nostradamvs (nostradamvs) wrote,
nostradamvs
nostradamvs

Category:

Привычные дифирамбы.

Иногда я пишу очень хорошие стихи. Сильные. У меня получается само: я просто к концу стихотворения знаю, как нужно его завершить, чтобы «торкало». Иногда я пишу просто красивые стихи, которые не торкают, но благоухают словесными эквилибрами.
Иногда я пишу посредственные стишки, а иногда – и вовсе плохие. И, в общем, не стесняюсь этого, поскольку не всё же шедевры клепать.
То же самое можно сказать про любого поэта, абсолютно про любого. У того же Гумилёва блестящие стихи перемежались с очень посредственными, у Пушкина, у Лермонтова, у Евтушенко.
То же самое можно сказать про любого творца: прозаика, художника, дизайнера, режиссёра, артиста.

Но есть такая категория: фанаты. Это люди, которые видят не стихотворение (картину, фильм), а создателя этой картины. Они хвалят и восторгаются даже тем, как их кумир пошёл в туалет и сделал там свои чёрные дела (о! это божественно! другие так не умеют!). Фанаты хвалят всё-всё-всё. Кстати, у меня уже была статейка на эту тему.
Я не люблю фанатов. Конечно, приятно, когда твоё весьма посредственное произведение все превозносят до небес. Но в этом есть обратная сторона: ты перестаёшь понимать, что оно – посредственное.
Чем популярнее человек, тем больше он обрастает фанатами и подвергается повсеместному давлению восхвалений. При этом человек настолько привыкает к состоянию хронической похвалы, что безумно обижается, когда какое-нибудь его произведение некий адекватный читатель раскладывает по полочкам.
Впрочем, не будем откладывать примеры в долгий ящик.

Сергея Лукьяненко как прозаика я очень уважаю. Он и в самом деле сильный писатель. Думаю, его имя так или иначе должно остаться в истории, как одно из наиболее значимых в новой русскоязычной фантастической литературе. Его роман «Далёкие берега» я считаю не просто блестящим, но гениальным. «Ночной дозор» я очень люблю и перечитывал раза три. Многие его романы я читал с удовольствием: они не натянуты, как у большинства современных прозаиков, легки и гармоничны.
Но последние три романа С.Л. однозначно слабее. «Черновик» вытягивает за счёт оригинальной идеи и языка – он хорош. Но «Чистовик» я уже читал с трудом. Роман «Конкуренты» я прочитать не смог, потому что это кошмар на улице Вязов, заказной и слабый, писаный не от души, а технически, левой ногой. Все, в общем-то, это знают, в том числе, полагаю, и С.Л.
Но фанаты есть фанаты. Я уже слышал восторженный визг некоего молодого человека «О! Лукьяненко написал новый гениальный роман!» - это про «Конкурентов». И ещё несколько подобных фанатских мнений. Я прекрасно понимаю, что эти люди любят не роман, что вы. Они восторгаются автором, слепо. Они могут вообще не читать его книг (есть и такие, кстати, я не шучу), но восторгаться каждым словом. Эти люди ищут в жёлтой прессе статьи и фотографии от папарацци; эти люди могут покупать переиздания книг только для того, чтобы иметь ту или иную книгу во всех вариантах издания.

В музыке такое тоже есть. Как-то раз, гуляя с друзьями по городу, мы встретили девушку с шариком с портретом Земфиры. Моя подруга приехала из Гродно специально на концерт Земфиры в Минск, и она решила спросить, где девушка купила такой шарик. Девушка сказала, что где-то в Днепропетровске. Выяснилось, что девушка входит в фан-клуб Земфиры, который ездит за ней по всем городам и гастролям, в стотысячный раз переслушивая одни и те же песни. Что бы не сделала Земфира, пусть она даже будет материться и бухать на сцене (слава Богу, она не будет этого делать), они будут в восторге. Они будут кричать, что это гениальный перфоманс, новое открытие в музыке и шедевр сценического мастерства.
При том, что к Земфире я отношусь хорошо, хотя сам её не слушаю: не моё. Мне только «СПИД» нравится, сильная песня. И «До свиданья».

