет. У нас было: я старше 25, Таня – младше. Соответственно, некоторые билеты ей выходили дешевле, чем мне. Впрочем, ненамного – но сэкономить можно.
Отдельно отмечу: никто возраст нигде не проверяет! Поэтому если вы выглядите более или менее на 25, покупайте более дешёвый билет, никаких проблем :) Но, конечно, если взрослый бородатый мужик будет пойман с детским билетом на 4-11 лет, он огребёт штраф.
Кроме возраста, ничего заполнять не нужно – вы же не француз. Это у них всякие карточки скидок и пенсионные можно указать в остальных графах.
Ну и всё – кликаем REZERVEZ.

Мы попадаем на страницу со списком поездов, близких к указанному времени. Я, например, вбил Париж – Бордо, 28 июля, около 7.00. Мне выдало список из поездов на время 06h05 07h10 07h10 07h40 07h50 07h50 09h10. Можно посмотреть последующие (Trains suivants) или предыдущие (Trains précédents). Под таблицей – расшифровка, подробно о каждом поезде. В табличке также указана продолжительность пути.

Теперь важный момент: как формируются цены. Демонстрируем на примере. Я выбрал маршрут Париж – Бордо на послезавтра относительно того дня, когда пишу этот пост (30 июня). Стоимость поезда TGV, идущего в 7.50 составляет 69,80 евро на одного человека во 2-м классе. Дорого? А теперь посмотрим тот же поезд, но на месяц вперёд (например, 22 июля). И алле-оп! 40 евро ровно. То есть мы можем сэкономить 30 евро, если будем покупать билет заранее.
Формирование цены билетов зависит от следующих факторов:
- насколько заранее вы покупаете билет;
- на какой день вы покупаете билет – праздник, или выходной, или будний, или, например, день проведения ЧМ мира по регби в том городе, куда едете.
Поэтому:
1. Если вы знаете точно, что 22 мартобря едете из Лиона в Тулузу – купите билет прямо сейчас, не скупитесь. Вы сэкономите минимум 10 евро, максимум – 50 евро. Немало, правда?
2. Если вам неважно, ехать ли 22 мартобря или 23-го, сравните цены в эти два дня. Отличия будут почти наверняка, можно сэкономить 5-20 евро.

Цвета прямоугольников с ценами обозначают для удобства ценовые категории. Самые дешёвые – оранжевые, средние – синие, самые дорогие – серые. Зелёным цветом отмечены билеты со скидками – они обмену и возврату не подлежат либо подлежат с потерей денег.
Повторяю: никакой разницы в комфорте и классе вы не почувствуете, по какой бы цене вы ни купили билет. Цена зависит от комфорта только в плане выбора между 1-м и 2-м классом. Я подробно расскажу о классах ниже.

Оплата возможно несколькими способами. Вы выбрали нужный поезд, поставили галочку напротив него, нажали VALIDER CET ALLER – и получаете более подробную информацию о поезде. Тут можно проверить все данные, поставить галочку на включение в стоимость страховки (как и у нас). Здесь же над данными о поезде могут быть указаны особые условия. Наиболее частым условием является фраза о том, что билеты на поезд продаются без мест. Не бойтесь этого – почти на всех маршрутах, кроме популярного направления Марсель – Нарбонна, мы ехали в совершенно пустых вагонах.
Ещё раз кликаем VALIDER и получаем список опций, которые доступны для оплаты и бронирования этого билета (Choisissez comment retirer votre billet).
Существует несколько вариантов:
Service e-billet – вы оплачиваете билет карточкой прямо сейчас, и это электронный билет. Вам достаточно распечатать его на принтере. Эта функция доступна далеко не для всех поездов, только для TGV, и то не на все маршруты.
Borne Libre Service – вы оплачиваете билет здесь, в интернете, и забираете его в автомате на вокзале. Имейте в виду – забрать можно только вставив в автомат ту же банковкую карточку, которой оплачен билет. Автоматы есть не на всех вокзалах (в скобках к этой функции указано, где можно забрать).
Envoi gratuit par courrier – вы оплачиваете билет здесь и сейчас, и в течение 4-х дней вам его доставляет курьер. Мы таким не пользовались.
Gare ou boutique – вы оплачиваете билет здесь и сейчас, а потом забираете у девушки в «живой» кассе на вокзале. Нужно иметь с собой ту же карточку, которой оплачен билет. Так мы покупали билеты Париж – Орлеан и Орлеан – Париж. Очень удобно. Про очереди (которых нет) и очень приятных девушек я расскажу отдельно и ниже.
Option: Réservez dès maintenant et confirmez votre billet avant le (06/07/2010 à 08h33) – самая удобная функция, мы пользовались ей для покупки остальных билетов. Вы бронируете билет здесь и сейчас и ничего не платите. А потом выкупаете по номеру брони у девушки на вокзале или в автомате. Нужно только знать номер брони.

Номер брони – это шестизначный набор символов, например 5ZG80R. Его нужно выписать на бумажку или распечатать в любом случае, кроме покупки е-билета. Мы пришли к девушке на вокзале и дали ей бумажку с восемью номерами брони – из них два номера были уже оплачены, а 6 – просто забронированы. Девушка сама во всём разобралась, выдала нам оплаченные билеты (по предъявлении банковской карточки, с которой они были оплачены), а потом посчитала, сколько мы должны за забронированные билеты. Отмечаю: цена на сайте указана абсолютно реальная и финальная до единого цента; никаких дополнительных сборов и налогов нет, и она не изменится в зависимости от того, как и где вы покупаете билет.

Не беспокойтесь о том, что вы о чём-то забыли: каждая ваша покупка в 100% случаев приходит в виде подтверждения на указанные е-мейл. Это очень удобно. В письме указано, какой поезд вы забронировали или купили, указаны даты, до которых нужно выкупить билет в случае брони, наконец, указаны коды бронирования и покупки. Более того, если вы забыли о том, что нужно выкупить билет, за 24 часа до истечения срока бронирования вам придёт напоминание.

Итак, дело вроде как сделано: у нас есть код брони, билет или оплачен, или нет. Далее мы приходим на вокзал (или в любую кассу SNCF в городе), чтобы его обрести на самом деле. Мы прилетели в аэропорт Шарля де Голля, откуда в Париж идут подземные электрички RER, также входящие в систему SNCF. Увидев очередь человек из 60, мы немного офигели: кайф ли стоять в такой очереди – уставшим, только прилетевшим… У нас представляете на вокзале в такой очереди сколько стоять? Час, два, три?
Очередь из 60 человек мы стояли от силы минут 10. Она двигается с дикой скоростью, потому что там всё грамотно организовано. Одна, единая очередь идёт ко всем кассам одновременно. Касс работает от двух до пяти (может и больше – это сколько мы видели). Девушки (реже – парни) в кассах говорят на французском и английском, приятно улыбаются, обслуживают молниеносно, чётко, со знанием дела, отвечают даже на самые глупые вопросы ничего не понимающих иностранцев.

Билеты можно приобрести и без предварительного бронирования в интернете. Точно так же: подходите к автомату или девушке в кассе и указываете, когда и куда хотите поехать. Это менее удобно, чем по сети, и чуть дольше. Но в целом тоже легко. Мы так покупали билеты из Иль-Журдена в Тулузу. В автомате покупали билеты из Пибрака в Тулузу, тоже легко и быстро, с карточки оплачивать можно. Имейте в виду: автоматы в подавляющем большинстве случаев не берут купюры – только карточки и монеты.

В общем, мы получили могучую стопку билетов. Изучим билеты внимательно.

2. Как выглядит билет и что с ним нужно делать

Итак, перед нами обыкновенный билет на поезд SNCF.



Обратите внимание на самую верхнюю строку: BILLET a composter avant l’acces au train – билет обязательно нужно прокомпостировать перед тем, как садиться в поезд. Компостер выглядит вот так:



Компостеров на каждом вокзале пруд пруди – и в самом здании вокзала, и на перронах, и на платформах, их сложно не заметить. Засовывать билеты можно любой стороной. Если компостер отказывается пробивать билет, нужно засунуть иначе – каждый компостер на свой лад, закономерности мы не обнаружили.

Для чего нужно компостировать? А очень просто. Обратите внимание на строку utilizable du 16/06 au 15/08/2010. То есть билет, купленный на конкретный поезд 16 июня, действителен на любой поезд, движущийся по этому маршруту вплоть до 15 августа. Естественно, использовать билет можно только один раз. Когда билет прокомпостирован, на нём появляется вот такая метка:



Тут обозначен вокзал, где билет прокомпостирован, дата и время. Всё, теперь билет действителен на любой поезд по указанному маршруту, но только в течение того дня, когда произведено компостирование. И вы не сможете, вернувшись из путешествия, совершенно спокойно сдать билет, по которому вы проехали (просто контролёры ходят не всегда – об этом я расскажу ниже).

