?

Log in

No account? Create an account

Парфюмерная мастерская.

Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Previous Entry Share Flag Next Entry
О детской литературе
Парфюмер выливает духи
nostradamvs
Все книги, которые взрослые считают детскими, можно разделить на две основные категории – для детей и про детей. Например, книжка «Незнайка в Солнечном Городе» - и для детей, и про них. Ребёнку эту книгу читать занимательно и весело, а взрослому как-то не слишком интересно. Конечно, сейчас найдётся комментатор, который скажет, что до сих пор перечитывает «Незнайку» по три раза в месяц, но я ему сразу отвечу: вы – редкое исключение.
Многие взрослые не понимают, что между книгами для детей и про детей есть разница. Это черта присуща, пожалуй, только советским взрослым и детям, которые родились у советских взрослых, то есть где-то до 1991 года.

Приведу пример, чтобы не быть голословным. Когда мне было лет 8 (читал я к тому времени довольно много – «Три мушкетёра» и «Тома Сойера» уже точно умял), мама порой покупала мне книги, которые заметно отличались от моих понятий об интересной книжке. Но мама считала их полезными и детскими – то ли по той причине, что их издавала «Детская литература», то ли потому что в её детстве детской книжкой считался Лев Кассиль (ужас, да).
Самым страшным кошмаром из всего был Альберт Лиханов. Бабушка с мамой, в один голос приговаривая, какая это отличная детская книга, подсунули мне повесть «Мой генерал».
Суть в том, что это про детей. Но никак не для. Детям это читать нельзя ни в коем случае, ни за какие коврижки или грехи.

Под одеялом я читал Роберта Шекли и Гарри Гаррисона (которых чуть тайком от мамы подсовывал мне папа, прекрасно понимая мои вкусы). Но на моём столе лежало это, не побоюсь этого слова, говно под названием «Мой генерал». Я осилил его за два месяца (примерно за это же время я проглотил «Стальную крысу» и четыре тома Майна Рида). Мама сделала вывод, что Лиханов мне понравился и купила ещё одну его книгу под названием, кажется, «Семейные обстоятельства». Эту муть я осилить не смог. Точно помню, что был маленький локальный скандал, связанный с моим отказом давить в себя бессмысленный набор слов.
Позже, через много лет, я понял, что эту книгу стоит читать лет в 35-40. Но никак не в восемь. Хотя недавно я её случайно увидел, открыл, поморщился и поставил на полку. Будь она моя – выбросил бы. А так – магазинная.

Другим кошмаром моего литературного детства был сборник, в котором были повести Иванова «Его среди нас нет», Киселёва «Девочка и птицелёт» и какой-то шедевр Искандера. Как же я этот бред мучил. Даже с собой на дачу возил, чтобы мама с бабушкой видели, что я это читаю, а не сразу в мусор выбрасываю. Под полой рубашки был, кажется, Фармер.
Про Кассиля я молчу. Ничего страшнее для ребёнка, чем дать ему Кассиля, я представить не могу. А ведь, чёрт побери, эти книги считались вполне себе для детей. И ещё мама пыталась мне подсунуть жуткую муть под названием «Динка прощается с детством» - это я тоже не смог читать. То есть даже и не пытался, просто поставил на полку подальше. Был и ещё целый ряд литературных потуг советских писателей, которые теоретически предназначались детям. Нагибин, помню, кошмарный ужас, я не осилил.

К чести моих родителей, могу сказать, что они не слишком навязывали мне литературу. Я читал то, что находил на полках – от Чейза до Оруэлла. Что-то мне нравилось, что-то – нет. Что-то я понимал гораздо позже, спустя много лет.
Было два пристойных советских детских писателя (я не имею ввиду откровенно детских – Носова, например, я имею в виду «пограничных») – Аркадий Гайдар и Юрий Яковлев. Чёрт его знает, но мне это нравилось.

На этом фоне я готов простить даже «Гарри Поттера».

P.S. В комментах вспомнили ещё пару вещей, которые считались детскими, таковыми не являясь. Например, "Детство", "Отрочество" и "Юность" Льва Толстого.


(Deleted comment)
Ну, в общем-то проще всего по тэгу "аналитические статьи" в ЖЖ. Хотя они устаревают, конечно.

На вкус и на цвет все фломастеры имеют свой аромат :)
Но в целом верно.
Интересно, а кому предназначена категория "про детей"? Родителям?

Честно говоря, у меня нет ответа на этот вопрос. Наверное, да. Хотя не уверен, что это хорошие книги. Их авторы вообще не понимают, имхо, детской психологии.

ууу...да, Девочка и птицелет тоже в ряду моих кошмаров. Помню я с удовольствием читала "Человека-амфибию" и "три мушкетера", а мама меня уговаривала на "Дорога уходит вдаль", которую вообще было невозможно читать...