Но наибольшее количество фанатов – в процентном отношении – у публичных людей, являющихся элементами «субкультуры», если можно так сказать. То есть широко известных, но не массово, а в определённых кругах. Такие круги и определяют высокое процентное содержание болезненных фанатов.
Олег Медведев, Аля Кудряшева, Алексей «Крыс» Ширяев, Вера Полозкова и многие другие – талантливейшие люди, написавшие блестящие стихи, песни, да. Но факт остаётся фактом: даже если планка спустится, всё вопримется на «ура». Ну, скажем, Медведев, имхо, всегда на высоте. Качественная ровность стихов, их шикарный уровень, и всё. Он просто не даёт фанатам повода похвалить что-нибудь недостойное (хотя некоторые старые песни Медведева намного слабее нынешних, Олег, экскьюз ми :).
А вот на примере Крыса или Изюбря можно просто-таки ткнуть пальцем и попасть вовсе не в небо.
Крыс написал много шикарных вещей. Его диск «Не жаль» я переслушивал кучу раз, «Сусанина» обожаю, и «Я тот, о ком», и «Зубную щётку». Но да простит меня Крыс, а его «Талибы» - это мегахренотень. Реально тупая песня, хоть убейте. И это не только моё мнение: в беседе с как минимум десятком человек, которые с удовольствием слушают Крыса, я убедился, что объективно она почти никому не нравится. Просто как-то неудобно об этом говорить. Те, кому она нравится, реально любят их не за то, какая песня, а за то, какой Крыс. P.S. Самое смешное, что я познакомился с Крысом в день написания им пресловутых «Талибов», в 2006-м. Они мне с самого начала не понравились :)
То же самое можно сказать об Изюбре. Девушка гениальная, тут не отберёшь. Множество её стихов я знаю наизусть, включил в свои учебники и так далее. «Мама на кухне, ключ на столе...», «Не бойся, милый, это как смерть из телека...», «Здравствуйте, едьте к сетям рыбачьим...», «Ты будешь шкипером, боцманом, чёрти кем...» - можно перечислять и перечислять. Но в последнее время не пишется. Бывает, у всех бывает. У меня бывает, когда всё очень плохо или когда всё очень хорошо. У неё – не знаю. Надеюсь, что хорошо :)
За последний год у Али были очень хорошие стихи – «Октябрь был дождём, непонятным месяцем...», например. «Сейчас два часа тридцать восемь минут...» тоже ничего, хотя слабее. Но последние несколько вещей – весьма рядовые, ничего особенного. Это нормально, ну, полоса такая. Пишется, как пишется, молодец, надо писать, верно. Но меня пугают фанаты, которые льют такие дифирамбы и пишут, что нет поэтов, кроме Али. Это болезненные фанаты, опасные. Это те самые, которые в итоге разорвут её на части и съедят, как в «Парфюмере».


Я не люблю фанатизм. В мире множество великолепных писателей, поэтов, режиссёров, актёров, и так далее. Мир не завершает своё вращение на ком-то одном. И Александр Сергеевич Пушкин не в одиночку написал за болдинскую осень всю русскую литературу. Он тоже, кстати, иногда такую лажу писал :)

И всё.
Tags: Аналитические статьи
Subscribe

  • 23 ноября 2019: Каменск-Уральский

    Ну что ж, сегодня мы в Каменске-Уральском. Тут всё плохо. Стагнирующие предприятия, убывающее население, уничтожаемая история, тлен и тьма. А был же…

  • Ачинск: печаль, разруха, разрушение истории

    Продолжаем путешествие по российским просторам. Сегодня мы в Ачинске. И я позволю в качестве эпиграфа привести собственный пост в Facebook,…

  • Братск в октябре

    На днях я побывал в эпическом городе Братск неподалёку (по сибирским меркам) от Иркутска. Город совершенно молодой, развиваться начал специально для…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 34 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →

  • 23 ноября 2019: Каменск-Уральский

    Ну что ж, сегодня мы в Каменске-Уральском. Тут всё плохо. Стагнирующие предприятия, убывающее население, уничтожаемая история, тлен и тьма. А был же…

  • Ачинск: печаль, разруха, разрушение истории

    Продолжаем путешествие по российским просторам. Сегодня мы в Ачинске. И я позволю в качестве эпиграфа привести собственный пост в Facebook,…

  • Братск в октябре

    На днях я побывал в эпическом городе Братск неподалёку (по сибирским меркам) от Иркутска. Город совершенно молодой, развиваться начал специально для…