Но вернёмся к изображению билета. На нём, естественно, указано время и место отправления и прибытия (верхний левый прямоугольник). Там же указан номер поезда (в нашем случае 17621) и тип поезда (в нашем случае TRAIN – поезд обыкновенный, не TGV и не TEOZ). В верхнему правом прямоугольнике указан класс (второй). Нижние прямоугольники предназначены для указания данных для поезда на возвращение – если вы покупали билет на путь туда-обратно.
Далее слева указана цена на человека, а справа – итоговая цена.

На самом верху слева указан пассажир. На вышесфотографированном билете это TIMOFEY/SKARENKA. Также указано 01ADULTE – это значит, что билет действителен для одного взрослого (26-59 лет). Но тут бывают и варианты. Рассмотрим другой билет )это билет на TGV из Тулузы в Бордо):



Обратите внимание, что класс поезда – TGV. А вот в квадрате с именем пассажира указано 02ADULTE – это значит, что данный билет предназначен для двух взрослых пассажиров (на TGV скидок для категории 12-25 лет не существует). Кроме того, в правом квадрате появилось указание сидячих мест и вагона (VOITURE 10 – вагон, PLACE ASSISE 83, 87 – сидячие места 83, 87; 02COULOIR – два места не возле окна). Если бы было одно у окна, второе не у окна, было бы указано 01COLOIR, 01FENETRE.
Кроме того, обратите внимание на цену на человека и на суммарную стоимость.

В билетах, купленных на вокзале, а не по интернету, и не с банковской карточки, а за наличные, фамилия пассажира не ставится вовсе:



Наконец, последний момент. Предположим, я на свою фамилию покупаю два места на поезд, на который есть скидки для категории 12-25 лет. Значит, в один билет меня и Таню вписать уже нельзя. Тогда выдаётся два билета. Один – как самый первый Париж – Дижон. Второй вот такой:



Обратите внимание, что справа вверху указано TIMOFEY/DEUX – это значит, что билет куплен на имя Тимофея, но едет по нему второй человек. Он тоже ADULTE, но на 1,5 евро дешевле, потому что молодой адюльт. Кстати, тут тип поезда – обратите внимание – INTERCITES.

Кстати, билет, купленный в автомате на мелкий местный маршрут, выглядит совершенно иначе. Вот так:



Но это такой же полноценный билет на TER, просто местного сообщения. Мы так ездили по маршруту Пибрак – Тулуза.

Ещё важный момент, связанный с билетами. По дороге из Парижа в Дижон с нами произошло приключение. Мы едва-едва успели к поезду, отходящего от вокзала Париж Берси в 7.20, прибежали за 10 минут до отправления, а поезд – опа, опаздывает. Сначала на 10 минут, потом на 20, а потом на табло засветилось SUPPRIME, то есть «отменяется». Мы побежали к столику информации, и нам объяснили, что машинист…проспал! Он просто не явился на работу, потому что ему вчера не сообщили, что он поставлен на этот утренний поезд. Разгильдяи! Можно было дождаться следующего поезда (в 9.20), но мы решили поискать приключений и сели на поезд до станции Лярош-Мижен, где якобы можно было пересесть на поезд до Дижона и добраться быстрее. Тут выяснилось, что билет действителен даже на несколько последовательных поездов, если вы едете с пересадками. Так и добрались.

