Парфюмерная мастерская.

Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Previous Entry Share Next Entry
Дух экстаза Элеанор Торнтон
Парфюмер за работой
nostradamvs
Мало кто не слышал эту историю, но вряд ли кто знает её настолько детально. И вряд ли кто знает, что все русскоязычные источники банально ошибаются, излагая ход событий. Итак, у лорда Джона Уолтера Эдварда Скотта-Монтегю, барона Монтегю оф Беллью (John Walter Edward Douglas-Scott-Montagu) было много страстей. Среди них был его Rolls-Royce и его секретарь и любовница Элеанор Веласко Торнтон (Eleanor Velasco Thornton).



Дух Экстаза

Она родилась в 1880 году в Стокуэлле, Великобритания, а в возрасте 22 лет, в 1902 году стала личным секретарём лорда Монтегю (ему было на тот момент 36 лет, он был знатен, красив и богат). Но собственно бароном Беллью он стал чуть позже – после смерти отца в 1905 году. Сложно было скрывать любовную связь юной Элеанор и барона, потому как уже через год «секретарства» она родила от него дочь. Дочь получила от тайного отца много денег, гувернанток, нянь и дом, а барон по прежнему любил свою Элеонору. Он бы на ней женился, если бы не был женат.
Женился он чуть раньше, в 1889 году на девушке его статуса – Сесилии Виктории Констанции Керр, дочери маркиза Лотианского. Он заседал в парламенте Нью-Фореста, затем перебрался в Палату Лордов всего Соединённого королевства, в общем, жизнь текла хорошо. Вот он, кстати:



Ну, как уже говорились, лорд очень любил не только женщин, но и автомобили. Например, он первым стал издавать автомобильный журнал The Car.
Монтегю особенно любил «Ройс-Ройсы». В 1907 году он, как известный автомобильный энтузиаст, лично открывал новый завод Rolls-Royce в Осмастоне, Дерби. Именно он торжественно дёрнул рычаг и включил на заводе электричество.



Рабочих было, кстати, 200 человек. Позже, в 1908 году Монтегю принял участие в 1000-мильной гонке на своём Rolls-Royce Type 70 40/50HP – и выиграл её. Автомобиль получил имя собственное – «Dragonfly», «Стрекоза». Вот она:



У лорда Монтегю был также Rolls-Royce Silver Ghost 1910 года выпуска – собственно, он его в том году и купил. И ему совершенно не улыбалось иметь такой же «Роллс», как у ещё десятка всяких лордов. И Монтегю решил заказать себе не только кузов и так далее (в то время кузов заказывался отдельно от шасси), но и особую статуэтку на капот.



Он обратился к своему другу, скульптору Чарльзу Робинсону Сайксу (Charles Robinson Sykes), чтобы тот сделал ему персональную эмблему. Сайкс относился к тому избранному кругу людей, которые знали о любви между лордом и Элеанор – именно он разработал дизайн статуэтки и предложил Элеанор роль модели. Работал Сайкс иллюстратором в журнале The Car, издаваемом лордом.
Впрочем, не только дружба с лордом связывала Сайкса с этой парой. Суть в том, что он тоже любил мисс Торнтон.
Статуэтка получила название «Шёпот» (The Whisper). Да-да, вовсе не «Дух экстаза». Она представляла собой полуобнажённую женщину в развевающейся тоге, которая прикладывала указательный палец к губам. Палец, приложенный к губам, символизировал тайну. То ли тайну любви лорда и секретарши, то ли тайную любовь к ней самого Сайкса.



Кстати, тут оговорюсь, что статуэтки на капотах автомобилей называются «маскоты» - от английского «талисман». Например, олень на «Волгах» был именно маскотом, а не «значком», как его называли у нас.
В том же 1910 году лорд Монтегю уже гордо рассекал просторы на своём «Роллсе» с маскотом на капоте. А так как он был не просто автолюбителем, а одним из пионеров автомобильной культуры, издателем и членом палаты Лордов, на его инициативу обратило внимание руководство компании Rolls-Royce.
В какой-то мере Сайксу повезло. Дело в том, что сэр Фредерик Генри Ройс был категорически против каких-либо маскотов (а в то время почти все машины несли на капотах статуэтки). Он считал, что это разрушит строгую «фирменную» линию радиатора машины и поставит её в ряд других таких же. Но именно тогда, в первой половине 1910 года он тяжело заболел – это был уже рецидив желудочной язвы, доктора обещали ему максимум полгода жизни (он прожил ещё 22 года).



Поэтому временно он не работал и в компании не присутствовал. А Чарльз Стюарт Роллс в июле 1910 года погиб в авиакатастрофе. В итоге третьи лица, управлявшие компанией, приняли решение сделать статуэтки для всех «Роллсов» поголовно.
«Третьим лицом» был управляющий директор компании в отсутствие основателей – Клод Джонсон (Claude Johnson).



Его заказ звучал просто: что-либо более грациозное и эффектное, нежели «Шёпот», чтобы подходило всем «Роллсам», а не сугубо машине Монтегю. Буквально заказ Джонсона звучал так: «…показать настоящий дух «Роллс-Ройса, скорость в абсолютной тишине, неподвижность в полёте и удивительное сочетание огромной энергии и живого организма невероятной крастоты…» Как пример, Джонсон привёл Сайксу «Нику» из Лувра.



