nostradamvs (nostradamvs) wrote,
nostradamvs
nostradamvs

Categories:

Удивительные факты о московском метро

Когда, друзья мои, вы едете в метро, вы рассматриваете станции. Или не рассматриваете. Это неважно. Факт в том, что московское, питерское, киевское, минское, нижегородское, казанское, харьковское метро – красивы. Каждая станция имеет свой облик, над ней работали скульпторы и художники, её разрабатывали дизайнеры и так далее. Но многих фактов о метро вы не знаете. И не узнаете никогда, если не будете слушать наше радио, «Радио Похухоль». Итак, сегодня речь пойдёт о метрополитене.

Смоленские пчёлы

Я думаю, многие москвичи и гости столицы, проезжая по станции метро «Смоленская» Филёвской линии, обращали внимание на «соты», которым облицованы стены станции. «Радио Похухоль» провело подробное расследование и выяснило происхождение этих «сот».



Станция «Смоленская» была открыта 15 мая 1935 года, и тогда в этих сотах жили самые настоящие гигантские пчёлы. Они собирали пыльцу по всему метрополитену того времени и копили мёд в стенах «Смоленской». Такой проект был разработан советскими учёными-селекционерами Петром Макаровичем Пилотовым и Александром Никифоровичем Сидорчуком. Впоследствии Сидорчук был репрессирован – в частности, из-за неудачи проекта.
Гигантские пчёлы вида Apis mellifera gigantis были выведены специально с учётом особенностей подземной жизни. Раз в день по линии проезжал специальный медосборный поезд с черпалками. Метрополитеновцы-медосборщики, одетые в жалозащиные комбинезоны вычерпывали накопленный мёд, который фасовался и поставлялся в магазины. Проект был экспериментальным – впоследствии планировалось перевести всю линию на медоносное дело.



Но возникли трудности. Нет, пчёлы не жалили и даже не пугали пассажиров. Наоборот, привлечённые ароматом мёда, пассажиры пытались зачерпнуть мёд сами, а дети прыгали прямо не пути, чтобы всласть нализаться сладкого продукта. Участились смертельные случаи на рельсах – как от ударов током, так и от ударов поездом. В итоге в 1937 году при расширении Садового кольца и сносе южного вестибюля «Смоленской», была проведена капитальная реконструкция станции, в ходе которой все пчёлы были вывезены, а соты – закупорены пробками, которые мы и видим сегодня. Желтоватые потёки на шестигранниках – это следы халатно смытого тогда и окаменевшего мёда. Если у вас есть возможность, вы можете попытаться отодрать кусочек, растопить его и лизнуть. Это вкус прошлого, друзья мои.

Арбатские звёзды

Ни для кого не секрет, что наземный вестибюль станции «Арбатская» Филёвской линии при виде сверху представляет собой пятиконечную звезду, да ещё и красного цвета. Большая часть источников сходится на том, что данная форма принята ввиду того, что поблизости располагался Наркомат Обороны (впрочем, он и сейчас там располагается, только сменил название на «министерство»). Но это не так.



Станция была открыта, как и «Смоленская», 15 мая 1935 года. Дело в том, что в те трудные годы СССР был заинтересован в налаживании отношений с максимальным количеством государств мира. Одним из таких государств была Турция. Как известно, флаг Турции был установлен в 1923 году, но законодательно утверждён у 1935 году ещё не был. Советский Союз хотел не только словом, но и делом поддержать турецкий народ в борьбе против эксплуататоров (напомним, что султанат уже был свергнут и воцарилась республика).



Именно поэтому вестибюль был выдержан в красном и белом – национальных цветах Турции. Естественно, планировалась и основная застройка – Турецкий Центр в Москве. Как мы видим на флаге Турции, послужившем «планом» строительства, огромное здание в форме полумесяца должно было расположиться на месте кинотеатра «Художественный», который подлежал сносу как морально устаревшее здание времён империализма.
Тем не менее, бюрократия, связанная с утверждением проекта, тянулась вплоть до 1941 года. Официально Турция во время II мировой войны держала нейтралитет, но косвенно всё же принимала участие на стороне Германии. Это окончательно испортило отношения СССР и Турции, и проект Турецкого Центра был закрыт. О былой дружбе народов нам напоминает лишь пятиконечный вестибюль станции метро «Арбатская».

Революционные статуи

Конечно, самой красивой станцией московского метрополитена является «Площадь революции» Арбатско-Покровской линии. Все помнят 76 скульптур, изображающих героических советских людей, многие касались рукой полустёртого носа овчарки, которую держит на поводке пограничник.



Широко известным фактом является то, что в 1941 году с началом Великой Отечественной войны скульптуры были эвакуированы в Среднюю Азию, но мало кто знает, что они шли туда своим ходом. Дело в том, что автор статуй, скульптор Матвей Генрихович Манизер, был также талантливым инженером. В процессе работы над скульптурами, он снабдил их электромоторами и сервоприводами, намного опередив своё время и сделав их подобными современным японским роботам ASIMO.
О скрытых возможностях фигур знало весьма ограниченное количество людей, в том числе Иосиф Виссарионович Сталин и Анастас Иванович Микоян. Изначальная идея Манизера состояла в том, чтобы полностью исключить преступность на станции и использовать статуи в качестве стражей порядка. На испытаниях статуя революционного рабочего успешно поддевала штыком винтовки карманников и барсеточников. Но высшие органы запретили афишировать возможности статуй, предполагая использовать их только при крайне необходимости – например, в военных действиях в метрополитене.
Тем не менее, единственным прецедентом движения статуй было именно то самое «шествие» в эвакуацию. Все 80 статуй (на тот момент на станции присутствовали ещё статуи Ленина и Сталина работы того же Манизера, демонтированные в 1947 году при реконструкции) своим ходом отправились в тыл.



Как выяснилось, статуи не были рассчитаны на длительную эксплуатацию в экстремальных условиях, и потому обратно их везли уже на повозках, разобранных на части: ни одна уже не могла двигаться самостоятельно. Только то, что каждое изображение было продублировано четырежды (или дважды как в случае с пионерами и пионерками), позволило снова воссоздать первоначальный вид статуй. Но механические их внутренности были навсегда утеряны.

Вот и всё, дорогие радиослушатели. Ждите новых репортажей «Радио Похухоль» и успехов вам во всех ваших начинаниях!

Напоследок рекомендую к прочтению безумно интересный пост про портреты Сталина в московском метро. А стихи у меня не пишутся, ибо кризис на дворе, причём творческий. Ну да будут писаться, куда денусь.

Tags: Псевдонаучные факты, Радио Похухоль, Словоблудие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments