nostradamvs (nostradamvs) wrote,
nostradamvs
nostradamvs

Categories:

Несколько слов о творческих мастерских

Часто я получаю по рогам за своё поведение на творческих мастерских многих фестивалей. Ну, что поделаешь, характер такой, и изменить его достаточно непросто. В связи с этим я написал небольшой анализ – со своей точки зрения – разных мастеров, ведущих творческие мастерские. На некоторых я бывал сам, некоторые наблюдал со стороны.



Итак, я условно делю мастеров на несколько групп – для себя, внутренне.

1) Мастера, чьи творческие мастерские реально принесли мне пользу. То есть я принял – очно или post factum – их советы и рекомендации и сделал для себя какие-то выводы. Кроме того, в эту группу входят просто интересные мастерские. Чтобы никого не обидеть – в алфавитном порядке.

БРУС Василий. Витебский поэт. Как поэта, я Бруса не люблю и не читаю. Как человек и ведущий – он просто замечателен. Брус обладает такой удивительной вещью, как чувство стихотворения. Он легко вживается в любое чужое произведение и не технически, но именно со смысловой точки зрения указывает, что в стихотворении мешает ему быть действительно хорошим или отличным. Кроме того, он безумно эрудирован и может рассказть много интересного прямо на мастерской.
ЗАВГОРОДНИЙ Владимир. Донецк. Блестящий поэт и инструменталист, Завгородний сродни Вячеславу Климовичу (см.ниже). Он тонко ощущает, что нужно исправить в песне – всего лишь несколько лёгких штрихов, которые могу коренным образом песню изменить. Он может дать совершенно бесподобные советы по гармониям и музыкальной части, и часто своими мягкими и вежливыми словами бьёт точно в цель. Например, если песня не очень готова, Завгородний лучше всего отметит, почему и где она не готова.
ИЛЬИНЧИК “Леший” Алексей. Блестящий гомельский поэт. Когда Леший “в ударе”, он настолько красиво и в точку попадает каждым своим словом, что я после него пару раз брал красную ручку и тупо кромсал свои стихи в ужасе от того, что написал. Причём Леший ведёт это дело с замечательным юмором и очень интересно, перемежая мастерскую собственными стихами и экспромтами. Правда, Леший бывает “в ударе” не всегда. Когда он печален, ничего хорошего вы не услышите.
КАПЛАН Сергей. Симферополь. Замечательный большой духовно и физически командор – один из самых резких и эффектно ведущих мастеров, кого я знаю. Каплан сразу отметает песни по принципу “плохая/хорошая” и далее чётко и умело определяет, почему она плохая или хорошая с его точки зрения. Много советов Каплан не даёт и частенько отвлекается, но даже две-три сказанных им фразы имеют немалый вес. Часто он подмечает одно слово, которое кардинально меняет суть стихотворения, и меняет в лучшую сторону.
КЛИМОВИЧ Вячеслав. Гомельский бард, довольно каноничный и прекрасный “технарь” (имеется в виду техника игры). Очень тонко чувствует, что нужно сделать с песней, чтобы она “пошла”. Вячеслав ведёт мастерские во-первых живо и интересно, во-вторых все его советы и рекомендации совершенно чёткие, не абстрактные, дают нечто вроде руководства к действию. Плюс ко всему, он принимает любое творчество, даже если оно ему категорически не нравится, то есть, jedem das seine. И на моей памяти он никогда никого не обидел.
МЕДВЕДСКИЙ Эдуард. Могилёвский поэт. Медведский, как и Брус, имеет отличное чувство стиха, но он ещё мастер технической стороны дела. Прекрасный анализ, с юмором и улыбкой, мягко, но умело и красиво – любого стихотворения. Этого я всегда жду от Медведского, и всегда это получаю. Беру красную ручку и кромсаю, кромсаю...
НЕЖЕВЕЦ Алексей. Минский композитор и аранжировщик. Пусть Лёша – мой большой друг, но в эту категорию я его поместил не поэтому. У Алексея есть очень чёткая позиция по многим пунктам авторской песни, которую он облекает в грамотнейшие советы. Особенно – по подаче песни и по поведению на сцене, по вживанию в образ песни. По последнему он напоминает Сильченко (см.ниже). Советы Нежевца всегда абсолютно конкретны, и следовать им легко. Никакой философии или мнения о том, “что эта тема песни нехороша” вы не услышите.
СИЛЬЧЕНКО Игорь. Гомель. Блестящий исполнитель, Сильченко легко, доходчиво и каждому по своему – в соответствии с уровнем подготовки мастерящегося – пояснит и даже покажет технические моменты исполнения. Сильченко блестяще вживается в песню и может поймать в любой песне такие моменты, которые безусловно её усилят – как в исполнительском плане, так и в плане авторства.
ЮРКЕВИЧ Тарас. Брест. Несмотря на то, что творчество Юркевича – это совершенно не моё, я не люблю такой стиль, тем не менее, Тарас отлично ведёт мастерские. Тарас часто углубляется в исторические примеры, может грамотно объяснить, почему такая песня некорректна или несовершенна. Его советы чаще всего не технические, как, к примеру, у Климовича, а общие, но, впрочем, не расплывчатые. Послушать его стоит, хотя после мастреских Юркевича приходится проанализировать информацию. С первого раза я его никогда не принимал, но со второго – очень даже.
ШЕВЛЯКОВ Вячеслав. Витебск. Пожалуй, лучший ведущий поэтических мастерских, кого я когда-либо слышал. И – с моей точки зрения – лучший поющий поэт в Беларуси, имхо. Вячеслав всегда настолько чётко и умело подмечает технические неувязки, анаколуфы, провалы и неуместности в любом поэтическом произведении, в тексте песни, что диву даёшься, как у него получается. При этом он принимает любое творчество, он рэпа или панка до романса, и разбирается во всех жанрах, и справделиво оценит любого.

