nostradamvs (nostradamvs) wrote,
nostradamvs
nostradamvs

Category:

Планка

Каждый творец в какой-то определённый момент ставит себе планку. Именно с ней, с этой самой планкой и сравнивают все последующие работы творца. Его профессия не очень важна в данном случае: это может быть художник, поэт, писатель, дизайнер, архитектор. Это может быть не один конкретный человек, а команда людей, организация, группа, фирма.
У Виктора Пелевина в блестящей повести «Жёлтая стрела» (тоже, кстати, планка) был эпизод, когда главный герой в диалоге со своим другом-художником сравнивает его нынешнюю работу с одной из старых под названием «Будвейзер Господа моего» и говорит, что та была много лучше. Друг немного обижается: почему все его работы все сравнивают с «Будвейзером». На этот вопрос, по сути, нет ответа. Просто он поставил себе однажды планку: «Я могу так». И теперь все ждут от него именно этого, или более сильного.
Конечно, творец может поднимать планку. И слава Богу, если он будет постепенно поднимать её – до самого творческого финала. Гораздо страшнее, если после планки настанет не то чтобы спад, но возвращение к предыдущему уровню, каким бы высоким он ни был.
Мне кажется, планка – это плохо. Это плохо, когда какое-то одно произведение оказывается прыжком выше головы. Когда от творца ждут продолжения банкета, а он – не может, потому что это и так было чрезмерное перенапряжение сил, что-то невозможное, что-то космическое.
Так, Оруэлл написал «1984», и всё остальное у него – каким бы хорошим оно не было, каким замечательным – на голову ниже. Так Павел Вежинов создал «Барьер», и после «Барьера» всё остальное читается уже как будто произведение другого автора. Так у Умберто Эко «Имя розы» перевешивает остальные три его романа вместе взятые (не умаляя их литературных достоинств). Так Александр Иванов написал «Явление Христа народу», а что мы помним ещё из его картин? Так Жак-Луи Давид создал «Смерть Марата» (хотя у Давида есть ещё блестящие картины, истинные шедевры). Так Фрэнсис Форд Коппола снял «Дракулу», которая обогнала «Апокалипсис сегодня», бывший его предыдущей планкой. А, к примеру, Найт Шьямалан поставил себе планку своим первым же фильмом – «Шестое чувство» - и никак не может повторить это достижение. А вот для Антонио Гауди его величайшее произведение – Саграда Фамилиа – стало последним, даже незаконченным, и он завершил свой путь на самой вершине. Так Джон Майкл Хоторн, Йохен Риндт и Джеки Стюарт выиграли свои последние чемпионаты мира Ф-1, после чего покинули гонки (Риндт – погиб, став чемпионом посмертно).
Актёры играют свои лучшие роли, спортсмены устанавливают рекорды и побеждают в соревнованиях, поэты пишут великие стихи, архитекторы строят великие здания, учёные делают свои гениальные открытия – и этим задают ту высоту, которую они способны преодолеть, и к которой стремятся потом, иногда на протяжении всей жизни, иногда – бессмысленно и пусто.
И хуже всего творцу – когда от него ждут этого повторения. Ждут новой высоты. Нового рекорда. Как сейчас 7500 ЖЖ-юзеров ждут повторения «Мама на даче, ключ на столе...» от Али Кудряшевой (ведь ждут, почти все, кого ни спроси). Как ждут новых блестящих текстов от Леонида Каганова или Евгения Шестакова, и расстраиваются, читая последние, не самые удачные их работы. Как ждут, что Артемий Лебедев перестанет постить сиськи и мат, но снова будет писать логичный креатив из серии «Ководства». Как ждут от Виктора Попова третьей великой песни наравне с «Молитвой десятого» и «Жанной».
Просто бывает так, что человек рождается для того, чтобы написать одно стихотворение. Спеть одну песню. Сыграть одну роль. И когда он её сыграет – он может уйти, он больше не нужен мирозданию, потому что на его пустое место встала песня, стихотворение, роль, и заняла это место целиком и полностью.
Надеюсь, что я не всё ещё написал, потому что иногда кажется именно так.
Tags: Аналитические статьи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 32 comments