Парфюмерная мастерская.

Я делаю добро из зла, потому что его больше не из чего сделать.

Previous Entry Share Next Entry
Рекламно-коммерческие марки
Парфюмер за работой
nostradamvs
К концу XIX века использование почтовых марок было повсеместным и естественным. Даже самые отсталые и отдалённые государства выпускали марки – причём как дефинитивные (сугубо для оплаты отправлений), так и коммеморативные (в честь различных событий, в первую очередь для коллекционеров). Объём почтовых перевозок в мире рос не по дням, а по часам.
И в 1880-х годах какой-то умный рекламный менеджер придумал хороший ход, получивший название «рекламных марок» (poster stamps). Собственно, непочтовые марки (cinderella stamps) печатались и раньше, с 1860-х, например, но в 80-е в этом деле появилось то, что дало дальнейший толчок развитию индустрии, – коммерческий интерес.




Рекламная марка, по сути, – клочок бумаги. Чаще перфорированный. Это связано с тем, что разрезание перфорацией проще и дешевле, чем резка ножами (по крайней мере, была в то время). В отличие от почтовой марки, никаких законов оформления у рекламных марок нет.




Вы спросите: зачем вообще такой странный формат рекламы? Как он использовался? Да очень просто. Эти марки клеились на конверты вместе с обычными почтовыми марками – и приходили адресату. По сути, это была реклама на конвертах. Иногда компании договаривались прямо с почтовыми службами, иногда просто предписывали клеить такие марки своим сотрудникам – и так далее. Но спешу заметить, что это лишь один из многих вариантов использования рекламных марок. Помимо того, рекламные марки клеились на журналы, брошюры, коробки - да абсолютно на всё, что может попасть в руки потенциальному покупателю! Посмотрим, что в этой сфере имеется ещё.



Расцвет рекламных марок пришёлся на 1908-14 годы. За этот период, например, одни только немецкие компании (да и государство тоже) выпустили более 50 000 наименований рекламных марок – в разы больше, чем все почтовые марки мира за тот же период, вместе взятые. Германия вообще была лидером в рекламно-эрринофилических делах (эрринофилия – это коллекционирование непочтовых марок, не путать с филателией).




Отдельно хотелось бы отметить компании Metzeler (производителя резины – автомобильных шин, оборудования для дирижаблей) и Abadie (сигареты), напечатавших весьма эффектные монохромные серии, причём если у Metzeler марок было что-то около 120, то Abadie зашкалила за 1000.




С заметным отставанием от Германии по количеству подобной продукции шли США, Франция, Дания, Швеция, Великобритания, Россия. Да-да, Россия тоже входила в ряд самых активных производителей рекламных марок (четвёртая по счёту марка на иллюстрации - рекламно-выставочная, о них будет отдельный пост).




Как уже говорилось, подобные марки клеились на конверты наряду с почтовыми сёстрами. Но если почтовая марка-дефинитив в первую очередь стремилась к небольшому размеру, чтобы не занимать места на конверте и позволить набрать любую сумму, то рекламные марки как раз были большими и красочными – чтобы сразу быть заметными. Средний размер рекламной марки того периода составлял 4 на 5 сантиметров, но доходило и до 5x7, и даже ещё больше. Самая крупная почтовая марка казалась весьма средненькой по сравнению с рекламными гигантами.



Быстро сообразив, что коллекционеры начнут гоняться за рекламными марками, некоторые производители начали печатать серии. То есть «получи 6 писем, собери полный набор». Или сходи в фирменный магазин, купи там шоколадку и получи марку в подарок.



Первая Мировая сильно нарушила развитие рекламной филпродукции. По сути, в 1915-м вся эта история замерла (правда, взамен появились пропагандистские марки – но о них позже). И надо отметить, что после войны она практически не возродилась в том виде, в каком существовала до неё. В России рекламные марки исчезли как явление – Советы не подразумевали такого вида рекламы (да вообще реклама в РСФСР и СССР свелась к государственной монополии). Впрочем, порядка сотни рекламно-коммерческих марок в СССР всё-таки выпустили. Вот такого плана:



Более того, во многих рекламных марках СССР была применена оригинальная методика. За рубежом рекламные марки клеились на конверты рядом с почтовыми марками. У нас же придумали оставлять прямо на рекламной марке место под почтовую, превращая их при склеивании в единый объект. На примерах - чистая и с накленной почтовой маркой.



Но в 1920-е рекламные марки во второй раз вышли на пик популярности – и теперь этому способствовала Швейцария. Собственно, швейцарские производители шоколада и до войны печатали, как и все европейские государства, рекламные марки. Но в 20-е начался пик альбомного коллекционирования подобной продукции.




Проще говоря, все шоколадные бренды Швейцарии начали выпускать специальные коллекционные альбомы и марки к ним. Купишь шоколадку – получишь марочку, положишь в альбом. Это был принцип «вкладышей к жевачкам», если говорить просто. Особенно старались, конечно, Nestle, Cailler, Tobler. Один только Tobler (кстати, именно они придумали это дело в 1905 году, но тогда как-то «не пошло») напечатал за несколько лет в 1920-х более 1500 марок!
На иллюстрациях – страницы из коллекционных альбомов.







Очень подробно про швейцарские «шоколадные» марки можно почитать на отдельном посвященном этой теме сайте: http://sammelbilderalben.ch/.
Суммарно количество «шоколадных» марок зашкалило за 20 000, а последние серии допечатывались ещё в 1960-х годах.



В дополнение - хорошая статья на сайте непочтовых марок России: http://www.nepochta.ru/art/s11.html (и вообще, очень грамотный и интересный сайт, кстати).

Удивительно, но рекламные марки не стали частью истории. По сей день порой можно встретить их на различных фирменных конвертах или бланках. Например, вот блок марок с рекламой Международной академии бизнеса (обратите внимание, на марках оставлено место для наклейки дефинитива, как и на старых советских):



Заказать рекламные марки можно в ряде типографий. Приводить адреса не буду, если нужно, достаточно запросить в Google печать рекламных марок.

В принципе, уже к началу Второй мировой войны рекламные марки сошли на «нет» (иногда, повторимся, подобные вещи появляются даже сегодня - крайне редко, лишь случайно). Зато очень активно развились другие направления непочтовой филателии (класса cinderella stamps) – например, пропагандистские марки. Также вплоть до сегодняшнего дня выпускаются выставочные марки к различным экспозициям. Но о них я расскажу как-нибудь в другой раз.

Полный список материалов о филателии можно посмотреть во второй части оглавлении моего Живого Журнала.

  • 1
Бедный бронепалубный крейсер на марке Эйнема. Его малость сплющили :)

А любопытную тему продолжай :)

Это была серия из 12 марок с боевыми кораблями. Стоит нынче, если полная, чудовищного бабла :)

Спасибо за интересный пост! : ))

  • 1
?

Log in

No account? Create an account