О, единомышленники! Я думал, этот ужас никто больше не читал.

(Deleted comment)
Ну, Майна Рида я раз в два года целиком перечитываю. Как раз это время подходит, кстати. Это гениальный источник знаний о быте, фауне, обычаях тех мест и времён, о которых он писал. "Всадника без головы" я могу бесконечно перечитывать. И "Квартеронку".

А Верна я никогда не любил :)

(Deleted comment)
(Deleted comment)
Не так давно раскопал "Денискины расссказы" Драгунского. Действительно, "книга для детей и их родителей". Что в детстве, что сейчас - читается отлично.

Да, Драгунского-то я и забыл. Это хорошая книжка, очень хорошая.

а Крапивина куда отнесете?)
я, кстати, любила и Кассиля тоже) а Верна так и не осилила ни одной книги до сих пор

Фу-у-у. Крапивина меня тоже заставляли читать. Ненавижу искренней ненавистью :)

Меня в свое время очень впечатлила статья Святослава Логинова О графах и графоманах или Почему я не люблю Льва Толстого на эту же тему.

Вот пару цитат из неё:

"Писать для детей надо как для взрослых, но гораздо лучше. Взрослый, наткнувшись на плохую книгу, пожмет плечами и отбросит поделку. Ребенок беззащитен перед графоманом, плохая книга может его просто-напросто покалечить."

"Гением является тот человек, который пишет для взрослых как для детей. Александр Сергеевич Пушкин не создал ни единой строки, адресованной детям, однако, все его сказки, даже такая взрослая вещь как "Руслан и Людмила", немедленно стали детским чтением. Значит, в русской литературе имеется по меньшей мере один несомненный гений."

Самая офигенная цитата - это:

Писателя прежде всего следует оценивать по тем его произведениям, что адресованы детям. Можно как угодно относиться к Гоголю, Тургеневу или Достоевскому, но они строчки не написали для детей, и ваше мнение останется вашим личным мнением, от которого у этих писателей ничего не убавится и не прибавится. (Для справки: я нежно люблю Гоголя, весьма холодно отношусь к Тургеневу, а Достоевский, по-моему, слишком страшен, чтобы любить его книги, и слишком громаден, чтобы оценивать его терминами: Нравится -- Не нравится).

Вообще, Логинов очень замечательный, один из самых умных и приятных людей, с кем мне доводилось общаться. Правда, я ничего его не читал а он моё - читал. :)

Кстати, ещё, про литературу про детей. Буквально вчера узнал, что в штатах проходят "Повелителя мух" в школе в возрасте примерно 10-11 лет.

Ужас. Я вот до сих пор не осилил.

Но честно говоря, пусть проходят. А то все ругают американцев, мол, глупые.

(Deleted comment)
Странно.
Лев Кассиль для меня никак не вписывается в этот описанный вами ужасный ряд "книг для детей". Чтобы не впасть в субъективизм, попытаюсь объяснить.
Есть чисто советский феномен "детского" - этакая веселенько-назидательно-кислая халтура: "Ералаш", фильмы про Электроника и Алису, фильм "Мэри Поппинз", 2-я серия "Бременских музыкантов", "Спокойной ночи малыши", всякие мультики про нерадивых школьников и воспитывающих их ходячих тетрадок в клеточку...
Сюда же можно отнести и совковую детскую литературу. К ее отличительным особенностям относится... как бы это сказать получше: какая-то внутренняя уверенность в том, что стихийное развитие ребенка допустить нельзя. Что ребенок без взрослых вырастет плохим. И что чем больше раз мы повторим ребенку слова "добро", "красота" и "честь", то тем лучше мы станем. В этих книжках мало веселых подробностей, мало юмора и совсем нет веселого абсурда, который так нравится детям. Зато полно морали, взрослых переживаний и устало-ироничного взгляда на мир. В эти каноны, например, прекрасно вписывается Агния Барто (меня в детстве от одного имени тошнило, не знаю почему), а, например, Хармс - не вписывается.
Лев Кассиль, возможно, и был одним из родоначальников этого стиля. Но его книжки все же другие. "Кондуит и Швамбрания", по крайней мере, совсем другая...

Барто - это для самых-самых маленьких. Её хорошо 2-3-летним читать. В 6-7 лет - уже поздно, меня бы тоже тошнило :)

А Кассиль именно что родоначальник и предвестник этого советского стиля детской литературы. Он писал - для взрослых. А его давали детям. Почему - сложно сказать.

А советские детские фильмы я искренне ненавижу, честно. "Электроника" так и не осилил, фу-у. Самая пакость - это про Алису и миелофон, тоже не сумел досмотреть. Ощущаю себя американцем.