Но Ника Сайксу не нравилась. В его голове была только Элеанор. И он попросил её позировать для новой статуэтки, которую он назвал «Дух скорости». Нет, нет, не «Дух экстаза». Только он никак не мог придумать аннотацию для «Роллса» к такому названию – и переименовал её в тот самый «Дух экстаза». Он написал: «Это грациозное маленькое божество, Дух Экстаза, которая избрала путешествие по дороге, как величайшее озарение и нашла своё место на носу «Роллс-Ройса», дабы вдыхать ветер и слышать музыку колышущихся занавесей…» (формулировка буквальная, что он имел в виду под занавесями, сложно сказать).



Впрочем, Джонсон «проверил» Сайкса и раньше. Он заказал ему оформление фирменного каталога «Роллс-Ройс» за 1910 год. Впоследствии Сайкс оформлял ещё не один каталог фирмы. Вот одна из иллюстраций:



Конечно, Ройсу сказали, что на его машинах появился маскот, но он…не поверил. Он был лежачим и не мог увидеть свои машины на тот момент. «Это владельцы заказывают сами…» - говорил он. Джонсон аккуратно поддерживал в Ройсе эту версию.
Первая статуэтка появилась на капоте заводской машины в феврале 1911 года. Её изготовил в своей мастерской лично Сайкс и подписал: «Чарльз Сайкс, февраля 1911 года». Более того, после этого Сайкс получил пожизненный заказ: изготовление маскотов, чем и занимался вместе со своей дочерью Йо вплоть до смерти (умер он, кажется, в 1948 году).



Все статуэтки были подписаны автором.
После того, как Ройс поправился, статуэтки стали уже настолько ассоциирующимися с маркой, что удалять их было нельзя. Ройс настоял, чтобы их устанавливали опционально, по желанию заказчика. 90% заказчиков требовали этой опции. До 1914 году статуэтки делались из серебра, но затем перешли на более дешёвую никелированную сталь. Впрочем, посеребрить или позолотить маскот входило в опции при заказе машины. А можно просто отлить из серебра или золота.

А что же Элеанор Торнтон? Она умерла. В 1915 году году она сопровождала сэра Монтегю в его поездке в Индию на лайнере «Персия».



30 декабря 1915 немецкая подводная лодка U-38 торпедировала британский лайнер у побережья острова Крит. Жертвами кораблекрушения стали, по меньшей мере, 330 человек из 501.



Пароход затонул всего за пять минут, поэтому люди не успели пересесть на шлюпки, подвешенные к бортам. До самого последнего момента крушения сэр Монтегю держал за руку Элеанор Торнтон, но затем огромная волна ударила их и разъединила. Его спас надувной жилет, прилагавшийся к его генеральской форме. Его подобрал итальянский корабль и по пути в Англию лорд имел возможность прочитать в газетах свой собственный некролог. Элеанор Торнтон осталась на дне моря – и в его сердце.
Когда он вернулся в Британию, он установил в память о ней памятную доску в своей родовой церкви. В 1919 году его супруга умерла, и годом позже 54-летний Монтегю женился снова на 25-летней Элис Пэрл, и в 1926 году родился его единственный сын.
Впрочем, лорд тоже умер не своей смертью. 30 марта 1929 года он погиб в автокатастрофе, а титул унаследовал его 3-летний сын. Элис Монтегю, вторая жена, умерла в 1996 году в возрасте 101 года.

В 1934 году Сайкс снова вернулся к образу своей возлюбленной, создав по её образу спортивную версию статуэтки – более низкую и обтекаемую, чтобы она не мешала водителю на большой скорости. Эта версия появилась всего на трёх моделях, после чего «Роллс-Ройс» отказался от неё в пользу первоначальной. Другой версией статуэтки была The Flying Lady – её чуть больше согнули, чтобы сделать менее ломкой.
Проницательные журналюги дали статуэтке говорящее прозвище «Ellie in her Nightie», «Элли в ночнушке», которое, как ни странно, дожило до наших дней, хотя Элли уже сто лет как на морском дне.



Не так давно был анонсирован фильм «Серебряный призрак» - о истории лорда Монтегю и Элеанор Торнтон. Предварительная дата выхода фильма – 2013 год, в роли лорда – Кристиан Бэйл.

Полный список историй можно посмотреть в оглавлении моего Живого Журнала.

  • 1
Очень хороший рассказ.

Спасибо. Познавательно.

прелестная рассказка. спасибо

Спасибо, всегда очень приятно вас читать.

Трогательно.

Остается добавить, что эти маскоты на капоте какого угодно автомобиля десятилетиями являлись источником повышенной смертности при наезде на пешехода. Посему в наши дни их многие автокомпании предпочитают не ставить. Но об истории их ниего не знал, за это спасибо.

P.S.: современные данные говорят о 334 погибших. Ну и конечно же на фото не U-38, а роде типа IXD но я не обращаю на это внимание :)

Да, я знаю, что они являются источниками повышенной смертности. Но я считаю, что винить во всём маскоты - глупо, поскольку статистика смертности не говорит о том, выживали бы люди, напоровшиеся на маскот, если бы его не было. Может, их точно так же плющило бы об капот. Если бы я делал машины, я бы их ставил, потому что красиво.

"Роллсы" хитрые. Сегодня такой недомаскот у них на капоте, утопленный. Кстати, эта заметка у меня выросла из копания в истории маскотов как таковых.

А данные по источникам колеблются от 325 до 349, потому я и написал "по меньшей мере". Точно сложно сказать. Вики говорит, что это она: http://en.wikipedia.org/wiki/SM_U-38


У современных Роллсов Дух Экстаза вообще скрывается под капотом, там механизм специальный :) водитель может убрать его по желанию нажатием кнопки, а так же он автоматически прячется в случае аварии.

Спасибо, кэп :)

Спасибо, прочитала с огромным интересом!

  • 1
?

Log in

No account? Create an account