3. Как сесть на поезд и что делать внутри

Ну что ж, билет есть, мы на вокзале. Что делать теперь. Путь по-французски будет «voie», навигация на всех вокзалах организована великолепно. Пути могут быть пронумерованы цифрами (1, 2, 3…), а могут – буквами (A, B, C…) в зависимости от станции.
Табло на каждом вокзале – много, на каждом углу. Сложно найти место, где можно присесть и при этом не видеть одно из табло. Есть табло главное – большое, как у нас, где-нибудь в главном холле, и множество небольших мониторов. Синие мониторы указывают поезда на прибытие, зелёные – на отправление. Если ж/д-вокзал совмещён с вокзалом автобусным, то рядом висят ещё мониторы прибытия-отбытия автобусов (например, в Дижоне).
Дожидаемся момента, когда появится путь, куда прибывает наш поезд (этой дурацкой системы «платформа-путь» там нет, только номер пути, и этого с гаком достаточно), идём туда. По дороге компостируем билет в любом встреченном автомате. Если на билете есть вагон и места, садимся в указанный вагон. Но чаще всего их нет. Кстати, из Тулузы в Бордо места были указаны, но мы сели там, где нам было удобнее – поезда полупустые.
Номера вагонов указаны на дверях, причём они небольшие, нужно заглядывать, если двери открыты (а открываются они внутрь). Номера мест меняются от поездки к поездке – над сидениями или между ними есть жидкокристаллические экранчики с указанием номеров мест в данном случае.



Единственный набитый поезд (даже в проходах народ стоял) был поезд Марсель – Нарбонна. Это была система Corail TEOZ. Как я посмотрел в Интернете, TEOZы чаще всего именно такие, потому что ходят по популярным маршрутам. Лучше брать билеты на TER (на билетах обозначены как просто TRAIN), на INTERCITES или на TGV.
По дороге поезда делают остановки. Сразу отмечу, что TGV идёт ничуть не быстрее TER или любого другого. Все поезда во Франции очень скоростные. Контролёр проходит один раз за весь маршрут, то есть между некоторыми остановками можно проехать, так контролёра и не увидев. Например, контролёра не было за всю дорогу Бордо – Париж ни разу (могли схимичить, не компостировать билеты и сдать их – но, правда, только в Бордо, в точке прибытия сдать билет не получится; это сделано именно во избежание мухлевания).
Как только поезд трогается, по нему проходит служащий SNCF (ещё не контролёр) в форме. Если вы забыли или не успели прокомпостировать билет и не хотите огрести штраф, окликните его, он для этого и идёт. Он посмотрит на ваш билет и распишется на нём вручную, плюс штампанёт печать – это равнозначно компостированию. При нас так «компостировали» билет одной пассажирке.
Контролёры проверяют, прокомпостирован ли билет. Если нет – возьмут штраф. Небольшой: при нас с немцев, которые были не в теме, взяли по 10 евро с человека. Но всё равно неприятно.
Контролёр пробивает в билете маленькую круглую дырочку. Но на маршруте Лион – Марсель перед самым Марселем контролёры прошли второй раз и пробили дополнительное отверстие в виде звёздочки. Дырочку можно высмотреть на одном из билетов, фотографии которых приведены выше. Звёздочку я вам не покажу :) Мы не очень поняли, почему так произошло. Скорее всего, это популярный маршрут (лето, юг, море), и на поезда садится много безбилетников, требующих дополнительного контроля.
Возраст пассажира контролёры не проверяют вообще. Можно смухлевать и получить небольшую скидку. Я не знаю, что произойдёт, если контролёр застанет пассажира с билетом на 2-й класс в 1-м классе. Но в любом случае после прохода контролёров можно смело в 1-й класс пересаживаться, тем более оба класса находятся в одном вагоне и разделены лишь стеклянной дверью, не более.
Разница между классами почти никакая. Разве что пространства для ног чуть больше (хотя тоже сомнительно), плюс электронное табло светится (оно и из 2-го класса прекрасно видно). Сиденья в обоих классах одинаковые – плюшевые, комфортные, с подголовниками. Пространства для багажа достаточно или на полках вверху, или внизу между сиденьями. Столики индивидуальны.
Ну ладно, как выбирать поезд, я вам чуть дальше расскажу.

4. Какие бывают поезда и чем они отличаются друг от друга

Всего на сайте SNCF можно купить билеты на поезда ряда различных систем:

1. TER (Transport express régional) . Это самый распространённый тип поезда, который включает в себя чёртову уйму подтипов. TERами мы ехали по маршрутам Париж – Лярош-Мижен, Лярош-Мижен – Дижон, Дижон – Лион, Лион – Марсель, Иль-Журдэн – Тулуза, Пибрак – Тулуза.
Несмотря на слово «региональный» в названии TERы ходят везде – и между департаментами, и через всю Францию. Несутся они с той же скоростью 200 км/ч, что и TGV на большей части маршрутов. Едут они бесшумно (во Франции – бесстыковые рельсы), комфорт внутри прекрасный.
Есть два типа вагонов TER – старые, где есть деление на классы.



Мы ехали двумя типами вагонов такого «подвида».
В первом – купешки по шесть сидячих мест. Место для багажа – наверху. Места для ног – предостаточно. Туалет – очень ухоженный, красивый, в конце вагона.





Во втором – просто кресла-самолётки. Или одно за другим парами, или друг напротив друга через столик (мы и так, и так ездили). Места для багажа – как наверху, так и внизу между сидениями что-то вроде больших полок для тяжёлых чемоданов немалых размеров.





Другой тип вагона – двухэтажный. В этом вагоне, помимо понтовых туалетов, есть работающие розетки – индивидуальные для каждого кресла. Можно поставить на столик ноутбук и работать. Если у вас крупный багаж – садитесь на первый этаж, там предостаточно для него места. Есть даже специальные крюки для подвешивания велосипедов (!!!). На втором этаже места для багажа не много, но мы свои чемоданы просто положили на соседние сидения, никто и слова не сказал.



За перегородкой – 1-й класс.



Контролёр совершенно спокойно смотрит и на спящих поперёк сидений людей, и на чемоданы на сиденьях – ему это безразлично. Тем более вагоны всегда полупустые.
Окна во всех вагонах большие и очень удобные для обзора пейзажей.



Наконец, бесклассовые вагоны фирмы Bombardier. Это понты-понты. Огромные панорамные окна, мегакомфорт, понтовый «умный» туалет», футуристический дизайн. В некоторых вагонах такого типа есть диванчики для желающих поспать (и спят – я видел).







Плохо то, что покупая билет на TER, вы не угадаете, поезд и вагон какого типа вам попадётся. В принципе, они все хороши, но на Bombardier ехать вообще круто до неимоверности.
TERы ходят иногда вовсе одним вагончиком (как мы из Пибрака в Тулузу ехали) – по коротким маршрутам менее 100 километров. Несутся они – повторюсь – не медленнее легендарного TGV.
Какой вагон будет в вашем TER, зависит только от того, к какому региональному представительству принадлежит тот или иной поезд. Во французской Википедии по адресу http://fr.wikipedia.org/wiki/Transport_express_régional можно посмотреть все региональные представительства – там есть таблица. Всего их 22. Мы пользовались услугами TER-Bourgogne и, кажется, TER-Midi-Pyrénées. Если вас это очень колбасит, можете полезть на сайт каждого представительства и уточнить тип вагона. Но поверьте – все они хороши.

2. TGV (Train à Grande Vitesse) . Легендарные французские TGV оказались даже менее комфортными, чем TER. Мы ехали ими два маршрута: Тулуза – Бордо и Бордо – Париж. В последнем маршруте не работали индивидуальные розетки (хотя были). Внутри вагоны обычные – самолётные кресла, места для багажа и внизу, и вверху, всё удобно.



В 80% случае TGV не развивают своей прославленной скорости 300 км/ч и тем более рекордной 515 км/ч – просто по причине того, что у них есть остановки, и даже без остановок они проносятся по населённым пунктам, где нельзя так лететь. Со скоростью 300 км/ч мы ехали всего один участок от Тура до Парижа, где рядом была автомобильная трасса, и нам казалось, что машины на ней стоят или ползут как черепахи. Остальное время TGV идёт с обычной скоростью 120-200 км/ч, как и TER. Поэтому не напрягайтесь с выбором поезда – берите на удобное для вас время, не обращая внимание на тип.
В отличие от TER, при посадке на TGV указан номер вагона и место. Тем не менее мы его не соблюдали, потому что поезд был полупустой, и мы сели там, где нам удобно.





TGV тоже имеет местные разновидности – TGV Lyria, TGV Family и так далее. Они зависят от региона, к которому приписан поезд; некоторые типа курсируют между Францией и другими государствами. Мы ездили двумя типами – классическим TGV и iDTGV. Разницы не было никакой, даже цвет салона один и тот же. iDTGV отличается только тем, что это частная компания, а не государственная!

3. Corail Téoz. Единственным маршрутом, преодолённым нами на «теозах» был Марсель - Нарбонна, и это было зло. Вообще всё нормальное – такой же комфортный вагон, как в TER, есть разделение на классы, самолётные кресла, места для багажа сверху и снизу. Но в данном конкретном случае поезда был набил под завязку вплоть до стояния в проходах.



Ехал Téoz с такой же скорость, как TER или TGV. Места и номер вагона у нас были. В общем, следите в Téoz, чтобы заказать билеты с местами, а то придётся стоять в проходе или занимать свободные.

4. Intercités. Таким поездом мы ехали из Парижа в Орлеан и обратно. Никаких отличий от TER я не заметил.



Собственно, это и есть TER, только для передвижений на малые расстояния – до скольки-то там километров. Система отделена от TER в 2006 году.

5. Что такое забастовка работников железной дороги

Работники железной дороги во Франции регулярно бастуют. В частности, уже на обратном пути мы попали в самый разгар забастовки, которая началась 23 июня в 20.00 и закончилась 25 июня в 6.00 утра.
Ровно за 24 часа до начала забастовки ко мне на е-мейл пришло оповещение с извинениями о том, что в этот промежуток времени поезда во Франции будут ходить через пень-колоду. Оповещение приходит всем, у кого на эти сроки забронированы или куплены билеты. Мы сильно волновались сначала (потому что 25-го числа у нас был самолёт из Парижа, а мы ещё торчали в Тулузе и ещё даже не выехали в Бордо), но всё оказалось очень просто.

Утром 24 июня у нас был поезд в Париж. Поэтому ещё вечером мы подскочили на вокзал Бордо и зашли в отдел информации.
Отделы информации на всех вокзалах и просто в городе обозначаются большой буквой «i» , их сложно не найти. Система очереди – как и в кассах. Работает, скажем 5 операторов, к ним – общая очередь, которая движется очень быстро. Операторы могут дать совершенно любую информацию – вплоть до того, как добраться куда-то по городу.
Более того, во всех кафе, ресторанах, гостиницах есть стенды организации туризма, а в каждом городе есть центральный и локальные Центры Туризма, где можно совершенно бесплатно взять карту города, схему общественного транспорта, путеводители по достопримечательностям и прочие полезные штуки
. Но я отвлёкся.
Итак, мы подошли к информации, и необыкновенно вежливый оператор нам объяснил ситуацию. Он сказал, что примерно половина поездов по причине забастовки отменена, но, конечно, работники SNCF не могут оставить простых граждан без возможности добраться до работы или до родственников. Поэтому остальные поезда ходят. Наш поезд на 8.27 отменили, но поезда на 6.50, 7.22 и 10.22 остались. Мы сели на 6.50: в случае забастовки можно по своему билету ехать даже на поезде более раннем, чем тот, на который приобретён билет.
В Париже в это же время бастовало метро. На каждой станции на экранах вывешивались извинения и информация о том, сколько поездов ходит по каждой линии. Например: «на линии ходит 5 поездов из 7» или «на линии 11 ходит 2 поезда из 3». В общем, поезда ходили не каждый 3 минуты, а каждые 4-5. Ох, трагедия-то какая.

В общем, забастовок там бояться нечего. Ну не уедете на своём поезде – уедете через час. Не проблема.

Собственно, на этом и всё. Надеюсь, вы не потеряетесь в дебрях железных дорог Франции. Удачи!

Tags: Полезное
Subscribe

  • Переиздание "Легенд неизвестной Америки"

    Кстати, чуть не забыл. В Facebook написал, а в ЖЖ - нет. Но не все же FB читают. Мой роман "Легенды неизвестной Америки" переиздан в АСТ. В новом…

  • "Эверест": официально

    Ладно, теперь можно. Говорят, что терпение и труд всё перетрут. В моём случае поговорку можно расширить до состояния "Терпение, труд и Николай…

  • Книжный развал 2017 года

    Так, друзья. Надо подвести книжные итоги года. Поскольку написанный в 2014 году роман "Эверест" до сих пор издателя не нашёл, а принцип "не писать…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 72 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • Переиздание "Легенд неизвестной Америки"

    Кстати, чуть не забыл. В Facebook написал, а в ЖЖ - нет. Но не все же FB читают. Мой роман "Легенды неизвестной Америки" переиздан в АСТ. В новом…

  • "Эверест": официально

    Ладно, теперь можно. Говорят, что терпение и труд всё перетрут. В моём случае поговорку можно расширить до состояния "Терпение, труд и Николай…

  • Книжный развал 2017 года

    Так, друзья. Надо подвести книжные итоги года. Поскольку написанный в 2014 году роман "Эверест" до сих пор издателя не нашёл, а принцип "не писать…