Кассиля любил. Не в 8-9 лет, а попозже, но читал добровольно и с удовольствием. Не "Кондуит и Швамбранию" только, а что-то другое — не помню уже, библиотечное.
Пантелеева ("Республика Шкид" который) читал в школе в охотку. Четырехтомник его у нас был.
Часто перечитывал Каверина "Два капитана", Рыбакова — трилогию "Кортик"/"Бронзовая птица"/"Выстрел" и про Кроша.
А любимый писатель среднешкольного периода — Анатолий Алексин. Хотя трудно его назвать детским, скорее все же про детей. Я, наверное, исключение по твоим меркам.
В начальношкольном же детстве любимой книгой была "Сказки среди бела дня" Витковича и Ягдфельда (там три повести было: "Сказка о малярной кисти", "Сказка среди бела дня" и "Кукольная комедия").
Ну и фантастику почитывал, конечно, все время.

Каверин - буэ-э чудовищное. Не смог прочесть, хотя бабушка мне рассказывала мне не раз, какая это прекрасная книга. А "Кортик" прочёл, как ни странно, и с удовольствием.

Блин, я походу единственный марсианин, которого не зацепили в детстве "мушкетёры".
Зато я запоем читала Марка Твена, Майн Рида, Рафаэля Сабатини и Редьярда Киплинга.
А из наших - Крапивина, помнится, любила очень. И даже сейчас могу читать) Не говоря уж о вышеперечисленных.

Киплинга не люблю. "Маугли" ещё куда ни шло, ну и сказки. У него мало детских произведений.

А Сабатини я обожал про Блада, но прочитав "Скарамуша", разочаровался и больше не брался.

был такой питерский писатель - Николай Внуков. в подростковом возрасте - самое то. во всяком случае, после одной его книжки я несколько месяцев вместо сна глядел по ночам в бинокль на Луну, пытался сам построить телескоп и даже чуть было не стал астрономом - к счастью, чуть позже выяснилось, что это всё-таки не моё...)))

Не слышал. На деле, много было "локальных" авторов, о которых кто-то знал, а кто-то - нет.

я в детстве читала много всякого, от Осеевой до Тургенева и Лермонтова, а первая самостоятельно прочитанная книга была Ашик-Кериб Лермонтова в 5 лет))))
Маме нравился вид ребенка с книжкой, и мое чтение не фильтровали.
Одно из самых сильных впечатлений оказали - позитивных - Таис Афинская Ефремова в 9, и негативных - Зимовье на студеной Мамина-Сибиряка в 6....
А вот с 8-летним сыном мы читаем и обсуждаем... Его чтение я фильтрую))) Но мягко.
Киплинга прочитали, Питера Пэна, Роальда Дала "Чарли и шоколадная фабрика" и "Матильду", много всего большого, и не упомнишь. Тореадоры из Васюковки Всеволода Нестайко, его же Лесная школа - отличный цикл лет для 7-9.
Сейчас читаем "Приключения Муфтика, Полботинка и Мохобородько" Эно Рауда.
Очень понравились в контексте совместного чтения книги Кейт ДиКамилло - Приключения кролика Эдварда и Десперо (тот, которого потом извратили в мульт). Там много очень серьезных для маленького человека вопросов затрагивается, здорово для диалога. Мы постоянно останавливаемся и обсуждаем - Честь, Истина, Верность, Любовь... Просто и в контексте книги)))
Такой вот ритуал.
Сам себе обожает мифы читать - кельтские, греческие. Бестиарии всякие полюбляет, где драконы-грифоны и прочие тварюшки...
Вот так как-то.

Из перечисленного терпеть не могу: Осееву, Мамина-Сибиряка;
Люблю: Роальда Даля (взрослые, правда, вещи, а не сказки);
Нейтрально отношусь к: Лермонтову, Ефремову, Киплингу;
Не читал: Рауда, ДиКамилло.

Девочку и птицелета в детстве не осилила до конца. Недавно прочитала целиком без проблем, но каких-то эмоций особенных она не оставила.
Драгунского тоже перечитала во взрослом возрасте, воспринимается совсем по-другому.
А еще очень любила Алексина, не помню по имени. Но того самого, который написал "Коля пишет Оле", "В стране каникул" и т.д. Читала просто глотала. Где-то год назад перечитывала, очень понравилось. Так же впечатлили его книги для более взрослых типа "Поздний ребенок".

"Девочка и птицелёт", ха-ха :) Я как-то вот осилил. С трудом и ненавистью.

Алексина никогда не читал. Мне помню, Ирина Токмакова нравилась.

А Кассиль-то чем не угодил???

Он чудовищно нуден.