2) Мастера, с которыми приятно и интересно пообщаться просто как с людьми, но мастерские в их исполнении мне лично не дали практически ничего. То есть прошли, что называется, мимо. Это лично моё субъективное мнение, другим их мастреские были бы весьма полезны.

ЗАЛЕССКАЯ Ольга. Минская поэтесса и бард, один из моих любимых авторов, кого я могу слушать всегда и везде. Тем не менее, в мастерских мысли Залесской довольно резки и каноничны, мастерящийся или будет писать как писал раньше, или вовсе подумает, не бросить ли. В чём стоит послушать Залесскую – это в мастерстве подачи песни со сцены, тут её советы обычно конструктивны весьма и весьма.
ИЛЬЮШЕНКО Сергей. Замечатльный гроднеский автор и исполнитель. Ильюшенко на мастерских обыкновенно печален и серьёзен (на сцене он обыкновенно полон энергии и искромётен :)), и его советы чаще всего абстрактны и непросты для понимания. Он может углубиться в мораль или в историческую справку, а песня очтанется как-то немного в стороне. Впрочем, стоит послушать, порой весьма интересно.
КАДЕНКО Владимир. Киев. Безумно интеллигентный автор, Каденко настолько долго и аккуратно обрабатывает каждого мастерящегося, что становится несколько сложно. Каденко красиво говорит, он очень приятный и светлый человек, но на его мастерских практически нет конструктивных идей. Приятно то, что Каденко принимает и может похвалитьь даже то, что ему не нравится, но объективно сильно.
КОНОПЕЛЬКИН Александр. Великий и мудрый Капа из Гомеля/Муравленко – прекрасный поэт и человек, но мастерские ведёт не очень хорошо. Практически все его советы начинаются с “мне кажется” и заканчиваются обращением к коллеге “а что вы думаете?”. Просто в поющей среде без мастерских Капа – золото.
ПЕРЕЛЫГИН Игорь. Витебск. Интересный и оригинальный бард, тем не менее, слишком сложно ведущий мастерские, оперирующий загадочными определениями и понятиями музыкальной грамоты, начинающему автору, пожалуй, будет неинтересно. Про поэзию Игорь обычно говорит мало и с улыбкой, будто несерьёзно. В общем, не совсем моё.
ПОНОМАРЁВ Сергей. Минск. Замечательный человек, добрый и отзывчивый, прекрасный композитор. Но на мастерских Сергей как-то тушуется и говорит слишком расплывчатые вещи, причём все позитивные. Это конечно, неплохо, - никого не обидеть, но конструктивной критики от Пономарёва дождаться непросто :)
СКОСЫРЕВ Геннадий. Нижний Новгород. Композитор, очень добрый и милый в общении, но на мастерских создаётся впечатление, что он не знает, что сказать и выдумывает слова с трудом, вытягивая из пальца. Получается не очень конструктивно. Хотя некоторые неплохие советы даёт, послушать стоит.
ШМИДОВА Ирма. Гомель. Ирма – прекрасный автор и исполнитель, лауреат Груши, но мастерские она ведёт довольно скучно и ни о чём, мне так кажется. То есть никакой конкретики, только какой-то общий анализ, из которого ученик, особенно начинающий, вынесет немного. Это обусловлено, по-моему, добротой и искренностью Ирмы, которая не хочет сказть резко даже там, где этого не хватает.
ШПИЛЕВСКИЙ Сергей. Минский автор весьма оригинального характера. Его мастерская – это замечательное шоу хвалы того, что Шпилевскому нравится и поругания того, что не нравится. Ничего полезного, зато интересно до офигаения, плюс к тому, Шпилевский очень любит поспорить и часто сознательно вызывает мастерящегося на спор. Полезно с точки зрения умения общения с жюри.
ЯСЮКОВИЧ Ольга. Гомель. Добрый и светлый человек, прекрасный бард, но советы Ольги я ни разу не использовал. Как-то это вовсе не то, чем я могу восползоваться. Ольга где-то на грани между категориями 2 и 3 в моей классификации. Просто по причине радостности и света, исходящего от неё, я не могу с ней спорить никак :) На мастерскую к Ольге очень стоит сходить тем, кто и в самом деле хочет услышать о себе что-то новое. Подобным мне – тем, кто и сам всё знает :) – наверное, не стоит.

3) “Не мои” мастера. Это мастера, которым мне трудно дать характеристику. Они могут прекрасно и грамотно, и интересно “отмастерить” других, но я нахожусь с ними на противоположном полюсе, посему с радостью готов общаться просто, без всяких мастерских, иначе есть риск конфликта в связи с моим вспыльчивым характером.

ДРЫГИНА Татьяна. Прекрасная женщина, автор добрых и светлых песен, но... Моё творчество, на 90% состоящее из жести или стёба, рассчитано, конечно, на совсем других людей. Причём, мне сложно поймать эту грань. Насколько я слышал со стороны, Татьяна очень красиво “мастерит” лирические песни, женскую поэзию, то есть не то, что делаю я. Посему другим рекомендую, сам не пойду :)
КОВАЛЁВ Вячеслав. Замечательный бард, которого я с удовольствием слушаю. Но на мастерских Ковалёва – никакого желания присутствовать. Мне просто совсем неинтересно и скучно, потому что Ковалёв вычленяет из песни какую-то мелочь-мелочью и начинает её мучить. Впрочем, это, может быть, я так попадал.
ЛИХОВИДОВА Татьяна. Очень приятная и интересная женщина, но, верно, чересчур резкая, потому я всегда опасаюсь её мнения. У нас совсем разные взгляды на жизнь, и потому ничего не могу сказать: я просто пропускал её слова мимо ушей. В обычной жизни общаться очень интересно.
МИРЗАЯН Александр. Классик, умнейший человек, которого я вовсе не понимаю. Мне абсолютна чужда его теория матрицы в поэзии и его мнение. Тем не менее, говорит от долго, сложно и интересно, и многим это полезно, потому тоже: другим попробовать, сам не хочу.
ЩЕТНИКОВ Олег. Общался я с Щетниковым очень мало, но он на меня заочно и заранее произвёл нехорошее впечатление. Потому что и судя по его творчеству, и судя по моему, мы никогда не станем ни в чём согласны. Впрочем, мастерскую ведёт довольно интересно, стоит послушать тем, кто пишет с фолковыми мотивами или в каноническом стиле АП.

4) Мастера, у которых на мастерских я бывал, но мнения составить вовсе не успел из-за малой продолжительности общения.

МАТЬКУНОВ Виктор. Гомель. Сталкивался всего один раз. Виктор произвёл очень приятное впечатление и дал один грамотный совет, но для полноценного мнения это маловато.
СТУПИНСКИЙ Владимир. Гомельский поэт. Наверно, он неплохой ведущий мастерских, но меня он, к несчастью, только хвалил, поэтому поспорить не удалось, и мнения не получилось.

5) Есть замечательные люди, с которыми я знаком или лично, или по творчеству, но никогда не был на их мастерских, хотя точно знаю, что они их проводят иногда. Очень хочу побывать. Это Олег Медведев (Иркутск), Дмитрий Авилов (Москва), Игорь Белый (Москва), Константин Арбенин (СПб), Александр Петерсон (Спб), Александр Баль (Могилёв), Александр Апанович (Минск).

6) Есть замечательные люди, которые – я не знаю, ведут ли мастерские где-либо, но могут сказать много полезного, мне кажется. Это Алексей “Крыс” Ширяев (Минск, АИ, менестрель, рок-музыкант), Анастасия Голуб (поэтесса, Киев), Валентин Монастырский (Винница, поэт), Юлия Боброва (поэтесса, Минск), Михаил Целковик (композитор, Минск), Юрий Монин (Брест, АИ), Сергей “Трям” Хоменко (Киев, АИ), Вадим Мезецкий (Минск, АИ).

7) Есть отдельная категория. Мастера, о которых я не хочу говорить, потому что не хочу больше их видеть и тем более не пойду тратить своё и их время в бессмысленные мастерские. Их всего трое. И упоминать я их тут не буду.

Вот так. Следующий пост под этой меткой – соберусь когда-нибудь и напишу – будет посвящён тем, кого я люблю из исполнителей и авторов. Именно с точки зрения музыки. Имён будет много больше, раз в 5-10, но без анализа. Тоже под катом.

Tags: Фестивали
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 12 comments